Глава 1 Государственная политика в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1 Государственная политика в сфере защиты прав потребителей
в Российской Федерации
1.1 Основные цели и направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правового регулирования политики поддержки
в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации
Глава 2 Формы и способы защиты интересов потребителей в Российской Федерации.
2.1 Добровольный порядок удовлетворения требований потребителей
2.2 Общественная защита интересов потребителей
2.3 Государственная защита прав потребителей
Глава 3. Актуальные вопросы защиты прав потребителей в Российской Федерации
3.1. Отдельные проблемы правоприменительной практики по делам о защите прав потребителей на примере компании «РБТ.ру»
3.2. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы
в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации на основании сложившейся практики
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что быстрое усиление имущественного неравенства и расположение населения, неуверенность
в будущем, правовая, экономическая и социальная незащищенность граждан государства становятся одной из самых острых проблем, поэтому особенное внимание стоит уделить системе мероприятий по повышению защищенности граждан.
В первую очередь, речь идет о безопасности товаров и услуг, которые потребляет население страны и, качество которых значительно влияет
на здоровье граждан и уровень их жизни, в общем.
Проблема защиты прав потребителей – это комплексная проблема, которая непосредственно связана с укреплением национальной безопасности страны и защитой ее граждан.
Защита прав потребителей является актуальной темой в контексте экономической безопасности государства.
Угрозами экономической безопасности государства стоит считать явные или потенциальные действия, которые затрудняют или делают невозможным, реализацию национальных экономических интересов и создают опасность для социально – экономической и политической системы, национальных ценностей, жизнеобеспечения нации и отдельной личности. В связи с чем, проблема защиты прав потребителей требует от государства целенаправленных действий по обеспечению основных прав человека.
Законодательство Российской Федерации (далее - РФ) о защите прав потребителей состоит из Закона «О защите прав потребителей» и иных законодательных актов, которые издаются в соответствии с этим законом.
Степень научной разработанности темы. Проблема защиты прав потребителей в РФ имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают довольно важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний, в том числе юристов.
Теоретическим основам конституционно – правовой защиты прав потребителей в России посвящены работы таких ученых, как: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Ведяхин В.М., Витрук Н.В., Горшенков Г.Г., Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Кабышев В.Т., Корнилов Э.Г., Кучинский В.А., Матузов Н.И.
и т.п.
Вопросы, которые связаны с содержанием механизма защиты прав человека и гражданина в России, детально рассматриваются в работах: Богдана В.В., Батвинниковой А.М., Бондаревой Е.А., Бутылина В.Н., Гейвандова Я.А., Зорькина В.Д., Ильичевой О.А., Илюшиной М.Н., Рашитовой Л.Р., Третьякова К.Н., Шматко А.В. и т.п.
Непосредственному исследованию не только теоретических основ защиты прав потребителей, но и детальному анализу законодательства
в данной сфере правоотношений, посвящены работы: Блохиной О.Ю., Бычко М.А., Катыс М.А., Ким Е.В., Филатовой М.В., Шабля Б.А., Шашковой Л.А.
и иных авторов.
В это же время, мы считаем, что исследования по указанной теме, особенно по проблемам защиты прав потребителей в РФ, еще недостаточно – это прослеживается и в соответствующей научной, специальной и учебной литературе, поэтому будем ее рассматривать дальше в нашей работе.
Как представляется, в исследованиях по данному вопросу требуется комплексный подход к проблемам теории и практики правового регулирования в сфере защиты прав потребителя в системе конституционных прав человека, что в значительной мере предопределило цели, задачи и методологические основы нашего исследования.
Цели и задачи исследования. Целью нашей работы является раскрытие содержания понятия защиты прав потребителей, формирования правовой культуры граждан государства, рассмотрение основных вопросов, которые связаны с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства защиты прав потребителей.
Реализация поставленных целей потребовала решение таких задач:
1. Определить понятие защиты прав потребителей.
2. Определить правовой статус потребителя и выявить его основы, которые закреплены в российском законодательстве.
3. Исследовать систему конституционных прав потребителей, которые нуждаются в защите.
4. Изучить степень защиты прав потребителей, которая осуществляется законодательством нашего государства.
5. На основе комплексного анализа определить направления дальнейшей реализации конституционных норм, которые составляют правовую основу защиты прав потребителей в России.
6. Разработать предложения по совершенствованию законодательства
в указанной сфере правоотношения.
Методологической основой нашего исследования стали общенаучные
и частно–научные методы познания социально – правовых явлений
и деятельности в сфере защиты прав потребителей (сравнительно – правовой, юридический, социологический, статистический, системный метод и т.п.), применение которых позволило нам исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости, объективно и всесторонне.
Теоретической базой исследования стали труды отечественных ученых – правоведов, которые разработали основы общей теории государства
и права, конституционного права, таких, как: Авакьян С.А., Алексеев А.А., Бакланова Л.Д., Беренбойм П.Д., Богомолова О.В., Гришаев С.П., Катков Д.Б., Козлова Е.И., Корчиго Е.В., Кутафин О.Е., Левшина Т.Л., Свердлык Г.А. и т.п.
Нормативную основу работы составили нормативно – правовые акты, которые регламентируют вопросы защиты прав потребителей в системе конституционных прав человека в РФ:
- Конституция и законы РФ (Гражданский кодекс РФ, КоАП РФ, закон «О защите прав потребителей» и т.д.);
- международные документы, которые содержат общепризнанные принципы и нормы международного права;
- Указ Президента РФ;
- Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ;
- Постановление Правительства РФ;
- Постановление Пленума ВС России, ведомственные нормативные акты, НПА субъектов РФ.
Эмпирической базой исследования стали:
- материалы конкретных судебных дел о нарушении прав потребителей
в связи с реализацией некачественного товара;
- факты непредоставления информации об изготовителе (исполнителе, продавце), на безопасность товара (работы, услуги);
- факты отказа от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Научная новизна работы заключается в том, что в предоставленной нами работе на основе комплексного анализа исследована проблема защиты прав потребителей, как в системе конституционных прав человека в РФ,
так и в целом, обоснованы подходы к систематизации конституционных прав потребителей, которые нуждаются в защите на современном этапе, выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
В процессе решения перечисленных задач в нашем исследовании получены такие, которые имеют научный интерес, результаты:
- на основе анализа теоретических положений, норм, которые содержатся в российском и зарубежном законодательстве, определены авторские подходы к формулированию понятия потребителя, как объекта конституционно – правовой защиты;
- раскрыт правовой статус потребителя, показано его закрепление
в Конституции РФ;
- исследованы вопросы реализации конституционных норм о защите прав потребителя в законных и иных нормативных актах;
- изучены такие формы защиты конституционных прав потребителей, как государственная поддержка и самоорганизация потребителей, и предложены пути их совершенствования.
Глава 1 Государственная политика в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации