Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Основы предпринимательской деятельности Функции и процессы в малом бизнесе Исследование рынка и основы организации продаж Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности Бизнес-планирование в сфере малого предпринимательства Региональная и муниципальная государственная поддержка предпринимательской деятельности
1. Налоговый учет и отчетность   +   + + +
2. Учет на малых предприятиях   +   + + +

Профиль «Налоги и налогообложение»

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Основы предпринимательской деятельности Функции и процессы в малом бизнесе Исследование рынка и основы организации продаж Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности Бизнес-планирование в сфере малого предпринимательства Региональная и муниципальная государственная поддержка предпринимательской деятельности
1. Налоговый учет и отчетность   +   + + +
2. Специальные налоговые режимы   +   + + +
3. Инвестиции и инвестиционная деятельность     +     +

Профиль «Финансы и кредит»

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Основы предпринимательской деятельности Функции и процессы в малом бизнесе Исследование рынка и основы организации продаж Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности Бизнес-планирование в сфере малого предпринимательства Региональная и муниципальная государственная поддержка предпринимательской деятельности
1. Инвестиции и инвестиционная деятельность     +     +
2. Управление финансовыми рисками   +     +  
3. Механизм финансирования предприятия   +     + +

Профиль «Экономика предприятий и организаций»

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Основы предпринимательской деятельности Функции и процессы в малом бизнесе Исследование рынка и основы организации продаж Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности Бизнес-планирование в сфере малого предпринимательства Региональная и муниципальная государственная поддержка предпринимательской деятельности
1. Стратегический менеджмент   +     + +
2. Ценообразование   + +   +  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Основы предпринимательской деятельности.

Понятие и функции предпринимательства. Преимущества и выгоды ведения предпринимательской деятельности, истории успеха. Приоритеты и особенности мышления предпринимателя. Особенности организации и ведения предпринимательской деятельности. Выбор направления деятельности, стратегии и разработка плана профессионального развития предпринимателя.

ТЕМА 2. Функции и процессы в малом бизнесе.

Техники, подходы и принципы решения оперативных задач. Команда и делегирование: как распределить и организовать исполнение задач. Интеграция работ: коммуникация, контроль и координация. Системный взгляд на бизнес, экономическая модель предприятия. Основы презентации идей, переговоров и создания отношений с партнерами.

ТЕМА 3. Исследование рынка и основы организации продаж.

Понятие рынка, его исследование, сегменты рынка. Методы продвижения товара на рынок, понятие рекламы, ее виды, ценообразование: бонусы и скидки.

ТЕМА 4. Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности.

Выбор организационно-правовой формы, процедура регистрации, состав и формы учредительных документов, оформлении специальных режимов налогообложения, заполнение кредитной заявки. Ликвидация предприятия, ответственность должностных лиц организаций и предпринимателей.

ТЕМА 5. Бизнес-планирование в сфере малого предпринимательства.

Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: маркетинга, операционной, организационной и финансовой. Оценка эффективности и рисков инвестиционного проекта.

ТЕМА 6. Региональная и муниципальная государственная поддержка предпринимательской деятельности.

Формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Понятие бизнес-инкубатора, механизм функционирования.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. Основы предпринимательской деятельности.

  1. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности.
  2. Приоритеты собственного бизнеса.
  3. Современные формы предпринимательской деятельности в России.

ЗАНЯТИЕ 2. Функции и процессы в малом бизнесе

  1. Функции управления в малом бизнесе.
  2. Экономическая модель предприятия.
  3. Организация работ с партнерами по бизнесу.

ЗАНЯТИЕ 3. Исследование рынка и основы организации продаж.

  1. Диагностика рынка сбыта.
  2. Виды цен и система скидок.
  3. Эффективное использование рекламы.

ЗАНЯТИЕ 4. Нормативно-правовая база предпринимательской деятельности.

1. Основные шаги регистрации предприятия.

2. Составление учредительных документов.

3. Процедура реорганизации и ликвидации предприятия.

ЗАНЯТИЕ 5. Бизнес-планирование в сфере малого предпринимательства.

  1. Составление отдельных частей бизнес-плана.
  2. Оценка эффективности проекта.
  3. Оценка рисков проекта.

ЗАНЯТИЕ 6. Региональная и муниципальная государственная поддержка предпринимательской деятельности.

