Основные принципы приведения цен

За базу сопоставления цен берутся коммерческие и технические условия внешнеторговой операции, которую нужно совершить, а поправки вносятся в цены конкурентов, в определенной последовательности:

1.Приведение цены конкурентного аналога к базовому товару по количеству.

Если в конкурентном материале цена, например, 100 единиц товара, то следует прежде всего определить цену за единицу. При этом следует учесть, что цена за единицу при большом заказе меньше, чем при заказе одного изделия в связи со снижением издержек производства на единицу продукции, которое при серийном производстве может достигать 10%, а при индивидуальном изготовлении - 20-30%.

Если базовое и конкурентное оборудование имеют разную комплектацию, необходимо внести поправку на комплектацию. Здесь работа сводится к прибавлению или вычитанию из рассчитываемой цены стоимости комплектующих изделий, входящих и не входящих в поставку базового оборудования по сравнению с конкурентным аналогом, в частности, может учитываться или не учитываться комплект запчастей.

2. Приведение цены по валютному фактору, т.е. пересчет цены в валюте конкурентной сделки в валюту базовой сделки или в рубли по официальному курсу Госбанка РФ на момент конкурентного материала. Для контракта это дата поставки, для предложения - дата предложения, продленная на срок поставки и т.д.

3.Приведение цены к сроку предстоящей сделки с учетом изменения цен, валютных курсов путем использования официальных индексов по формуле

J1

С1 = С0 ------- , где

J0

С1 - приведенная цена;

С0 - цена конкурентного аналога;

J1 - индекс экспортных цен на предельный срок базового предложения;

J0 - индекс экспортных цен на предельную дату действия конкурентного материала.

Индексы экспортных цен в Российской Федерации не публикуются, поэтому следует использовать индексы экспортных цен, публикуемые в зарубежных странах.

4. Приведение цены по кредитным условиям - учитывает в цене те преимущества, которые получает покупатель при покупке в кредит по сравнению с платежами за поставленный товар наличными (аккредитивом, инкассо, чеком, банковским переводом). Цена товара при платеже наличными, как правило, ниже, чем при продаже в кредит на величину банковского процента кредитуемой части цены и на скрытые в кредитной контрактной цене затраты продавца, которые он несет в связи с кредитом (стоимость страхования кредита и т.д.).

Поправку на кредитные условия вводят, если в конкурентном материале указана рассрочка платежа более чем на год. В методику расчета поправки заложен принцип приведения цены конкурента на его кредитных условиях к условиям платежа наличными с использованием коэффициентов кредитного влияния.

Коэффициент кредитного влияния - обычно рассчитывается заранее для разных сочетаний величин банковского процента и сроков предоставленных кредитов. Подробное описание способа определения поправки с учетом этого коэффициента приведено в книге Б.И. Синецкого "Внешнеэкономические операции: организация и техника".

5. Приведение цены по базису поставки сводится к прибавлению или вычитанию расходов на транспортировку и страхование товара в зависимости от различия базисных условий поставок предстоящей сделки по сравнению с условиями конкурентной сделки.

Внешнеторговые организации МВЭС РФ при экспортных операциях вначале приводят цены конкурентов к базисному условию ФОБ порты России, а при импортных - к ФОБ порты стран поставщиков, а затем к базисным условиям предстоящей сделки.

6. При необходимости вводятся другие коммерческие поправки.

Так, если в качестве конкурентного материала используется предложение, то цену надо уменьшить в зависимости от товара на 10%, а иногда и на 20-30%, поскольку цена предложения всегда завышена на уторгование.

Если конкурентная сделка совершалась через посредника, то цену надо уменьшить на 2-3% на выплату вознаграждения.

7. Обычно после приведения цен конкурентов по количественным параметрам и коммерческим условиям в них вводятся поправки по техническим характеристикам.

В этом случае проводится сопоставление базисного товара с конкурентным аналогом:

- сырья и продовольствия обычно по содержанию полезных компонентов, выходу готовой продукции, наличию примесей (металлические руды, нефть, масличные);

- машин и оборудования - по мощности, производительности и другим технико-экономическим параметрам.

