Факторы, влияющие на степень эластичности предложения 5 страница
Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества. Графическое изображение функций общей и предельной полезности представлено на рисунке 4.1.
Рис. 4.1. Функции общей и предельной полезности
Предложенный график наглядно показывает связь между общей (TU) и предельной (MU) полезностью. Так, с ростом потребления определенного товара общая полезность, приносимая им, увеличивается. Поэтому кривая TU имеет положительный наклон, который по достижении точки А – максимума общей полезности – начинает снижаться. В соответствии с действием убывающей предельной полезности по мере роста потребления товара уменьшается, поэтому кривая MU имеет отрицательный наклон. Когда величина TU достигает максимума в точке А, MU в точке В оказывается равной нулю.
Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на какой-то товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.
,
где MUA – предельная полезность блага Аи PA – его цена;
MUB и PB – предельная полезность и цена блага В и т. д. вплоть до последнего блага N в данном наборе.
4.2. Аксиомы полезности и бюджетное ограничение
Ординалистский (порядковый) подход является альтернативой кардиналистскому подходу и предполагает, что полезность потребляемого блага нельзя измерить количественно, а лишь на основе сопоставления его с другими благами.
Данная теория основана на следующих постулатах – аксиомах полезности:
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя.
Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными. Так, для наборов А и В или А > В, или В > А, или А ~ Б, где знак «>» выражает отношение предпочтения, а знак «~» – отношение равноценности или безразличия.
2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
Так, если А > В, а В > С, то всегда А > С, а если А ~ В и В ~ С, то всегда А ~ С. Из представленного ранжирования следует, что А доставляет большее удовлетворение, чем В, а В – большее, чем С. Следовательно, А дает большее удовлетворение, чем С. Транзитивность также предполагает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и В и между В и С, то он не должен всегда делать различия между А и С.
3. Аксиома ненасыщаемости гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.
В рамках данного подхода поведение потребителя исследуется при помощи бюджетных линий и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Бюджетная линия
АВ – бюджетная линия потребителя при потреблении двух продуктов X и Y. Бюджетная линия может претерпевать сдвиги вправо и влево вследствие изменения цен на продукты и величины денежного дохода потребителя, например, сдвиг бюджетной линии из положения АВ в СD происходит в результате роста бюджета потребителя или снижения цен на X и Y. Иными словами, сдвигу бюджетной линии вправо способствуют рост потребительского дохода и снижение уровня цен на товары, а влево – уменьшение потребительского дохода и рост уровня цен на товары.
Наклон бюджетной линии равен соотношению цен двух товаров, взятому с противоположным знаком, то есть определяется как:
,
гдеPx и PY – цены продуктов X и Y.
Сущность бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме расходов на покупку двух товаров.
Уравнение бюджетного ограничения имеет следующий вид:
I = PX ∙ X + PY ∙ Y,
где I – денежный доход потребителя, его бюджет;
X и Y – два продукта;
PX и PY – цены продуктов X и Y.
4.3. Предельная норма замещения
Предельная норма замещенияхарактеризует количество единиц блага Y, от приобретения которых необходимо отказаться в пользу покупки единиц блага X:
где MRS – предельная норма замещения;
dY – количество благ Y, от которых необходимо отказаться;
dX – количество благ X, которые будут куплены.
Например, если индивид решает вместо двух яблок купить три банана, то предельная норма замещения яблока бананом составит 2/3.
Таким образом, предельная норма замещения измеряет желание обменять определенное количество единиц одного блага на каждую единицу другого, не изменяя при этом величины общей полезности от потребления.
4.4. Кривые безразличия. Оптимум потребителя
Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя.
Кривая безразличия U согласно рисунку 4.3 показывает комбинации товаров X и Y, потребление которых доставляет потребителю одинаковый уровень полезности, поэтому потребителю безразлично какую из представленных комбинаций выбирать. В том случае, если различные комбинации товаров X и Y обеспечивают потребителю разный уровень полезности, то в анализе используется карта кривых безразличия.
Рис. 4.3. Кривая безразличия
Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия, обеспечивающих потребителю достижение разного уровня полезности.
Рис. 4.4. Карта безразличия
На рисунке 4.4 изображена карта безразличия, состоящая из трех кривых безразличия U′, U′′, U′′′, характеризующих разные уровни полезности при потреблении разных комбинаций товаров X и Y.
На основе анализа карты безразличия можно выделитьсвойства кривых безразличия:
1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. Другими словами, кривая U′′ предпочтительнее для потребителя по сравнению с кривой U′, а кривая U′′′ предпочтительнее U′′.
