Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины "Организация дилерской и торговой деятельности предприятий автосервиса и фирменного обслуживания" является усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для формирования опыта в области системной организации торговли автомобилями и их комплектующими.
Задачи дисциплины - дать студентам знания в сфере принятия стратегических, тактических и текущих решений на различных уровнях управленческого персонала - от заводов-изготовителей и региональных дистрибьютеров до мелких дилеров и торговых точек.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После изучения дисциплины студенты должны:
деятельность |
Знать
нормативно-законодательную базу, регламентирующую торговых предприятий автосервиса;
- специфику организации торговых предприятий автосервиса.
Подготовлены к работе в области маркетинга и менеджмента торговли автомобилями и сопутствующими материалами, а также предоставления услуг по ремонту в условиях внутреннего рынка.
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия | * | |
Лекции | * | |
Лабораторные работы (ЛР) | * | |
Самостоятельная работа | * | |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | Э | * |
Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий.
№ п.п. | Раздел дисциплины | Лекции | ПЗ (или С) | ЛР |
1. | Структура рынка автомобилей и запасных частей. | * | * | |
2. | Предприятия вторичного рынка. | * | * | |
3. | Система торговли. | * | * | |
4. | Законодательное обеспечение торговли автомобилями и запасными частями. | * | ||
5. | Организация торговли новыми автомобилями. | * | * | |
6. | Торговля подержанными автомобилями. | * | * |
7. | Торговля запасными частями и аксессуарами. | * | * | |
8. | Маркетинг и торговая деятельность. | * | ||
9. | Организация торговых помещений. | * |
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Структура рынка автомобилей и запасных частей.
Общая структура рынка автомобильной техники и сети, его обеспечивающей.
Каналы распределения товаров. Участники канала распределения и их функции. Продуценты (заводы-изготовители, автомобилестроительные фирмы и компании). Регион. Классификация посредников. Региональный дистрибьютор. Полномочный дилер. Развитие дилерской сети. Зарубежный и отечественный опыт. Функции дистрибьютора и дилера. Комиссионер. Агент. Брокер. Система складов -товаропроводящая сеть. Центральный склад запасных частей. Зональный склад запасных частей. Зарубежный опыт.
4.2.2. Предприятия вторичного рынка.
Понятие о вторичном рынке. Классификация предприятий вторичного рынка. Система ТО и ремонта. Обеспечение запасными частями автомобилей, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
4.2.3. Система торговли.
Формирование спроса населения на автомобили и запасные части. Тенденция и закономерности в требованиях потенциальных покупателей автомобилей. Основы конкурентоспособности техники.
4.2.4. Законодательное обеспечение торговли автомобилями и запасными
частями.
Закон РФ "О защите прав потребителей ".Правил а продажи новых автотранспортных средств. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Обязанности и ответственность продавца. Гарантийные сроки, претензии и обязательства. Порядок устранения недостатков и неисправностей у новых автомобилей. Экспертиза неисправностей новых автомобилей. Правила замены или возврата купленных автомобилей и номерных агрегатов. Порядок замены либо возврата неисправных запасных частей.
4.2.5. Организация торговли новыми автомобилями.
Формы организации торговли новыми отечественными и импортными автомобилями в стране. Документы, необходимые для организации торговли автомобилями. Порядок оформления торговых сделок. Постановка автомобиля на учет. Предпродажная подготовка. Понятие о реколах. Торговля автомобилями в кредит. Возможные суммы и сроки предоставления кредита. Условия приобретения автомобилей в кредит. Лизинговые сделки на автотранспорте. Организация сбыта автомобильной техники на рынках развитых стран.
4.2.6. Торговля подержанными автомобилями.
Покупка автомобилей через комиссионный магазин. Прием автотранспортных средств на комиссию. Определение и порядок изменения продажной цены. Порядок продажи и расчет за проданный автомобиль. Приобретение автомобиля у частного лица. Возможные варианты торговых сделок. Оформление договора купли-продажи.
Оформление доверенности. Приобретение подержанных автомобилей за границей. Автомобильные аукционы. Торговля через магазин. Торговля на автомобильных рынках. Покупка автомобиля по объявлению в газете. Порядок и правила приобретения автомобиля за рубежом и в странах СНГ. Растаможивание автомобиля. Совокупный таможенный платеж.