Величины технических поправок рассчитываются для каждого вида машин и оборудования по специальной методике, принятой в торговле такими товарами. Так, поправки на различие в мощности электрических машин производятся по формуле Берима :

М1

Ц1 = Ц0 ( -------- ) n , где

М0

Ц0 , М0 - соответственно цена и мощность электрической машины по конкурентному материалу;

Ц1 , М1 - цена и мощность машины, принятой за базу расчета, т.е. машины, цену на которую надо определить;

n - коэффициент торможения, учитывающий непропорциональную зависимость изменения цены от изменения мощности (для электрических машин он колеблется от 0,5 до 0,7, для других машин от 0,2 до 0,9).

В справочниках специализированных фирм приводятся и другие величины технических поправок, в частности коэффициенты поправок на изменение КПД машин. Учитываются также экономичность, период эксплуатации и другие характеристики машин.

Превышение или снижение показателя по сравнению с сопоставляемым аналогом отражается в виде скидки с цены или прибавки к цене конкурента.

После внесения технических поправок получаются приведенные цены конкурентов, на основе которых формируется цена сделки.

Для более правильного расчета контрактной цены необходимо использовать несколько конкурентных материалов, т.е. составить конкурентный лист.

Оптимальный уровень цены для экспортных операций - средняя из конкурентных, при экспорте машин и оборудования в промышленно развитые страны - нижняя из них, при подготовке цен на международные торги - нижняя цена минус 3-5%. Для импортных операций оптимальной является нижняя из конкурентных цен.

Скидки с цены

Публикуемые цены носят преимущественно справочный характер, с них, как правило, предоставляются скидки, размер которых зависит от условий сделки, конъюнктуры рынка и т.д. В практике международной торговли используются около 20 видов скидок, из которых наиболее часто применяются следующие:

1.Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены. На серийные машины она достигает 20-30%, а иногда даже и 40%, на сырье не более 2-5%, общая скидка может быть сложной, когда она исчисляется с суммы, полученной в результате простой скидки. Сложная скидка записывается в контракте следующим образом: 10%+5%; суммарная скидка в этом случае составит: 10% от 100 р. = 10р. + 5% от 90р., т.е. 4,5р., всего 14,5 руб.

2. Бонусная скидка предоставляется постоянным покупателям в зависимости от объема достигнутого оборота в течение года или другого календарного периода, что обусловливается специальным бонусным соглашением. По оборудованию они достигают 15-30%, по сырью и сельскохозяйственной продукции - не более 7%.

3. Прогрессивная скидка возрастает по мере увеличения закупок серийных изделий, т.к. при больших заказах серийных изделий снижаются издержки производства. Обычно она достигает 10-12%.

4.Скидка "сконто" - предоставляется при расчетах наличными за товары, справочные цены на которые предусматривают предоставление кредита. Ее размер примерно соответствует размеру ссудного процента.

5. Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту. Распространена при продаже автомобилей, тракторов и других видов стандартных машин, достигая 15-20%.

6. Специальная скидка предоставляется привилегированным покупателям и при выходе на рынок с пробными партиями. Она предоставляется конкретному покупателю и специально оговаривается в контракте, что не дает права другому покупателю требовать аналогичную скидку.

7. Экспортная скидка предоставляется продавцами импортерам сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они способствуют повышению конкурентоспособности экспорта.

8. Сезонные скидки предоставляются при продаже товара вне сезона. Так, на удобрения они составляют до 15%, на товары народного потребления - 30-40%.

9. Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных кредитов, поставки бесплатных образцов в коммерческих количествах и т.д.

10. Скидки за возврат ранее купленного товара, которые при возврате подержанных машин в зависимости от срока их эксплуатации могут достигать 70% прейскурантной цены новой модели.

11.Скидки при продаже подержанных машин могут достигать более 50% первоначальной цены.

В зависимости от характера товара, конъюнктуры рынка и других условий в контрактах международной купли-продажи широко применяются специальные оговорки, касающиеся цены товара, такие как "цена не будет являться прецедентом" (обычно при предоставлении специальных скидок), "цена не подлежит изменению в течение всего срока действия контракта" (обычно в долгосрочных контрактах), рефакция - снижение цены при понижении качества фактически поставляемого товара против контрактного и бонификация - ее повышение при превышении качества и др.