2. Кривые безразличия U′, U′, U′′′ имеют отрицательный наклон, так как рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
3. Кривые безразличия U′, U′′, U′′′ имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
Оптимум потребителя.Доход потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать оптимальный вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Оптимум потребителя
На рисунке 4.5 АВ представляет собой бюджетную линию потребителя, характеризующую комбинации товаров, доступных потребителю. Кривая безразличия U′′′ приносит наибольшую полезность потребителю, расположена дальше всех от начала координат, однако недоступна для потребителя, так как находится выше его бюджетной линии АВ. Кривая безразличия U′ имеет две точки пересечения с бюджетной линией К и М, но она принесет меньшую полезность в сравнении с кривой U′′. Поэтому оптимум потребителя будет достигнут в точке Е.
Выводы
1. Теория потребительского поведения определяет основные черты поведения потребителей в процессе выбора товаров на основе приносимой ими полезности. Полезность представляет собой субъективное удовлетворение, получаемое потребителем от приобретения товаров.
2. Выделяют два подхода к определению полезности: количественный и порядковый. Количественный подход использует величины общей и предельной полезности для измерения уровня удовлетворения от потребления товаров. Оптимум потребителя (достижением им максимума полезности) определяется следующим условием: предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на какой-то товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.
3. Порядковый подход основывается на аксиомах полезности, применяет метод бюджетной линии и кривых безразличия. Бюджетное ограничение предполагает, что потребитель на свой ограниченный доход покупает два товарных набора.
4. Предельная норма замещения показывает готовность потребителя заменить потребление одного товара другим при неизменном уровне общей полезности.
5. Оптимум потребителя определяется путем совмещения бюджетной линии потребителя и кривых безразличия. Кривая безразличия позволяет определить комбинации двух товаров, приносящих потребителю одинаковую полезность.
Основные термины
Потребительское поведение | Полезность |
Общая полезность | Предельная полезность |
Закон убывающей предельной полезности | Бюджетная линия |
Кривая безразличия | Карта безразличия |
Оптимум потребителя | Предельная норма замещения |
Вопросы для обсуждения
1. Каковы особенности потребительского поведения индивидов в современных экономических условиях?
2. Имеет ли практическое применение количественный подход к анализу поведения потребителя?
3. Покажите на примерах из повседневной жизни действие закона убывающей предельной полезности. Всегда ли он действует?
4. Что собой представляет суверенитет потребителя? Соблюдается ли он в российских условиях?
Задачи
1. Потребитель решил использовать свой доход в 1 тыс. рублей для приобретения товаров X и Y. Цена товара X составляет 50 рублей, цена товара Y – 40 рублей:
а) напишите уравнение бюджетной линии;
б) постройте бюджетную линию;
в) определите наклон бюджетной линии.
2. Петров максимизировал полезность потребления продуктов А и В. Цена В – 100 рублей. Какова цена А, если предельная полезность А в два раза меньше, чем В?
3. Функция общей полезности товара задана уравнением:
TU = 100Q + 150Q2 – 2Q3.
Какова будет величина предельной полезности при потреблении 5 единиц товара?
Тесты
1. Индивид потребляет 2 единицы некоего блага. Предельная полезность 2-й единицы равна 5. Что можно сказать об общей величине полезности блага:
а) она равна 5;
б) она равна 10;
в) она больше 10;
г) ее невозможно определить ввиду отсутствия информации о предельной полезности 1-й единицы данного блага.
2. Принцип убывания маржинальной полезности может быть использован для случаев, когда:
а) разные потребители потребляют по одной единице одного и того же товара;
б) один и тот же потребитель потребляет по одной единице разных товаров;
в) один и тот же потребитель потребляет несколько единиц одного и того же товара;
г) один и тот же продавец продает несколько единиц одного и того же товара разным покупателям.
3. Общая полезность яблок:
а) тем выше, чем более высокую цену заплатил потребитель за яблоки;
б) одинакова для всех потребителей, если они находятся в одно и то же время в одном и том же месте;
в) характеризует ожидаемое удовлетворение от потребления яблок;
г) не может снижаться при потреблении дополнительных яблок.
4. Что из перечисленного ниже лучше отражает суть понятия «полезность»:
а) польза, извлекаемая из потребления товаров и услуг;
б) измеритель удовлетворения, которое предполагается получить от потребления товаров и услуг;
в) критерий оценки успешности экономической политики государства;
г) ценность товара (услуги) для потребителя в денежном выражении?
