Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

-государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, которые регулируют отношения в сфере защиты прав потребителей;

-контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- санитарный-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

- аккредитацию испытательных лабораторий (центров), которые осуществляют работу в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством РФ;

- государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

- государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) данной продукции на территорию РФ;

- государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) данной информации;

- осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы;

Осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством [2].

Службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначающийся на должность и освобождается с должности по представлению Министра здравоохранения и социального развития России.

Нормативным актом, который регулирует законодательство в сфере прав потребителей, также является Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"

Однако, законодательство о защите прав потребителей распространяется не на все отношения, которые связаны с потреблением гражданами товаров, работ и услуг [2].

Когда один гражданин продает другому определенную вещь, примеру, автомобиль, законодательство о защите прав потребителей не действует (в данном случае применяются общие нормы гражданского законодательства). Когда тот автомобиль приобретается у компании-продавца, которая поставляет автомобили, покупатель приобретает статус потребителя, и на эти отношения уже распространяется законодательство о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если такие отношения возникают в связи с членством граждан в данных организациях. Но законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в т. ч. членам таких организаций) платных услуг.

Согласно ст.3 закона право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается помощи включения определенных требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также при помощи организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Такая норма носит декларативный характер и в большей степени относится к области государственного планирования в области образования. Дополнительных прав потребителю эта норма почти не предоставляет, она к тому же не регулирует порядок реализации прав, предоставляемых потребителю другими нормами закона.

Например, в Свердловске создана Свердловская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей Свердловской области». Организация основана в 2006 году и действует на территории Свердловской области. Целью деятельности данного общества является оказание содействия гражданам в области защиты прав потребителей.

В 2012 году в Москве состоялась Международная конференция «Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей», а также второе заседание Консультативного совета по защите прав потребителей государств - участниц СНГ [20]. В работе конференции приняли участие более 350 представителей стран СНГ и дальнего зарубежья, Евросоюза и Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

В процессе мероприятия прошло обсуждение довольно широкого круга вопросов защиты прав потребителей, в т. ч. актуальные проблемы правовой защиты потребителей в государствах - участниках соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в сфере защиты прав потребителей.

Основной темой конференции стало обсуждение приоритетных направлений государственного регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей и формирования эффективной потребительской политики, развитие современных систем информирования и просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей, формирование потребительской культуры в государствах, правовое просвещение потребителей и предпринимателей, интеграция правового потребительского образования в государственную систему общего и профессионального образования [20].


Наши рекомендации