Окончательная формулировка этой статьи контракта может выглядеть следующим образом:

"цена одного куб.м. пиломатериалов составляет 200 (двести) американских долларов и понимается ФОБ Новороссийск. Общая стоимость пиломатериалов, поставляемых по настоящему контракту, составляет 4.000.000 (четыре миллиона американских долларов) плюс минус 2% в зависимости от фактической поставки".

7. Организация таможенного дела в российской федерации

7.1. Руководство таможенным делом

К основным документам, регулирующим таможенное дело в России, относятся:

• I. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

• 2. Таможенный кодекс Российской Федерации.

Закон "О таможенном тарифе" устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также порядок обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Таможенное дело включает в себя таможенную политику Российской Федерации, порядок и условия перемещения через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и прочие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Единая таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Целями таможенной политики являются: обеспечение эффективного использования таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, проведение структурной перестройки и других задач экономической политики страны.

Таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенную территорию Российской Федерации составляет ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки, сооружения, находящиеся в морской исключительной зоне России.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей России.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами по таможенному делу.

Общее руководство таможенным делом реализуют Президент и Правительство Российской Федерации. Непосредственное руководство таможенным делом возложено на Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации.

Государственный таможенный комитет издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Нормативные акты Государственного таможенного комитета Российской Федерации общего характера вступают в силу через тридцать дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила по сравнению с действующими, или если акты законодательства России обязывают ГТК ввести нормативные акты по таможенному делу в действие в более короткие сроки.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами, составляющие систему, в которую входят:

- Государственный таможенный комитет;

- региональные таможенные управления;

- таможни и таможенные посты.

Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации утверждается Президентом или по его поручению Правительством. Создание, реорганизация, ликвидация таможенных постов осуществляется региональными таможенными управлениями.

Для идентичного восприятия и истолкования любыми лицами различных процессов, имеющих место в таможенной деятельности, необходимо использовать ряд определенных нормативными документами терминов и понятий:

1) товар - любое движимое имущество (в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии), перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации;

2) лица, перемещающие товары - лица. являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством России для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации,от собственного имени;

3) таможенная стоимость товара - стоимостъ товара, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и используемая для целей: обложения товары пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая валютный контроль и расчеты банков по ним;

4) декларант - лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее, представляющее и предъявляющее товары для таможенного оформления;

5) транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;

6) перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;

7) таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей;

8) таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Пошлины и тарифы, их виды

Пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные Законом "О таможенном тарифе": сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные. При этом таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию страны или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Сезонные пошлины при ввозе и вывозе товаров в России устанавливаются на срок не более шести месяцев с момента их применения.

Специальная пошлина применяется в качестве защитных и ответных мер в следующих случаях:

• при ввозе в страну товаров в таких количествах и на таких условиях, что они причиняют вред отечественным производителям подобных товаров;

• для пресечения действий участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают общегосударственные интересы в какой-либо отрасли народного хозяйства, а также для прекращения недобросовестной конкуренции;

• в качестве ответной меры на дискриминационные или недружественные действия со стороны иностранных государств или их союзов против России.

Размер специальной пошлины устанавливается конкретно по каждому случаю.

Антидемпинговая пошлина применяется при ввозе на таможенную территорию товаров по цене, которая существенно ниже их конкурентной цены в стране экспорта и если это снижение угрожает причинить вред отечественным производителям подобных товаров. Возможно применение антидемпинговых пошлин в случае вывоза за пределы России товаров по цене, которая существенно ниже цен других экспортеров подобных товаров и при этом данное снижение цен может причинить вред интересам страны. Ставки антидемпинговых пошлин должны поднимать цены до уровня конкурентной оптовой цены объекта демпинга.

Применение компенсационной пошлины возможно в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при вывозе или производстве которых прямо или косвенно воспользовались дотации, а также если такой ввоз наносит или должен нанести материальный ущерб российским изготовителям подобных товаров либо затрудняет производство подобной продукции в России.

Применению специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных.

Размер пошлин должен быть соотнесен с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время в России используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), разработанная на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой внешней торгов­ле с 1991 года, и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского Экономического Сообщества (КН ЕС).

В России применяются такие виды ставок пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном денежном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Взависимости от направления движения товаров пошлина может быть ввозной, вывозной и транзитной, которая взимается за пере­мещение товара через таможенную территорию. Ставки ввозных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в пределах, установленных Законом "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года.

Предельные ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует режим наиболее благоприятствуемой нации, установленный законодательными органами.

К товарам может применяться режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный (льготный) режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении непозднее, чем через год с даты осуществления таможенного оформления.

На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Законом "О таможенном тарифе" увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, относительно которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и относятся к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В практике ВЭД наряду с пошлинной системой ввоза, вывоза и транзита товаров применяется также несколько видов тарифных льгот.

Тарифные льготы

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу страны в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

От пошлины освобождаются:

· транспортные средства, выполняющие международные перевозки грузов, багажа, людей и имеющие необходимые для нормальной работы транспорта топливо, запчасти, смазочные материалы и предметы материально-технического снабжения;

· топливо, продовольствие, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое из страны для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, находящихся на морских промыслах, а также продукция их промысла, ввозимая в Россию;

· товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с нее для служебного или личного пользования иностранцами, имеющими право на беспошлинную транспортировку различных предметов на основе международных соглашений;

· валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России;

· товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в виде гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

· товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;

· товары, перемещаемые через таможенную границу Российской федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;

· товары под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран.

Тарифные льготы могут иметь форму тарифных преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в форме освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, либо подписавших соглашения на создание такого союза. Льготы устанавливаются также в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой не реже одного раза в пять лет Правительством Российской Федерации.

В пределах таможенной территории Российской Федерации предоставляются тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и иногда освобождения от пошлины. Эти меры можно осуществить по отношению к товарам:

· ввозимым на таможенную территорию страны и вывозимым с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации. Например, в случае использования режимов таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, реэкспорта и т.д.

· вывозимым в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за границей на основе межправительственных соглашений, в которых Российская Федерация непосредственно участвует;

· вывозимым с таможенной территории России в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд;

· ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий или вывозимым этими предприятиями некоторым видам товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Использование тарифных льгот дает возможность облегчить решение ряда коммерческих и экономических проблем между разными странами на взаимовыгодной основе.

8. Товарораспорядительная документация

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается оформлением и движением различных документов. Получаемый покупателем комплект документов называется товарораспорядительной документацией. Эти документы позволяют определить, поставлен ли товар в точном соответствии с условиями контракта. Большинство документов по внешнеэкономическим операциям оформляется аналогично банковским, т.е. составляются на пишущей машинке и никаких подчисток, помарок и исправлений на них делать не разрешается.

Поскольку во внешнеэкономической деятельности платежи осуществляются главным образом против документов, документооборот выходит на передний план и отчасти затеняет реальное движение товаров. Несвоевременное представление поставщиком хотя бы одного документа из перечня, предусмотренного контрактом, приводит к отсрочке платежа, штрафам, неустойкам и другим неприятностям. Поэтому все документы по внешнеторговым операциям должны быть оформлены безукоризненно.

Документы, применяемые во внешнеторговых операциях, могут быть разделены на несколько групп. Рассмотрим основные из них.

Технические документы

К этой группе относятся формуляры и описания изделий, технические паспорта, чертежи, инструкции по монтажу, установке, наладке, ремонту и использованию машин и оборудования. Необходимый объем технической документации должен быть оговорен в контракте. Поскольку техническую документацию обычно готовит непосредственный изготовитель продукции, следует включать в контракт только самые необходимые технические документы. Иногда технические документы на российские товары содержат гарантии завода-изготовителя. Поскольку изготовитель не имеет, как правило, соответствующей эксплуатационной и ремонтной сети за рубежом, гарантии эти действуют только на территории России. Этот момент следует согласовать с зарубежным партнером при заключении контракта. По требованию покупателя технические документы могут быть составлены на иностранном языке.

8.2. Товаросопроводительные документы

К товаросопроводительным документам относятся сертификат качества товара, сертификат происхождения товара, отгрузочная спецификация, упаковочный лист, комплектовочная ведомость и др. Перечисленные документы имеют различное назначение. Сертификат происхождения товара, ветеринарный и радиационный сертификаты предъявляются при пересечении товаром границы. В сертификате происхождения указывается страна, из которой вы­возится товар. Поскольку ставки таможенных тарифов, для товаров из различных стран могут отличаться, сертификат происхождения обязателен для избежания недоразумений с таможенными властями. Наличие ветеринарного и радиационного сертификатов на соответствующие товары является, так же, общепринятым требованием таможенных служб. Сертификат качества подтверждает, что товар соответствует зафиксированным в контракте требованиям.