4.2.7. Торговля запасными частями и аксессуарами.
Система производства и обеспечения рынка запасными частями. Состояние российского рынка техники в условиях рыночной экономики. Системная организация товаропроводящей сети. Классификация запасных частей. Классификация конкурентов-торговцев запасными частями в России и за рубежом. Потребители запасных частей на отечественном рынке. Взаимозаменяемость и применение запасных частей. Каналы и методы сбыта запасных частей. Структура российского рынка автомобилей и запасных частей. Оптовая и розничная торговля запасными частями, комплектующими и аксессуарами. Торговля на рынках. Торговля через магазины. Торговля через станции технического обслуживания. Порядок замены либо возврата неисправных запасных частей.
4.2.8. Маркетинг и торговая деятельность.
Специфика товарной политики на транспорте. Торговая номенклатура запасных частей. Принципы ценообразования. Структура и расчет цен на запасные части. Привлечение постоянных потребителей. Общение с клиентурой. Организация рекламы. Стимулирование покупателя. Информационное обеспечение торговли. Организация розничной торговли через магазины. Анализ спроса на запасные части. Факторы, определяющие сбыт. Прогнозирование сбыта. Анализ результатов деятельности.
4.2.9. Организация торговых помещений.
Размещение и оборудование помещений. Схемы расположения помещений в дилерских пунктах. Требования СЭС и Госпожнадзора к помещениям и павильонам.
Лабораторный практикум.
№№ п.п. | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ |
1. | 4.2.1.-4.2.6. | Принципы работы технического персонала автомобильного дилера. |
2. | 4.2.6. | Определение размера совокупного таможенного платежа. |
4.2.8. | Методы изучения основных закономерностей в пожеланиях и требованиях потенциальных покупателей. | |
4. | 4.2.9. | Требования и типовая планировка торговых помещений. |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература, а) Основная литература:
1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. /Под ред. Е.С.
Кузнецова. 4-е изд. - М.: Наука, 2001; 2004. - 535 с.
2. Запасные части: Особенности маркетинга и менеджмента: Методический практикум.
-М.:Ось-89,1997.-127 с.
3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Гудков В.А. и др. Транспортная логистика.
Учебник для транспортных вузов. - М.: «Экзамен», 2002. - 512 с.
4. Денисов А.С. Теоретические основы автосервиса: Методы формирования
нормативной базы. - Саратов: Изд. Сарат. гос. техн. ун-та, 2003. - 78 с.
5. Самойлович В.Г. Технология оценки автотранспортного бизнеса: Учебное
пособие. - М: ИЦ «Академия», 2007. - 208 с.
б) дополнительная литература:
1. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отнонения , 1993.
2. Номенклатурный перечень складского оборудования. Часть 1,11,III. - М.:
ЦНИИТЭИМС, 1991.
3. Дж.Р. Эванс, Б. Берман. Маркетинг. - М.: Экономика, 1990. - 361 с.
4. Щетина В.А., Лукинский B.C., Сергеев В.И. Снабжение запасными частями на AT.
- М.: Транспорт, 1988. - 112 с.
5. Радченко И.И., Хлявич А.И. Маркетинг и автосервис. - М.: Изд. ВЗПИ, 1991.-214 с.
6. Закон РФ "О защите прав потребителей".
7. Российский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы. Учебное пособие
для ВУЗов. - М.: Юнити-Дана, 2000.
8. Бакшискас В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности:
Учебное пособие. - М., 1997.
9. Андрианов Ю.В. Оценка автотранспортных средств. - М.: Дело, 2002. - 486 с.
10. Николашин В.М., Апатцев В.И., Левин СБ. и др. Логистические транспортно-
грузовые системы: Учебник. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 304 с.
11. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте:
Учебно-практическое пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 445 с.
12. Волгин В.В. Автосервис и права потребителей. - М.: Дашков и К, 2004. - 160 с.
13. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации: принят 7 февраля
1992 г.: Правила оказания услуг и продажи товаров (по состоянию на 15 апреля 2005 г.). -
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005. - 350 с.
14. Бачурин А.А. Маркетинг на автомобильном транспорте: Учебное пособие для
ср. проф. образования. - М.: ИЦ «Академия», 2005, 2007. - 208 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. - Программное обеспечение «Microsoft Office».