Административно-командная система.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.
Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности – на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, а также национализации всех промышленных, торговых и других видов предприятий.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Это:
1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов;
2) государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
3) государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.
Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную дефицитность экономики.
Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели – американская, западноевропейская, японская.
Рассмотрим наиболее известные национальные модели:
Американская модельпостроена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства вообще не ставятся. Эта модель основана:
1) на высоком уровне производительности труда;
2) массовой ориентации на достижение личного успеха.
В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период, в условиях прихода к власти демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры, а также в ряде отраслей добывающей промышленности.
Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Западноевропейскому региону присуща глубокая межгосударственная экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.
Западногерманская модель. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок использует побудительные мотивы высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Шведская модельотличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Хотя в руках государства находится всего 4% основных фондов, государственные расходы в 2000-х гг. составляют свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Это становится возможным только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация» и характерна тем, что:
1) функция производства ложится на частные предприятия, которые действуют на конкурентной рыночной основе;
2) функции обеспечения высокого уровня жизни, такие как занятость, образование, медицинское обслуживание, социально страхование и развития инфраструктуры ложатся на государство.
Японская модельхарактеризуется определенным отставанием уровня жизни населения, в том числе уровня заработной платы, от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна в следующих случаях:
1) при исключительно высоком развитии национального самосознания;
2) когда приоритет интересов нации выше интересов конкретного человека;
3) когда население готово идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.
Южнокорейская модельпредставляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.
Южнокорейское государство целенаправленно способствует созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, которые потом перерастают в финансово-промышленные группы.
Отрицательная черта у южнокорейской и японской моделей заключается в следующем:
1) очень сильное государственное вмешательство в рыночный механизм;
2) пониженная приспособляемость к мировым финансовым кризисам.
В конце ХХ века в России сформировалась национально-специфическая модель переходной экономики.
На начальном этапе переходного процесса, на формирование этой модели сильное воздействие оказали исходные экономические и социальные условия. А именно:
- крайне высокое даже для социалистических стран, государственное регулирование экономики;
- длительное, на протяжении жизни трех поколений, существование принципиально антирыночной экономики и отсутствие коллективной памяти о рыночных отношениях;
- огромные диспропорции в отраслевой структуре национальной экономики, где главное место занимали, в первую очередь, военно-промышленный комплекс и отрасли по добыче и первичной переработке сырья и топлива. Неконкурентоспособными в большей части были обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг;
- невысокий жизненный уровень основной массы населения при неплохой системе социальной защиты, здравоохранения и образования.
Вышеперечисленные исходные экономические и социальные условия усугублялись отрицательным воздействием исходных политических условий, из которых главными были:
- распад союзного государства и необходимость формирования новой российской государственности;
- отсутствие в обществе в первое десятилетие преобразований консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, что обусловливало политическую нестабильность.
Характеризуя условия становления российской модели рыночной экономики, необходимо учитывать, что Россия в социокультурном отношении является связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Поэтому российское общество соединяет в себе не только западные, но и восточные модели, о чем свидетельствуют следующие его социокультурные особенности, такие как:
- огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;
- неразвитость частной собственности, прежде всего на землю, и неразрывная связь власти и собственности;
- слабое развитие автономного от государства гражданского общества;
- слабость индивидуальной хозяйственной инициативы при сильных коллективистских тенденциях.
В результате в России в конце ХХ в. реализовался так называемый «компромиссный» вариант преобразований. В нем котором сочетались либеральные концепции с сохранением некоторых русских, советских хозяйственных и социальных институтов, особенно в нерыночном секторе. Данный вариант преобразований оказался в социально-экономическом отношении неэффективным. Он сопровождался глубоким и долгим спадом производства, снижением жизненного уровня населения России, а также разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями.
Но тем не менее этот «компромиссный» путь позволил сохранить минимальную социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, которая имела следующие основные черты:
1) союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов, т.е. группировок бизнесменов, которые действовали в связке с чиновниками и монопольно контролировали самые выгодные рынки. В связи с этим, тандем хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратился в главный тормоз дальнейших рыночных реформ, т.к. образовавшиеся кланы боялись, что перемены могут ослабить их власть;
2) номенклатурное предпринимательство, т.е. участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности и отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;
3) нерыночный монополизм. Это результат сращивания коммерческих и государственных структур с целью закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, а также создания благоприятных условий для «дружественных» фирм;
4) неравные условия конкуренции. В связи с этим, нерыночный монополизм и номенклатурное предпринимательство, подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям, обрекли экономику страны на низкие темпы роста и застой экономики;
5) сохранение феномена власти-собственности. По этой причине отсутствует полноценная, т.е. легитимная частная собственность и периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;
6) высокая, даже по меркам переходных обществ, социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, а также коррупцией и слабостью институтов гражданского общества (т.е. профсоюзы неспособны были отстаивать интересы своих рабочих);
7) очень высокие масштабы теневой экономики. В складывающейся в России системе, теневая экономика представляет собой реакцию субъектов экономического рынка на бюрократизацию хозяйственной жизни и очень высокое налогообложение. Теневая Деятельность стала присутствовать в работе всех организаций и предприятий, включая и государственные учреждения.
Таким образом, сложившаяся в России модель переходной экономики, была отягощена серьезными недостатками. Эта модель капитализма была создана преимущественно «для своих людей», при которой многие слои активного населения были вытеснены на обочину экономической жизни. Данная модель обрекла Россию на преобладание только добывающих отраслей, т.е. топливно-сырьевую специализацию.
Преодоление этих недостатков возможно, если:
1) продолжить реформирование всех ведущих отраслей экономического хозяйствования;
2) обеспечить свободный выход на рынок;
3) создать равные условия конкуренции для всех экономических субъектов;
4) защищать собственность и рыночные правила игры;
5) путем снижения налогового бремени вывести экономику из тени.