Отгрузочная спецификация, упаковочный лист и комплектовочная ведомость подтверждают количество отгруженного товара.

8.3. Транспортные документы

Транспортные документы, регулируют отношения между грузоотправителем и перевозчиком, а также подтверждают факт приема груза последним. К транспортным документам относятся коносамент, автотранспортная, железнодорожная накладная, багажная квитанция и страховой полис.

Коносамент является договором на перевозку груза, заключенным между перевозчиком и грузовладельцем. Он представляет собой так же расписку капитана в приемеим груза. Этот документ составляется, как правило, в двух экземплярах, но по тре6ованию отправителя груза может быть выписано и большее их число. Все они являются оригиналами, имеют одинаковую силу и составляют "полный комплект коносамента”. Кроме оригиналов, могут выписываться копии. Копии не являются товарораспорядительными документами. Обязательные реквизиты коносамента - название судна, место погрузки, наименования отправителя и получателя груза. Без названия судна коносамент не принимается страховщиком, так как последний определяет степень риска, и следовательно размер страхового взноса, основываясь на сведениях о качестве судна.

Коносамент подписывается там, где осуществляется погрузка товара. Если обязательное место погрузки определяется торговым контрактом, то оно указывается в заявлении на аккредитив. Следовательно, коносамент, в котором не указано место погрузки, не будет принят банком. В качестве грузоотправителя обычно выступает продавец. Даже в тех случаях, когда перевозка осуществляется за счет покупателя (например на условиях ФОБ), оформляет отгрузку и фрахт обычно экспортер, а уже потом покупатель возмещает ему стоимость фрахта. В качестве грузополучателя могут быть указаны покупатель (так называемый "именной" коносамент), экспедиторская фирма покупателя (ордерный коносамент), либо предъявитель (коносамент на предъявителя).

Поскольку, с одной стороны, передача коносамента означает переход права собственности на отгруженный по нему товар, а с другой стороны, все оригиналы коносамента имеют одинаковую силу, банк требует обязательного предъявления всех оригиналов коносамента. Лицо, получившее через банк коносамент, может получить по любому из оригиналов коносамента груз у перевозчика. При этом остальные экземпляры теряют силу.

Экспортеру выгоднее использовать коносаменты на предъявителя. Если покупатель по каким-либо причинам откажется от оплаты товара, то получение груза по именному ордерному коносаменту у перевозчика превращается в сложную процедуру. Другими словами, именные коносаменты в пользу покупателя следует выписывать лишь в случае абсолютной уверенности в его коммерческой надежности.

При транспортировке грузов по железной дороге, автотранспортом и по воздуху специального договора между грузоотправителем и перевозчиком, подобного коносаменту, не заключается. В этих случаях товарораспорядительным документом является соответствующая накладная.

В железнодорожную накладную заносятся данные о грузе (наименование, вес, тип упаковки и т.п.), указываются станции отправления и назначения, путь следования, отправитель и получатель груза. Железнодорожная накладная выписывается всегда на одного конкретного получателя. Заполненная железнодорожная накладная следует вместе с грузом, а отправителю выдается ее дубликат. Договор перевозки считается заключенным с момента приема груза вместе с накладной станцией отправления. Прием груза перевозчиком подтверждается календарным штампом и подписью должностного лица, представляющего железную дорогу.

По прибытии груза железная дорога обязана выдать его вместе с накладной получателю, после уплаты последним всех причитающихся по накладной платежей. В обеспечение всех платежей по договору железная дорога имеет залоговое право на груз.

Грузополучатель имеет право отказаться от получения груза лишь в случае его повреждения или порчи по вине железной дороги.

Правила оформления и использования автотранспортных накладных и накладных на воздушные перевозки в целом совпадают с правилами, действующими на железной дороге.

При морских перевозках отгруженные товары принято страховать на случай порчи или утраты. Обязательным отгрузочным документом в этом случае является полис морского страхования. Страхование морских перевозок выгодно как продавцу, так и покупателю. Дело в том, что взыскание убытков с перевозчика является делом довольно сложным, а иногда даже не допускается законом. Морской перевозчик не отвечает, например, за навигационные ошибки своих служащих. Необходимость страхования, как правило, непосредственно указывается в договоре купли-продажи.

