Причины роста глобальной мобильности капитала.
Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала в последнее время является либерализация условий его миграции, свойственная как промышленно развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам.
Возникло новое понятие в вывозе капитала — миграция капитала, т.е. взаимопроникновение капиталов промышленно развитых стран. Существует несколько причин взаимопроникновения капиталов промышленно развитых стран:
1. теряют свое значение такие факторы, как дешевые производственные ресурсы, в том числе и рабочая сила. Переход к новым технологиям сберегает сырье и требует высококвалифицированного труда.
2. переориентация экспорта капитала от развивающихся государств к промышленно развитым странам состоит в том, что в последних легче создать в обрабатывающей промышленности крупномасштабное производство наукоемкой продукции, которое обеспечено здесь высококвалифицированными кадрами, финансовыми средствами и имеет емкие внутренние рынки.
3. третья группа причин обусловлена развертыванием НТР. Появился новый мотив для перекрестного движения капиталов — стремление как можно шире использовать научно-технические достижения отдельных индустриальных стран. С целью доступа к передовой технологии этих стран там создаются филиалы, открываются совместные предприятия и другие организации.
4. четвертая причина взаимного движения капиталов промышленно развитых стран сводится к желанию мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран.
Наконец, остаются и обычные мотивы роста глобальной мобильности капитала — желание получить максимально высокую прибыль. Для этого используется разница в норме прибыли, различия в налогообложении, в ценах на сырье и материалы.
Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
Государство использует следующие меры регулирования импорта капитала:
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь - защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.
На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики.
Заметно изменилась и роль государства в деле вывоза капитала за границу. Хотя частные инвестиции по-прежнему увеличиваются быстрее государственных, но этот рост происходит в значительной мере за счет реинвестиций прибылей, полученных от уже вложенного капитала. Государство не ограничивается своей ролью крупнейшего экспортера капитала. Одновременно возросло его значение как гаранта вывоза частного капитала. Так, во всех промышленно развитых странах созданы специальные государственные организации и банки, занимающиеся страхованием экспортных кредитов. Например, в США эту функцию выполняет Экспортно-импортный банк.
Влияние государства на международные инвестиции проявляется также в создании ряда международных кредитно-финансовых учреждений, с помощью которых государственные денежные средства инвестируются в разных странах. К их числу относятся Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР). В Европе организованы Европейский инвестиционный банк, а также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие.