Краевский В. Место и функции методологии педагогики в научно-методическом обеспечении модернизации образования

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (СД. Ф.)

«Методика экономического исследования»

для студентов специалитета 080101 - “Экономическая теория” и бакалавриата 080100 – «Экономика»

Автор-составитель: ст. препод. Безуглая Л.А.

Ростов-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Методики экономического анализа» посвящен анализу и оценке методов экономических исследований как активной части экономической методологии. Внимание уделяется историческому, эволюционному, Аномическому, теоретическому и другим методам экономической науки.

Цель курса: изучить методологические аспекты, предмет и метод экономической науки, аккумулируя и совершенствуя приобретенные знания студентов в области отдельных экономических дисциплин (математики, статистики, экономической истории и т.п.).

Постановка данной цели обусловливает необходимость решения следующих учебных задач:

- перейти на более высокий теоретический уровень изучения методов экономического исследования;

- определить структуру и функции научного познания;

- научиться пользоваться методологическим инструментарием для собственных исследований;

В центре изучения находятся проблемы преодоления разрыва и установление тесной связи между методами экономического исследования и методологией экономического исследования. На отделении «Экономическая теория» данный курс включен в учебный план третьего семестра второго курса и является промежуточной ступенью подготовки студентов к написанию курсовой работы.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, деловые игры

Формы контроля:

- самостоятельные и контрольные работы по темам курса

- эссе,

- накопительный зачет – представляет собой сумму баллов, полученных студентами за самостоятельные и контрольные работы, промежуточные тесты, текущую работу в семестре подготовку эссе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса «Методика экономического исследования»

объем курса (всего часов) – 34 часов,

из них: лекции - семинаров – 34 часа

Наименование разделов Всего часов Из них
лекции практ. Занятия самостоятельная работа
1 МОДУЛЬ. ОБЩАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Классификация проблем экономической теории
2. Проблема метода и методологии в научном исследовании
3. Структура и функции научного познания  
4. Базовые методологические концепции в философии и науке XX в.
5. Современные методологические направления в экономической науке
2 МОДУЛЬ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
6. Классификация методов экономических исследований  
7. Формальная силлогистика
8. Исторический метод в анализе экономической действительности
Включенность математических методов в экономические исследования
Эволюционный метод в экономическом исследовании
Статистический метод в экономическом анализе
3 МОДУЛЬ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Общие основы научно-исследовательской работы студентов
Выбор темы научного исследования  
План научно-исследовательской работы  
Сбор научно-исследовательской информации
   

1 МОДУЛЬ. ОБЩАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель модулясостоит в анализе методологических проблем и их классификации, в выявлении структуры и функций научного познания, обосновании базовых методологических концепций и современных методологических направлений в экономической науке.

Тема 1. Классификация проблем экономической теории

1.1ПРОГРАМНАЯ АННОТАЦИЯ

Классификация проблем экономической теории: теоретические и прикладные. Теоретические проблемы: методологические и собственно теоретические. Методологические проблемы и их предпосылки. Собственно-теоретические проблемы: анализирующие развитие социально-экономической системы, микроэкономические, макроэкономические, институциональные, международные, проблемы государственной экономики.

1.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

2.Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА – М, 2006.

3. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997.

4. Макконнел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1. М., 1992.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004.

6. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006.

7. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993.

8. Самуэльсон П. Экономика. Т.1 М., 1994.

9. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

1.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М., 1993.

1.4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На основании своей курсовой работы определите, какие виды проблем и почему вы будете использовать в своём исследовании.

1.5 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Приведите классификацию проблем экономической теории.
  2. Перечислите теоретические проблемы экономической теории.
  3. Сформулируйте, что характеризуют методологические проблемы.
  4. Перечислите виды собственно-теоретических проблем.
  5. Охарактеризуйте каждый вид собственно-теоретических проблем.

Тема 2. Проблема метода и методологии в научном исследовании

2.1. ПРОГРАМНАЯ АННОТАЦИЯ

Структура научного познания. Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, методологический. Методологический уровень научного познания: научная картина мира. Критерии истинности и достоверности научного знания. Критерий верификации. Теория абсолютных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Критерий фальсификации. Функции научного исследования: описание, научное понимание и объяснение наблюдаемых фактов, прогнозирование, практическое применение.

