Социальная ответственность организаций
Организацию можно рассматривать как производственную целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую функцию производства продукции и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения и доходы для предпринимателей.
Организация одновременно является частью среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств информации, союзов и объединений, собственников акций, работников и др. и находясь в прямой зависимости от нее должна наряду с обеспечением своих интересов удовлетворять интересы среды.
Организации отвечают перед обществом за его состояние, благополучие, что требует от них безусловного выполнения требований фискальной политики государства и направления части ресурсов и усилий по социальным каналам.
Сферами ответственности организации являются:
-создание экономических условий выполнения функций государства;
- защита среды обитания;
-сохранение исторического наследия;
-здравоохранение;
-образование;
-развитие коммуникаций и транспортных артерий;
-формирование международного имиджа;
-безопасность;
-защита прав потребителей и т. п.
Бизнес в этом случае выступает в роли фактора ответственности за развитие общества.
Социальную ответственность организаций следует, в первую очередь соотносить с юридической ответственностью, требующей:
-безусловного выполнение законов и норм государственного регулирования деятельности организаций;
-своевременной и полном объеме уплаты налогов и других сборов для решения общегосударственных и социальных задач.
Сверх юридической социальная ответственность носит добровольный характер, когда организации часть своих доходов жертвуют на социальные нужды.
Примером могут быть:
-добровольные пожертвования на местные благотворительные нужды;
-пожертвования средств на сохранение окружающей среды;
-благоустройство городов и сельских населенных пунктов;
- пожертвования в фонд голодающих, в фонд «Дети Чернобыля» и т. п. Доброе отношение к потребителям и своим работникам является нормой поведения множества предпринимателей.
Распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Проводятся социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность участия в их осуществлении работников фирм. Выполнение работ для общества способствует улучшению отношений между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное влияние на самих сотрудников и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции которых нуждается общество, дарят эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятников, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т. п.
Социальная ответственность предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности организации необходимо постоянно приспосабливаться к окружающей среде и откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними.
Если действия предприятия направлены на улучшение жизни местного сообщества, оно получает выгоды в виде благоприятных условий для развития бизнеса. От передачи части ресурсов на социальные нужды бизнес оказывается только в выигрыше.
Являясь составной частью общества, организации должны исходить из посылок поддержания законности и порядка, им и их работникам должны быть свойственны нормы общественной морали, принятые в стране.
Функцию социальной ответственности выполняют организации, обеспечивая прибыльность. Рабочие места, заработная плата, уплата налогов являются важнейшими составляющими социальной ответственности.