1. Анализ мер по поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Виды бизнес-инкубаторов, механизм функционирования.

3. Бизнес-инкубаторы Тюменской области

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

В процессе изучения дисциплины обучающиеся должны выполнить следующие виды самостоятельной работы: составить эссе, написать контрольную работу, разработать бизнес – план, ответить на тестовые задания, предусмотренные по каждому модулю.

В виде дополнительных работ обучающиеся могут подготовить презентации по изучаемому материалу, разработать тестовые задания, проанализировать отдельные сегменты рынка, провести диагностику мер поддержки малого бизнеса.

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Преимущества и недостатки собственного бизнеса.

2. Как начать свое дело.

3. Основные направления продвижения товара на рынок.

4. Анализ законодательных актов, регулирующих деятельность малого предпринимательства.

5. Экономическая необходимость создания бизнес-плана.

6. Системы государственной поддержки малого бизнеса.

ТЕМЫ для контрольной работы ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА»

1. Собственность граждан РФ: сущность, формы.
2. Производственное, коммерческое, финансовое и консультативное предпринимательство России.
3. Производственный кооперативы (артели): современное состояние и тенденции развития.

4. Товарищества: современное состояние и тенденции развития.
5. Общества: современное состояние и тенденции развития.
6. Малые предприятия: современное состояние и тенденции развития.
7. Основные положения устава предприятия.
8. Основные положения учредительного договора предприятия.
9. Права акционеров общества.
10. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ.
11. Государственная поддержка малого предпринимательства в Тюменской области.
12. Содержание бизнес-плана: основные положения, порядок разработки.
13. Ценные бумаги: понятие, виды.
14. Инвестиционный портфель предприятия.
15. Пути достижения эффективности предпринимательской деятельности.
16. Банкротство предприятий: сущность, пути реализации.
17. Понятие коммерческой тайны в современной России.
18. Современный формы инновационного предпринимательства.
19. Понятие конкуренции, ее виды.
20. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.
21. Содержание деловой и профессиональной этики.
22. Образ, основные черты бизнесмена.
23. Международный опыт внутрифирменного предпринимательства.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА»

1. Сущность предпринимательства.

2. Обязательные этапы для создания предприятия.
3. Понятие несостоятельности предприятия, формы ее реализации.
4. Экономические, социальные и правовые условия необходимые для формирования предприимчивости людей.
5. Организационные формы предприятий имеющие особенности при регистрации (их содержание).
6. Виды и формы предпринимательства.
7. Особенность финансового предпринимательства.
8. Что включает в себя внешняя среда предприятия?
9. Какие предприятия относят к малым?
10. Преимущества малого предприятия.
11. Предпринимательская идея и ее выбор.
12. Методы принятия предпринимательских решений.
13. Сущность конкуренции и ее виды.
14. В чем сущность и значение культуры предпринимательства?
15. Условия и факторы, влияющие на формирование культуры предпринимательства.
16. Структура предпринимательской деятельности.
17. Методы оптимизации структуры предпринимательской деятельности.
18. Показатели эффективности предпринимательской деятельности.
19. Методы оценки предпринимательской деятельности.

20. Преимущества и выгоды ведения предпринимательской деятельности, истории успеха.

21. Приоритеты и особенности мышления предпринимателя.

22. Выбор направления деятельности, стратегии и разработка плана профессионального развития предпринимателя.

23. Техники, подходы и принципы решения оперативных задач.

24. Команда и делегирование: как распределить и организовать исполнение задач.

25. Интеграция работ: коммуникация, контроль и координация.

26. Системный взгляд на бизнес, экономическая модель предприятия.

27. Основы презентации идей, переговоров и создания отношений с партнерами.

28. Понятие рынка, его исследование, сегменты рынка.

29. Методы продвижения товара на рынок.

30. Понятие рекламы, ее виды.

31. Ценообразование: бонусы и скидки.

32. Оформлении специальных режимов налогообложения, заполнение кредитной заявки.

33. Ликвидация предприятия.

34. Ответственность должностных лиц организаций и предпринимателей.

35. Сущность и назначение бизнес-плана.

36. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана.

37. Особенности составления отдельных частей бизнес-плана: маркетинга, операционной, организационной и финансовой.

38. Оценка эффективности и рисков инвестиционного проекта.

39. Понятие бизнес-инкубатора, механизм функционирования.

Наши рекомендации