2.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА – М, 2006.

2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997.

3. Макконнел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1. М., 1992.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004.

5. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006.

6. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993.

7. Самуэльсон П. Экономика. Т.1 М., 1994.

8. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

2.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М., 1993.

3.1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Опишите, каким образом вы можете использовать функции научного исследования в своей работе над курсовой работой.

3.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите 3 уровня научного познания.

2. Что формирует базовый методологический уровень?

3. Сформулируйте, что такое критерий верификации и критерий фальсификации.

4. Каковы функции научного исследования? Охарактеризуйте каждую из них.

5. В чём заключаются теория абсолютных преимуществ и теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо?

Тема 3.Структура и функции научного познания

3.1.ПРОГРАМНАЯ АННОТАЦИЯ

Структура научного познания.Три уровня научного знания: эмпирический, теоретический уровень; (базовый) – методологический уровень. Критерий верификации Критерий фальсификации. Функции научного исследования: описание; научное понимание и объяснение наблюдаемых фактов; предвидение (прогнозирование). Теоретические методы экономического познания

3.2.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Краевский В. Место и функции методологии педагогики в научно-методическом обеспечении модернизации образования

4. //www.eidos.ru/2007/03

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1999

6. Орехов А.М. Методы экономических исследований. М., 2006

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2005

8. Локатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 2003

9. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002

10. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 2002

11. Рассел Б. Человеческое познание. М., 2001

12. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006.

13. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993.

14. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

3.3.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М., 1993. .

3.4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Определите и сформулируйте, какие методы экономического исследования вы планируете использовать в своей курсовой работе. Обоснуйте свой выбор.
  2. Диалектический метод основан на трёх законах логики. Сформулируйте эти законы и раскройте их.

3.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Эволюция методологии и методов изучения экономической теории.

2. Общенаучная и частнонаучная методология в экономическом исследовании.

3. Выбор методологии в рамках конкретной науки.

4. Структура научного познания

5. Критерии истинности научного знания

6. Функции научного исследования

7. Эмпирические методы экономического познания

8. Теоретические методы экономического познания

Тема 4. Базовые методологические концепции в философии и науке ХХ в

4.1.ПРОГРАМНАЯ АННОТАЦИЯ

Научная парадигма как базис научной дисциплины. Внутренняя структура парадигмы. Научная революция. Модель смены научной парадигмы Т.Куна. Эволюционные и революционные стадии смены научной парадигмы. Модель «научно-исследовательских программ» И. Лакатоса (модель сосуществования различных парадигм). Области предметного пересечения различных парадигм.

4.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА – М, 2006.

2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997.

3. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

5. Макконнел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1. М., 1992.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004.

7. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006.

8. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993.

9. Самуэльсон П. Экономика. Т.1 М., 1994.

10. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

4.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М., 1993.

4.4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Нарисуйте и объясните схемы, изображающие:

- господствующую парадигму;

- область предметного пересечения различных парадигм.

4.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под научной парадигмой?

2. В чём заключается модель научно-исследовательских программ И. Лакатоса?

3. Какова схема области предметного пересечения различных парадигм?

4. Из каких основных уровней состоит внутренне строение научно-исследовательской парадигмы? В чём заключается каждый уровень?

Тема 5. Современные методологические направления в экономической науке

5.1. ПРОГРАМНАЯ АННОТАЦИЯ

Новые школы методологического анализа: австрийская; кейнсианская; неоклассическая; институциональная; неоинституциональная; российская школа как отдельное методологическое направление (С. Н. Булгаков, Ю. М. Осипов).

5.2.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кейнс Дж. Н. Предмет и метод политической экономии.

2. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2001

3. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. М., 1992

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994

5. История экономических учений / Под ред Автономова В., Ананьина О., Макашевой М. М., 2001

6.Нуреев Р. Институционализм: вчера, сегодня, завтра // Олейник А. Институциональная экономика. М., 2001

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997

8. Булгаков С. Философия хозяйства // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1993

5.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Т.1. М., 1993.

2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

3. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.

5.4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Определите, что подразумевает понятие «краткое сообщение», что оно включает. Напишите на ½-1 страницы краткое сообщение для 1 главы вашей курсовой работы.

5.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные идеи новой австрийской школы

2. Кейнсианская школа

3. Основные идеи неоклассического синтеза.

4. Школа философии хозяйства

5. Институционализм и неоинституционализм

6.Каким образом можно охарактеризовать экономическую методологию С.Н. Булгакова.

Тема 7. Методика написания, правила оформления и порядок

защиты курсовой работы

7.1. ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ

Выбор темы курсовой работы. Составление рабочего плана. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала. Оформление иллюстративного материала (таблицы, графики, рисунки, диаграммы, формулы).

Подготовка введения к курсовой работе. Изучение основных его составляющих.

7.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА – М, 2006.

2. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. – М.: «Ось-89», 1997.

3. Макконнел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1. М., 1992.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004.

5. Орехов А.М. Методы экономических исследований: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006.

6. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993.

7. Самуэльсон П. Экономика. Т.1 М., 1994.

8. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В.Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

7.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология Аномиической классики. Т.1. М., 1993.

2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

3. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.

7.4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Подготовьте и оформите, в соответствии с предъявляемыми требованиями:

- титульный лист;

- содержание, утверждённое научным руководителем;

- введение к курсовой работе;

- 1 главу работы.

Покажите оформление предполагаемого иллюстративного материала, используемого во 2 главе курсовой работы.

7.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Укажите параметры полей курсовой работы.

2. Опишите правильное оформление содержания.

3. Перечислите основные требования к оформлению иллюстративного материала.

4. Каковы основные требования к оформлению списка использованных источников?

5. Покажите, как должен быть оформлен титульный лист курсовой работы.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Объект и предмет методики экономических исследований
  2. Специфика экономической науки, подходы к определению экономической науки
  3. Позитивная и нормативная экономическая наука
  4. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика
  5. Общая схема хода научного исследования
  6. Классификация проблем экономической теории
  7. Структура научного познания
  8. Уровни научного знания
  9. Критерии истинности и достоверности научного знания. Критерий верификации. Критерий фальсификации
  10. Теория абсолютных преимуществ. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
  11. Функции научного исследования
  12. Базовые и общенаучные методы
  13. Общие и специальные методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент)
  14. Абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование
  15. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)
  16. Применение логических законов и правил. Закон противоречия. Закон достаточного основания. Закон исключенного третьего
  17. Научная парадигма. Внутренняя структура парадигмы. Научная революция
  18. Модель смены научной парадигмы Т.Куна. Эволюционные и революционные стадии смены научной парадигмы
  19. Модель «научно-исследовательских программ» И. Лакатоса (модель сосуществования различных парадигм). Области предметного пересечения различных парадигм
  20. Основные понятия научно-исследовательской работы

На зачет студентом должно быть представлено:

- титульный лист курсовой работы с подписью научного руководителя;

- содержание курсовой работы с подписью научного руководителя;

- введение курсовой работы с подписью научного руководителя;

- тезисный вариант 1 главы курсовой работы ( не менее 10 страниц, обязательно ссылки);

- эмпирический материал по 2 главе курсовой работы;

- заключение по курсовой работе;

- список использованных источников, правильно оформленный (не менее 15 источников);

- 1-2 приложения..

ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Вариант 1.

1. Сформулируйте название своей курсовой работы, назовите научного руководителя, Афедру на которой он работает.

2. Перечислите минимум 7 научных источников, которые Вы будете использовать при написании курсовой работы (правильно оформите)

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные группы теоретических проблем в экономической науке.

4. Опишите критерии верификации и фальсификации.

5. Опишите структуру курсовой работы – какие составные части включает в себя курсовая работа?

6. Какие требования предъявляются к размерам полей в курсовой работе?

Вариант 2.

