Основные источники финансирования бизнеса
Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами и услугами.
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
Предпринимательские особенности:
1.риск
2. личная инициатива
3. самостоятельность
4. ответственность
Виды предпринимательства:
1. Производственное
2. Коммерческое
3. Финансовое
4. Посредническое
5. Страховое
Функции:
1. Ресурсная ( соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое )
2. Организационная ( использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода )
3. Творческая ( применение новаторства в деятельности )
Источники финансирования бизнеса
- это функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а также список экономических субъектов, кторые могут предоставить эти финансовые средства.
Виды:
Внутренние | Внешние |
1.Собственные деньги или накопленная прибыль. 2. доходы от собственности фирмы. 3. дополнительные вложения ( свои и компаньонов ) | 1. банковский кредит. 2. инвестиции. 3. продажа акций и облигаций. Бюджетные средства. |
Основа стратегии финансирования бизнеса – разработка схем фиксирования, исходя из индивидуальных особенностей бизнеса и влияющих на него факторов.
Инвестиции –долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода.
От кредитов инвестиции отличаются степенью риска.
Условия, обеспечивающие эффективность инвестирования :
1. Инвестировать имеет смысл, если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляций .
2. Инвестировать целесообразно только тогда , когда от этого можно получить большую чистую прибыль.
3. Инвестировать только наиболее рентабельные проекты.
Виды инвестиций:
1. По объекту инвестирования:
· Реальные ( покупка капитала какой-либо компании )
· Финансовые
· Спекулятивные ( спекуляция – покупка активов исключительно ради возможного изменения цены )
2. По основным видам инвестирования:
· Прямые
· Портфельные ( инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг )
3. По срокам вложения:
· Краткосрочные ( до 1 года )
· Среднесрочные ( 1-3 года )
· Долгосрочные ( свыше 3-5 )
4. По форме собственности:
· Частная
· Государственная
· Иностранная
· Смешанная
Рынок труда. Безработица.
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Субъекты рынка труда:
1. Наемные работники
2. Профсоюзы
3. Государство
4. Предприятия
Рабочая сила –способность человека трудиться, т.е. умственные и физические возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготовляемой продукции.
Спрос на труд | Предложение труда |
Объем услуг труда, который фирмы готовы приобрести при существующих ценах на труд. | Объем услуг труда, который работники готовы предложить при существующих ценах на труд. |
Основные факторы, определяющие спрос на труд:
1. Производительность труда
2. Использование современных технологий
3. Состояние экономики и ее отдельных отраслей
4. Спрос на потребительские товары, необходимые обществу
Основные факторы, определяющие предложение труда:
1. Численность населения и его трудоспособной части
2. Уровень квалификации
3. Уровень и структура заработной платы
4. Социальная и налоговая политика государства
В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Особенности рынка труда:
1. Покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид
2. Связан с особым ресурсом - «человеческим капиталом»
3. Компенсация за труд может быть представлена не только заработной платой
4. Для взаимного функционирования между работником и работодателем заключается трудовой договор
5. При покупке рабочей силы, работодатель часто сталкивается с разной квалификацией персонала
6. Присутствует большое число структур,
Черты конкурентного рынка труда:
1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда
2. Услуги труда в качественном отношении являются однородными
3. Никто из покупателей и продавцов не может повлиять на ставку заработной платы, которая формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на труд
4. Работники свободны в решениях входить на данный рынок труда или покидать его
Заработная плата– форма материального вознаграждения за труд, поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Факторы, определяющие величину заработной платы:
1. Уровень образования
2. Квалификация
3. Природные способности
4. Опыт работы
5. Здоровье
6. Спрос на товар
7. Условия труда
8. Особенности отрасли
9. Особенности региона
10. Экономическая ситуация
Виды заработной платы:
1. Номинальная ( вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определенной суммы денег )
2. Реальная ( сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги )
Факторы, определяющие уровень реально заработной платы:
1. Величина номинальной заработной платы
2. Уровень цен в стране
3. Размер налогового обложения
Формы заработной платы:
1. Повременная ( 100р/ч )
2. Сдельная ( 100р за деталь )
3. Смешанная
Все население страны состоит из трудоспособных и нетрудоспособных граждан.
Трудоспособные граждане :
1. Женщина от 16 до 55 лет
2. Мужчина от 16 до 60 лет
Способные по состоянию здоровья реализовать потребность трудиться.
Граждане, составляющие рабочую силу – экономически активное население.
Занятые | Безработные |
1. Люди, имеющие работу, в том числе занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. 2. Работающие по найму 3. Занимающиеся частным бизнесом 4. Находящиеся на государственной службе 5. Люди на больничном | 1. Не имеющие работу 2. Состоящие на учете в центрах занятости 3. Готовые приступить к работе немедленно |
Нетрудоспособные граждане ( дети до 16 лет, пенсионеры, заключенные в тюрьмах и т.д. )
Безработица –социально-экономическое явление, сущность которого заключается в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Причины:
1. Завышенные требования самих работников
2. Слишком низкий спрос на рабочую силу
3. Негибкость, характерная для рынка труда
Виды безработицы:
1. Структурная – возникает в том случае, если число свободных мест для работников определенных специальностей оказывается куда меньше, чем число безработных людей с этими специальностями. Структурная безработица связана с изменением спроса на рыночную силу различных профессий и специальностей:
Одни профессии устаревают и становятся невостребованными, возникает потребность в новых профессиях.
2. Фрикционная – незанятость, возникающая из-за того, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшего его по своей воле, требуется некоторое время, чтобы найти новое рабочее место.
3. Циклическая – незанятость, которая возникает в стране, переживающей общий экономический спад.
Формы безработицы:
1. Открытая ( увольнение работника )
2. Скрытая ( сокращение рабочего дня или недели, принудительный отпуск )
3. Текучая
4. Застойная ( экономический кризис )
5. Сезонная
Последствия безработицы:
Позитивные | Негативные |
1.формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства 2.сдерживаются требования профсоюзов 3.усиливается трудовая мотивация | 1.недоиспользование экономического потенциала общества 2. снижение уровня жизни населения · Снижение общего уровня доходов · Снижение потребления · Снижение всех экономических показателей · Сокращение производства 3.потеря профессиональных навыков 4.рост алкоголизма, наркомании, преступности |
Направления, по которым государство решает проблему безработицы:
В рамках рыночного механизма | Воздействуя на рыночный механизм |
1.проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификаций 2.выплата пособий по безработице 3.установление уровня минимальной заработной платы | 1.денежное регулирование и регулирование учетной ставки процента 2.осуществление своей предпринимательской деятельности, развивая некоторые необходимые обществу отрасли 3.предоставление различных субсидий и налоговых льгот |
Инфляция –обесценивание бумажных денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обеспеченного повышением их качества.
Типы инфляции:
1. Инфляция спроса ( возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх: цены начинают «гоняться» за товарами )
2. Инфляция предложения ( возникает в результате сокращения совокупного предложения из-за увеличения издержек производства )
Причины:
1. Из-за роста государственных расходов, государство часто прибегает к эмиссии денег
2. Сокращение реального объема национального производства
3. Монополия профсоюзов, которая «заставляет» работодателя повышать заработную плату
4. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства
Классификация инфляций:
1. По характеру протекания:
· Открытая
· Скрытая
2. Зависимость от темпа роста:
· Умеренная ( цены поднимаются на 5-10% в год)
· Галопирующая (быстрое и скачкообразное увеличение цен на 10-20% в год)
· Гиперинфляция ( до 1000% в год )
3. Степень расхождения роста цен:
· Сбалансированная
· Несбалансированная
4. Степень прогнозируемости роста:
· Прогнозируемая
· Непрогнозируемая
Последствия инфляции:
Отрицательные:
1. Для сферы производства :
· Обесценивание всего фонда накопления
· Обесценивание кредитов
· Вся система производства впадает в депрессию ( кризис )
2. При распределении доходов:
· Номинальная заработная плата не меняется, а реальна снижается
· Отрицательное воздействие на положение с финансовыми доходами
3. Обесценивание доходов населения
4. Для экономических отношений:
· Продавцы не знают какую цену ставить на товар
· Потребители не знают, какая цена является оправданной, и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь
· Поставщики товаров предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги
· Кредиторы избегают давать в долг
5. Снижение покупательной способности денежной единицы
6. Деньги перестают выполнять свои функции
7. Государство становится нищим, в стране возникает социальная напряженность
Положительные:
1. Умеренная инфляция способствует повышению цен и прибыли, фактически стимулируя деловую активность, являясь фактором экономического роста и ускоренного процесса инвестирования.
2. Будет уменьшаться государственный долг.
3. Будут расти налоговые доходы государства.
4. При падении курса национальной валюты может удешевиться экспорт, что позволяет расширить зарубежные рынки сбыта продукции. Одновременно растет стоимость импорта, уменьшая конкурентоспособность иностранных товаров.
Антиинфляционная политика –комплекс мер, предпринимаемых правительством и Центральным банком страны, направленный на предупреждение, снижение или преодоление инфляции, зависящий от ее темпа и причин.
Виды :
1. Приспособление к инфляции
2. Попытка уничтожить инфляцию
Государство в условиях инфляции может принимать разную тактику:
· Индексирование доходов ( повышение заработной платы с уровнем инфляции)
· Повышение учетной ставки процента
· Контроль уровня цен, работа антимонопольных служб
Антиинфляционные меры грубого характера:
1. Ограничение или изъятие денежной массы
2. Повышение нормы обязательных резервов банков
3. Сокращение государственных расходов
4. Повышение налогов