Платная приватизация (на сегодняшний день)
· определена дополнительная доля имущества
· имущество продавалось на свободном рынке
Итог приватизации: создание института ЧС как основы экономики.
13. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Основная цель предпринимательства - получение прибыли.
Формы предпринимательской деятельности:
· ИП (индивидуальный предприниматель) – самостоятельное решение вопросов, полная ответственность;
· Товарищество– коллективное принятие решений, полная ответственность всех участников товарищества, разделение прибыли в долях;
· ООО (общество с ограниченной ответственностью) – ответственность ограничена взносом в уставной капитал;
· ЗАО, ОАО (акционерные общества) – сложность принятия ключевых решений, риск потери контроля над предприятием, прибыль в виде дивидендов с имеющихся акций;
На выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности влияетразмер желаемой прибыли, желаемый уровень юридической ответственности за предприятие, личные качества, влияющие на количество власти в процессе принятия решений.
14. Сущность рынка и условия его возникновения. Рынок и его функции. Виды рынков. Теневая экономика.
Рынок – обмен, организованный по законам товарного хозяйства. Эквивалентный обмен товарами по стоимости посредством денег.
Рынок– система отношений обмена, организованного по законам товарного хозяйства.
Функции рынка:
1. Ценообразующая (цена – денежное выражение стоимости товара; в рынке складывается равновесная цена)
2. Информационная (рынок даёт сигналы посредством изменения цен об изменениях в экономике)
3. Рациональное распределение ресурсов.
4. Уравнение диспропорций экономического развития территорий.
5. Предотвращение дефицита.
Виды рынков:
1) по типу продаваемого товара:
· средств производства
· предметов потребления
· рабочей силы
· капитала
· информации
2) по способу участия субъектов обмена:
· публичный
· посреднический
· безличный (интернет)
3) по характеру соответствия законодательству:
· обычный (легальный)
· теневой (рынок, доходы в котором не подвержены налогообложению)
4) по территориальному признаку:
· региональный
· национальный (внутренний)
· внешний
· мировой
15. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Закон спроса.
Спрос – количество товаров и услуг, которые потребитель хочет и может приобрести по данной цене в данный период времени.
Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя.
Рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов.
Факторы, влияющие на спрос:
· цена товара (обратная зависимость)
· доходы потребителей (прямая зависимость)
· мода, вкусы, предпочтения
· традиции
· внешние условия (время года, климат)
· инфляционные ожидания (ожидание роста цен)
· форс-мажорные обстоятельства
· реклама
Закон спроса: при прочих равных условиях с ростом цены уменьшается спрос. Исключения: демонстративное поведение потребителя, приобретение товаров для сбережения денежных средств (земля, золото, недвижимость, антиквариат), потребление товаров, расходы на которые занимают маленькую долю.
16. Предложение и его факторы. Закон предложения.
Предложение – количество товаров и услуг, которые производитель хочет и может продать по данной цене в данный период времени.
Факторы, влияющие на предложение:
· цена товара (прямая зависимость)
· цена и доступность ресурсов для производства (обратная зависимость)
· государственная политика воздействия на производителя
· инфляционные ожидания (ожидание роста цен)
· форс-мажорные обстоятельства
· сезон
Закон предложения: при прочих равных условиях с ростом цены увеличивается предложение. Исключения: демонстративное поведение производителя, товары, заведомом невыгодные для производства.
17. Равновесная цена и механизм её установления. Проблемы равновесия рынка.
Равновесная цена – цена, удовлетворяющая интересы как потребителя, так и производителя. При равновесной цене спрос = предложению.
Потребитель определяет цену исходя из полезности товара, производитель определяет цену исходя из реальной стоимости товара.
Состояния неравновесия:
1.Цена устанавливается выше равновесного уровня, что приводит к профициту товаров. Причина: монополизация рынка и повышение цен.
2.Цена устанавливается ниже равновесного уровня, что приводит к дефициту товаров. Причина: государственная политика в области ценообразования.
Выход из состояния неравновесия – изменение уровня цен.
18. Эластичность спроса и предложения по цене. Значение понятия эластичности.
Эластичность спроса – степень реакции спроса на изменение цена на 1%. E= -Q/p.
Эластичность предложения – мера или степень изменения предложения как реакция изменения цен на 1%. E=Q/p
Виды эластичности спроса:
· эластичный (E>1) – предметы роскоши, товары не слишком необходимые – мгновенная реакция спроса!
· единичная эластичность (E=1)
· неэластичный (E<1) – товары 1-й необходимости, товары, не имеющие заменителей, товары малостоящие
Виды эластичности предложения:
· эластичный (E>1) – производитель изменяет факторы производства.
· единичная эластичность (E=1) – производитель может заменить часть факторов производства.
· неэластичный (E<1) – производитель не может изменить факторы производства, производство остаётся прежним.
19. Конкуренция – необходимое условие функционирования рынка. Конкуренция и монополия. Взаимосвязь и противоречие.
Конкуренция– борьба производителей за лучшие условия производства и реализации товаров.
Виды конкуренции:
1) по методам её ведения:
· ценовая
· неценовая (качества и сервиса)
2) по степени развития:
· совершенная конкуренция (бесконечно большое число производителей, производящих однотипный товар, производитель не может повлиять на сложившуюся на рынке цену)
· несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция (бесконечно большое число производителей, производящих дифференцированный товар, производитель влияет на цену), олигополия (несколько крупных производителей), монополия(единственный производитель, диктующий свои условия))
3) по сфере деятельности:
· внутриотраслевая
· межотраслевая
Монополия – состояние рынка, когда одна фирма захватывает рынок и диктует ему свои условия производства и сбыта продукции.
Виды монополии:
· чистая (1 производитель)
· обычная (производителей несколько, но условия диктует лидер)
· естественная (используются ресурсы, не доступные другим пользователям)