1. Сформулируйте название своей курсовой работы, назовите научного руководителя, Афедру на которой он работает.

2. Перечислите минимум 7 научных источников, которые Вы будете использовать при написании курсовой работы (правильно оформите).

3. Опишите подробно содержание микро и макроэкономических проблем в экономической науке.

4. Каков должен быть размер курсовой работы и отдельных её составляющих частей?

5. Опишите последовательность перечисления источников в списке научной литературы к курсовой работе.

6. Оформите правильно титульный лист

Вариант 3.

1. Сформулируйте название своей курсовой работы, назовите научного руководителя, Афедру на которой он работает.

2. Перечислите минимум 7 научных источников, которые Вы будете использовать при написании курсовой работы (с правильным оформлением).

3. Покажите, каким образом различаются проблемы участия государства в экономической сфере жизнедеятельности в рамках микроэкономики и макроэкономики, а также круга проблем, относящихся к кругу государственной экономики.

4. Какие требования предъявляются к размеру полей курсовой работы?

5. Опишите структуру курсовой работы – какие составные части включает в себя курсовая работа с указанием листов?

6. Укажите основные этапы подготовки курсовой работы

Вариант 4.

1. Сформулируйте название своей курсовой работы, назовите научного руководителя, Афедру на которой он работает.

2. Сформулируйте название первой главы своей курсовой работы.

3. Перечислите минимум 5 научных источников, которые Вы будете использовать при написании курсовой работы (с указанием авторов).

4. Подробно охарактеризуйте три формы идеала научности.

5. Охарактеризуйте круг методологических проблем экономической науки. Приведите примеры.

6. Опишите концепцию конкуренции парадигм И. Лакатоса.

7. Опишите структуру курсовой работы – какие составные части включает в себя курсовая работа?

8. Перечислите кратко информацию, которую необходимо отразить на титульном листе курсовой работы.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ К ЗАЧЕТУ

ТЕСТЫ

1. Какое из утверждений относится к микроэкономике, а какое - к макроэкономике:
1) реформы в России начались с либерализации цен; 2) минимальная ставка заработной платы должна находится на уровне прожиточного минимума;
3) высокий уровень безработицы – это подлинное бедствие для любой экономики, так как порождает социальную напряженность, снижает уровень доходов населения и т.д. 4) высокий уровень безработицы позволяет фирме тщательно подбирать себе квалифицированные кадры и при этом платить сотрудникам меньше
5) Валовой внутренний продукт с 1990 по 1998 год сократился на 40 %.    
2. Вопросы, связанные с валютными отношениями, относятся к проблемам:
1) микроэкономическим 2) Институциональным
3) Международным 4) Макроэкономическим
3. Теоретические проблемы подразделяются на:
1) методологические, собственно теоретические 2) институциональные, собственно теоретические
3) эконометрические, собственно теоретические 4) методологические, эконометрические
4. Проблемы, анализирующие функционирование механизмов отдельных рынков:
1) институциональные 2) Микроэкономические
3) макроэкономические 4) Диалектические
5. К методам экономической науки не относят:
1) Элементарные 2) Диалектические
3) формально-логические 4) Эволюционные
6. Что из перечисленного изучает микроуровень:
1) производство в масштабах всей экономики 2) численность занятых в хозяйстве;
3) общий уровень цен 4) производство сахара и динамику его цен
7. Понятие метода включает в себя:
1) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств; 2) структуру предмета;
3) набор фактических данных 4) общественный выбор для субъектов экономики
8. К отраслевым экономическим наукам относятся:
1) экономика труда и экономика сельского хозяйства; 2) экономика труда и аудит;
3) менеджмент и экономика сельского хозяйства 4) менеджмент и аудит
9. Какое из указанных ниже требований к научному методу представляется лишним и ненужным?
1) Общезначимость 2) Эффективность
3) Эвристичность 4) Все ответы верны
10. . В качестве какой методологии использует философию экономическая наука?
1) Всеобщей 2) Общенаучной
3) Частнонаучной 4) Все ответы верны
11. Математический и статический методы относят к числу:
1) дедуктивных методов 2) количественных методов
3) всеобщих методов 4) качественных методов
12. Представителями маржиналистской школы являются:
1) Смит, Риккардо, Милль 2) Маршалл, Кейнс
3) Л. фон Мизес, Хайек 4) Менгер, Визер
13. Какие из названных методов играют роль всеобщих методов для экономической науки?
1) Математические 2) Статическме
3) Философские 4) Нет правильного ответа
 
