Как подбирать литературу по теме
Библиотечные каталоги и указатели помогут подобрать литературу по теме. Однако прежде чем приступить к поиску литературы, нужно точно знать тему научной работы и определить круг вопросов, которые будут освещены
при разработке данной темы.
Знание всех аспектов темы позволит в полном объеме подобрать весь необходимый материал, не возвращаясь повторно к одним и тем же источникам в поисках литературы по непредусмотренным раннее вопросам. Также важно определить годы издания литературы, которую необходимо изучить. Это поможет правильно выбрать пути ее поиска, избежать упущений и сэкономить время.
Поиски литературы часто ведутся неправильно, хаотично, по каталогам всех известных читателю библиотек, по книжным и статейным указателям литературы, путем сплошного просмотра журналов за несколько лет и т.п.
Чтобы этого избежать, нужно обратиться к библиографу-консультанту, который не только посоветует, какие источники поиска литературы целесообразнее использовать, но и поможет составить план сбора литературы по изучаемой теме.
Сведения о литературе студенту следует записывать на каталожных карточках. Таким образом, создается личная библиографическая карточка
студента, работать по которой, возможно, придется не один год.
На каждую карточку выписывается одно произведение печати. Нецелесообразно записывать литературу на клочках бумаги, в тетрадях или
записных книжках. В дальнейшем это затруднит использование накопленных
материалов в работе над темой.
Преимущества карточек перед тетрадями в том, что карточки можно расставлять в любом порядке, а картотеку дополнять новыми материалами, не нарушая принятой системы расстановки карточек.
Библиографические описания на карточках должны быть полными, точными и единообразными. На карточку должны быть занесены: фамилия автора, инициалы, полное заглавие книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Приведем примеры.
♦ Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для студ. экон. спец. вузов. – М.: Проспект, 2006. – 502 с.
♦ Переверзев М.П., Басовский Л.Е., Шайденко Н.А. Менеджмент: учебник для студ. вузов. – М.: ИНФРА - М, 2006. – 288 с.
При занесении на карточку статьи из журнала или сборника указывают фамилию автора статьи и его инициалы, заглавие работы, наименование источника, где статья напечатана, год издания, том, номер и страницы (от-до), на которых помещена статья. Приведем примеры.
♦ Федосеева Л.А. Нематериальное стимулирование работников – успешный путь к повышению производительности труда на предприятии. – // «Кадровое дело». – 2006. - № 12. - с. 32 - 38.
♦ Сомов Л.А. Эффективная система оплаты труда – еще один шаг к
успеху Вашей фирмы. // «Управление персоналом». – 2006. - № 11. – с. 11-15.
Упущение одного из элементов библиографического описания приведет к
необходимости его уточнения, а на это тратится гораздо больше времени, чем на составление правильного библиографического описания.
На карточках личной библиографической картотеки каждого студента полезно делать также пометки о том, в какой библиотеке найдена данная книга и ее полочный шифр. Такие пометки облегчат повторное нахождение книги. Если по теме собрано много карточек, их можно систематизировать по аспектам темы.
Собирать литературу, вести записи, систематизировать карточки нужно предельно аккуратно, так как любая ошибка приведет к тому, что придется
возвращаться к уже проделанной ранее работе. Те студенты, которые имеют
стационарные и переносные компьютеры, все выше названные работы выполняют на ПК и систематически пополняют свои личные электронные библиотеки.
В настоящее время особое значение приобретают обзоры литературы, так как в них обобщаются сведения, содержащиеся в большом количестве литературных источников. Обзоры обычно охватывают материалы по одной
теме за определенный период времени.
При подборе источников по библиотечным каталогам не следует спешить
с заказом литературы. Сначала необходимо просмотреть все карточки с
описанием литературы по исследуемой теме и заложить выбранные карточки
полосками бумаги. Закончив просмотр каталога, пользователь будет иметь
представление о том, какая интересующая его литература есть в данной
библиотеке.
По названию книги или статьи трудно судить об их содержании. Поэтому
целесообразно заказать несколько источников, чтобы иметь возможность
сравнить их между собой, а затем выбрать лучшие и наиболее актуальные по
анализируемым вопросам темы. При некотором опыте достаточно внимательно ознакомиться с предисловием, оглавлением, введением и заключением книги, чтобы получить общее впечатление о ней, а именно, о ее плане, задачах, главной мысли. Когда приходится иметь дело с множеством книг, и все их невозможно прочитать, знакомство с некоторыми из выбранных приходится ограничивать просмотром.