Литература
1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – С. 228–240.
2. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2001. – С. 134–165.
3. Общая экономическая теория (политэкономия) / под ред.: В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 2000. – С. 217–244.
4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. В. Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос., 2003 – С. 108–134.
5. Значение измерения полезности. Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – С. 337–369.
6. Суверенитет и рациональность потребителя. Вехи экономической мысли. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса / сост. и ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – С. 370–376.
Глава 5
Основы современной экономики фирмы
5.1. Фирма, ее характеристики и виды.
5.2. Издержки фирмы. Эффект масштаба.
5.3. Доход фирмы.
5.1. Фирма, ее характеристики и виды
Фирма.Одним из основных субъектов экономики является фирма. Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решения о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Формы организации экономической деятельности.Существует две основные формы организации экономической деятельности: стихийный и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Данные формы организации обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. В первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором – путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
Рынок предполагает обособление средств производства, а фирма – их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме – прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Если рыночный механизм является достаточно эффективным, тогда чем обусловлено появление фирм? Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между различными владельцами факторов производства.
Виды контрактов
1. Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.
2. Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки.
3. Отношенческий (имплицитный) контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
Природа фирмы. В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов (факторов производства).
Виды ресурсов
1. Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
2. Специфические ресурсы– это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
3. Интерспецифические ресурсы– это взаимодополняемые ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
Основу фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам получать экономическую прибыль. Такое понимание природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм.
Виды фирм.Понятие фирмы не идентично понятию предприятие. Предприятие – это обособленная единица по производству товаров и услуг. Фирма – это организация хозяйственной, предпринимательской деятельности. Границы фирмы и предприятия редко совпадают, так как современные фирмы, как правило, состоят не из одного предприятия.
С точки зрения экономической организации основными видами предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательская фирма, партнерства и корпорации.
Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т. е. является субъектом неограниченной ответственности.
Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Контролирует поведение всех остальных работников фирмы. Поэтому он получает весь остаточный доход – всю прибыль за вычетом всех издержек.
Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного интерспецифического ресурса (например, физический или человеческий капитал).
Достоинства частнопредпринимательской фирмы:
– простота организации (учреждения, управления);
– свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений);
– экономический стимул, заключающийся в получении всей прибыли.
Недостатки частнопредпринимательской фирмы:
– ограниченность финансовых и материальных ресурсов;
–отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;
– существование неограниченной ответственности (риск потерять не только вложенный капитал, но и личную собственность).
Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Права разделены между всеми партнерами. Они осуществляют контроль за деятельностью друг друга. В ряде случае возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (ограниченная ответственность).
Преимущества партнерства:
– простота организации и управления;
– применяется разделение труда и специализация;
– возможность привлечения финансовых средств для начала и продолжения деятельности.
Недостатки партнерства:
– недостаточность финансовых средств;
– несогласованность действий между партнерами в результате разделения труда;
– вероятность прекращения деятельности в результате возникающих действий между партнерами.
Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Владельцы акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций.
Корпорация – это специфический тип предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (юридическое лицо). Корпорация существует независимо от ее владельцев – акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свои акции, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию.
Преимущества корпорации:
– более глубокая специализация;
– большая вероятность привлечения высококвалифицированных кадров;
– широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;
– обновление ассортимента выпускаемой продукции;
– относительная стабильность.
– возможность концентрации крупных капиталов, что позволяет решать самые сложные хозяйственные проблемы;
– ограниченная ответственность акционеров.
Недостатки корпорации:
– организационные и финансовые сложности учреждения;
– возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления;
– не все акционеры обладают достаточной информацией;
– происходит размывание прав собственности и появляется вероятность оппортунистического поведения;
– двойное налогообложение.
Регулируемая (государственная) фирма.Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.
Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие прав на свободную продажу имеющихся правомочий. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в РФ.Формы предпринимательства в Российской Федерации определены в Гражданском кодексе. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Другие формы предпринимательской деятельности должны регистрироваться как юридические лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам за это имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам, согласно Гражданскому кодексу РФ, относятся: хозяйственные товарищества и общества; производственные и потребительские кооперативы; государственные и унитарные предприятия; общественные и религиозные объединения; благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы.
Товарищество – объединение физических или юридических лиц для совместной экономической деятельности. Различают полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Обществом с ограниченной ответственностью (далее – общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Необходимо различать коммерческие организации от некоммерческих. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.