14. Что такое научная революция по Т. Куну
1) Разрешение кризисной ситуации в науке в рамках самой парадигмы 2) Переход от одной парадигмы в другой
3) Естественно-исторический процесс   4) Стадия кризиса нормальной науки
15.В качестве какой методологии используют философию экономическая наука.
1) Специфической 2) Частнонаучной
3) Общенаучной 4) Всеобщей
16. Какой из указанных ниже эмпирических способов исследования является не методом, а только процедурой?
1) Опрос 2) Измерение
3) Наблюдение 4) Эксперимент
17. Кем был рассмотрен вопрос о смене научных парадигм:
1) Л. фон Мизес 2) Т. Куном
3) И. Лакатос 4) А. Смит
18. Под научной парадигмой понимается:
1) совокупность базовых представлений о предмете экономической теории, её методологических, теоретических и философских основаниях; 2) предмет экономической теории;
3) совокупность базовых представлений и предмете и методе экономической теории; 4) методологические и философские основания экономической теории.
19. Что такое научная революция по Т. Куну?
1) Стадия кризиса «нормальной науки» 2) Переход от одной парадигмы к другой
3) Разрешение кризисной ситуации в науке в рамках самой парадигмы 4) Нет правильного ответа
20. Как, согласно Лакатосу, соотносятся в его концепции исследовательская программа и парадигма?
1) Парадигма – это исследовательская парадигма, временно захватившая монополию 2) Парадигма – это сосуществование нескольких исследовательских программ, конкурирующих между собой
3) Парадигма – это переходный период от одной исследовательской программы к другой 4) Нет правильного ответа
21. Сколько парадигм, согласно И. Лакатосу может одновременно существовать в обществе?
1) Одна 2) Три
3) Четыре 4) Несколько
22. Из скольких уровней состоит парадигма?
1) Двух 2) Трех
3) Четырех 4) Нет правильного ответа
23. Какой из этих принципов не был присущ новой австрийской школе?
1) Индивидуализм 2) Субъективизм
3) Максимизация 4) Нет верного ответа
24. Последователи какой школы считали, что рыночная экономика не может существовать без активного государственного вмешательства?
1) Неоклассической 2) философии хозяйства
3) Неоинституциональной 4) Кейнсианской
25. Последователи какой школы ввели понятие трансцендентности хозяйственных процессов?
1) Неоклассической 2) философии хозяйства
3) Неоинституциональной 4) Кейнсианской
26. Последователи какой школы ставили во главу угла индивида, творящего институты?
1) Неоклассической 2) философии хозяйства
3) Неоинституциональной 4) Кейнсианской
27. Последователи какой школы стремились к предельно абстрактному описанию хозяйственных процессов и явлений?
1) Неоклассической 2) философии хозяйства
3) Неоинституциональной 4) Кейнсианской
               

ГЛОССАРИЙ

1.Методика - понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь

2. Методология – это, во-первых, учение об основных методах какой-либо науки и, во-вторых, сама эта совокупность методов, т.е. методов, имеющихся в распоряжении данной науки, причем первая трактовка методологии является более глубокой по своему смыслу, чем вторая.

3. Методология - сложная диалектическая, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, содержаний, структур и т.д.[1].

4. Метод – это определенная совокупность устойчивых правил, предназначенная для достижения какой-либо цели. Основное назначение метода – быть “компасом” в руках познающего субъекта на пути к чему-либо, к какой-либо цели.

5. Методы науки - это система регулятивных принципов, в соответствии с которыми строится познавательная теоретическая деятельность человека, сами знания, их реконструкция и преобразование».