В качестве страхователя выступает специальная страховая компания (например, Ингосстрах). В соответствии с договором страхования она обязуется возместить убытки, произошедшие вследствие предусмотренных договором событий. Ответственность страховой компании наступает с момента подписания страхового полиса. Страховой полис может быть оформлен на одну перевозку или на все перевозки данного грузоотправителя в течение определенного срока. В последнем случае страховой договор называется генеральным полисом. Груз не может быть застрахован на сумму, превышающую его контрактную стоимость.

Величина страхового взноса (платы за страхование) определяется страховой компанией с учетом характера и стоимости груза, сведений о судне, перевозящем груз, маршруте следования и т.д. При передаче прав собственности на груз, права страхователя не переходят автоматически к покупателю товара. Переуступка прав страхователя осуществляется путем передачи полиса новому грузовладельцу. Таким образом, страховой полис следует обязательно включать в пакет документов, против которых осуществляется платеж.

Расчетные документы

К числу расчетных документов относятся платежное требование, счет-фактура, счет поставщика и др. Любой расчетный документ является требованием экспортера, направленным покупателю, оплатить стоимость поставленного товара. Во внешнеэкономических операциях наиболее часто используется счет-фактура (инвойс). Для банка счет-фактура является одним из основным документов, дающих основание для совершения платежа. Для страховой компании счет-фактура служит для оценки страхуемого имущества. Таможенные службы определяют на основании этого документа размер таможенных пошлин. Для покупателя счет-фактура необходима, чтобы выполнить действующие в его стране требования по лицензированию импорта и валютному регулированию.

В связи с этим к оформлению счетов предъявляются повышенные требования. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются: дата выписки, номер счета, наименование плательщика, страна и город пребывания плательщика, данные об отгрузке товара (название судна, номер и дата коносамента и т.п.), наименование товара, его качества, цены единицы товара, общая стоимость поставленного товара, наименование и подпись продавца. Все эти данные должны точно соответствовать условиям контракта.

Вне зависимости от того, в какой валюте осуществляется платеж, счета по экспортным сделкам следует выписывать в той валюте, в которой установлена цена товара по контракту. Если по контракту валюта цены и валюта платежа не совпадают, в счет-фактуру вносятся предусмотренные контрактом правила пересчета.

В некоторых случаях в соответствии с условиями контракта сумма платежа не является жестко зафиксированной. Например, она может быть поставлена в зависимость от объема поставки, учитывать приплаты и скидки за качество и т.п. Наконец, в контракте может быть предусмотрена оплата отгруженной партии с последующим окончательным расчетом. Во всех этих случаях в счете указывается полная базовая стоимость отгруженной партии товара и размер удержаний с этой стоимости.

Иногда расчетные документы используются как сертификат происхождения. Для этого необходимо включить в счет запись типа "Товар произведен в России".

В заключение следует напомнить, что внешнеэкономический контракт является руководящим документом для международной сделки, а товарораспорядительные бумаги — документами, регулирующими отдельные стадии. Поэтому все они должны быть четко согласованы между собой, правильно оформлены и не должны противоречить международным коммерческим правилам и национальным законодательствам соответствующих стран.

9. Финансирование внешнеэкономических сделок

Финансирование внешнеэкономической деятельности является для фирмы, как правило, более сложным вопросом, чем финансирование операций на внутреннем рынке. Это связано с тем,чторазовые международные сделки имеют, по сравнению со сделками внутренними, больший объем, большие сроки осуществления и связаны с дополнительными транспортными и таможенными расходами. Все это приводит к ухудшению оборачиваемости средств фирмы.

В принципе для финансирования внешнеэкономических операций фирма может использовать те же источники, чтои дляопераций на внутреннем рынке — собственные средства, кратко", средне- и долгосрочные кредиты. На международном рынке ссудных капиталов сложились определенные обычаи и правила в оформлении и проведении кредитных операций.

Очень широкое применение в практике международной торговли нашел коммерческий кредит, т.е. кредит экспортера импортеру или выдача авансов импортером экспортеру.

Наши рекомендации