Основные функции предприятия
Министерство образования и науки Кыргызской Республики
Кыргызский Государственный Технический Университет
Им. И. Раззакова
Кафедра «Экономика и бизнес»
Краткий курс
ЛЕКЦИЙ
по предмету: «Экономика, организация и управление производством»
Преподаватель: Даниярова Б.Д.
Бишкек 2015г.
Лекция 1
Тема: «Предприятие в условиях рыночной экономики»
- Содержание курса «Экономика и организация производства»
- Понятие производственного предприятия
- Основные функции предприятия
- Содержание курса «Экономика и организация производства»
Экономика в классическом определении - это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства необходимой продукции и распределяет их среди различных групп людей.
Экономика производства - наука о том, как это явление осуществляется в рамках каждого отдельно взятого производственного предприятия.
Объектом курса является первичное звено рыночного хозяйства – самостоятельно хозяйствующие субъекты (предприятия, организации) в различных отраслях экономики.
Предметом курса являются:
-организационно-экономические проблемы формирования и функционирования хозяйствующих субъектов в конкурентной рыночной среде;
-выявление и использование эффективных методов хозяйствования с целью увеличения объема товаров и услуг, реализуемых на рынках;
-снижение издержек производства и повышение рентабельности.
Оттого, насколько эффективно работает предприятие и от его финансового состояния зависит здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
Понятие производственного предприятия
Производственное предприятие- это обособленная специализированная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющегося в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителям соответствующего назначения.
Предприятие является главным звеном, где непосредственно решается основная экономическая проблема - производство и распределение благ в условиях ограниченности ресурса.
Предприятие как юридическое лицо должно отвечать следующим признакам:
- наличие собственного имущества;
-самостоятельная имущественная ответственность;
- право приобретать и распоряжаться собственность;
- право быть истцом и отвечать в арбитражном суде;
- иметь самостоятельный баланс;
- иметь расчетный (валютный) счет.
Высшей целью деятельности предприятия является производство товаров (работ и услуг), удовлетворяющие потребности населения данной продукцией и получать максимальную прибыль.
Различают внешнюю и внутреннюю среду предприятия:
1) Внутренняя среда-это трудовые ресурсы, средства производства, информация и денежные средства.
Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.
2) Внешняя среда - непосредственно определяет эффективность работы предприятия. Это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, государственные органы, население, живущее в окрестности предприятия.
Важнейшими задачами предприятия являются:
- получение дохода предприятием;
- обеспечение потребителей продукцией;
-обеспечение персонала заработной платой, нормами условий труда и возможностью профессионального роста;
- создание рабочих мест для населения;
- охрана окружающей среды;
- недопущение сбоев в работе предприятия.
Основные функции предприятия
К основным функциям предприятия относятся:
1) Изготовления продукции соответствующего назначения;
2) Продажа и поставка продукции потребителю;
3) Материально-техническое обеспечение производства;
4) Управление и организация труда персонала;
5) Всестороннее развитие и рост объемов производства;
6) Предпринимательство;
7) Уплата налогов и других обязательных платежей;
8) Соблюдение действительных стандартов, нормативов и законов.
Факторы, валяющие на эффективность функционирования предприятия.
Внутренние факторы:
1) связанные с личностью руководителя и способности его команды управлять предприятием;
2) связанные с ускорением НТП с инновационной политикой;
3) связанны с усовершенствование организацией производства;
4) связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
5) связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции;
6) связанные со спецификой производства и отрасли;
7) связанные с издержками производства и ценовой политикой.
Внешние факторы:
1) связанные с изменением конъюнктуры рынка, изменение спроса и предложения, колебания цен;
2) связанные с изменением политической обстановки в стране;
3) связанные с инфляционными процессами;
4) связанные с деятельность государства.
Лекция 2
Тема: «Основной капитал предприятия»