6. По критерию научности методы делятся на:

-научные методы

-ненаучные методы

7. Научный метод - это способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества. Главной целью научного метода является получение объективной истины об окружающем нас мире. Научная истина основана на проверяемых фактах, доказана опытом и экспериментом, а главной формой ее существования выступает научная теория.

8. Базовый методологический уровень научного познания формирует общее видение предмета данной науки, научную картину мира. Для социальных (общественных) наук, к числу которых относится экономика, научная картина формируется из представлений почерпнутых из социально-философских дисциплин – социальной философии, философии истории.

9. Верификация (от лат. verus - истинный, facere - делать) - проверка, проверяемость, способ обоснования (подтверждения) каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными.

10 . Функции научного исследования.

1. Описание – описание и упорядочивание наблюдаемых фактов и явлений в данной сфере познания;

2. Научное понимание и объяснение наблюдаемых фактов. Понимание и объяснение позволяет осмыслить исследователю место, роль и значение отдельных фактов в структуре научного знания.

3.Предвидение (прогнозирование), а также практическое применение. Знание научных законов позволяет предсказывать наступление будущих проблем и предсказывать достижение положительного результата, когда научное знание применяется на практике.

11. Эмпирические методы экономического познания – это методы познания экономическое реальности, действующие на уровне опыта.

12. Теоретические методы экономического познания действуют на уровне рационально обоснованных систем научного экономического знания

13. Под научной парадигмой понимают совокупность базовых представлений о предмете данной науки, её методологических, теоретических и философских основаниях. Фактически научная парадигма представляет собой содержание базового методологического уровня научного познания, который мы рассматривали на предыдущей лекции, а также фундаментальные теории, которые строятся на их основе.

14. Новые школы методологического анализа:

- австрийскую школу (Ф. Хайек, К. Поппер);

- кейнсианство в его различных вариантах (Дж. М. Кейнс, Дж. Хикс и др.);

- неоклассическую школу (М. Фридмен, Р. Лукас, М. Блауг);

- институциональную и неоинституциональную школы (Дж. Гэлбрейт, Д. Норт,

Р. Томас, О. Уильямсон, Дж. Бьюкенен);

- российскую школу как отдельное методологическое направление (С. Н. Булгаков, Ю. М. Осипов).

15. Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета

16. Метод дедукции (нисходящий метод) –предполагает логическое выведение следствий из определённого знания (теорий), которые являются истинными.

17. Абдукция – метод научного познания, предполагающий рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает эти данные лучше, чем альтернативные гипотезы (автор – Ч. Пирс).

18. Абстракция означает отвлечение или выделение определённых свойств, особенностей или отношений некоторых объектов, явлений или процессов.

19. Сравнительный (компаративистский) анализ – предполагает сравнения отдельных явлений – это позволяет выявить их общие и отличительные признаки

20. Сравнительный (компаративистский) анализ – предполагает сравнения отдельных явлений – это позволяет выявить их общие и отличительные признаки.

21. Формальная силлогистика – учение о системе силлогистических умозаключениях (силлогизмов), основанной на правилах формальной логики.

22. Экономическая софистика – использование в умозаключениях относительно хозяйственных явлений и фактов намеренного нарушения правил формальной логики с целью ввести кого-либо в заблуждение.

23. Экономический парадокс – парадоксы, которые в той или иной своей предметной области формулирует экономическая наука.

24. Гипотеза – предположение, которое нельзя считать до конца достоверным; научная гипотеза предсказывает существование каких-либо фактов или явлений, со временем она отбрасывается или превращается в теорию.

25. Экономические гипотезы – это

1) гипотезы, которые использует и применяет экономическая наука;

2) гипотезы, выдвигаемые экономистами относительно тех или иных хозяйственных фактов или явлений

26. Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

27. Эволюционный метод – рассмотрение общей логики развития какого-либо хозяйственного процесса или объекта вне всяких исторических «отклонений», «случайностей» и «шероховатостей».

[1] Орехов А.М. Методы экономических исследований / Учебное пособие. М., 2006. С. 37

Наши рекомендации