Нешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения РБ в ВТО.
еждународная торговая политика. Международные торговые организации. Инструменты и методы регулирования торговли международными экономическими организациями. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.
Первостепенное значение для развития мировой торговли имеют торгово-экономические организации и соглашения, в которых участвуют если не все страны мира, то, по крайней мере, подавляющее их большинство. Фундамент мировой торговой системы формируют следующие многосторонние организации: Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная таможенная организация, Международная торговая палата.
В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом участников.
Всемирная торговая организация (ВТО)
Первым международным соглашением, регулирующим мировую торговлю товарами, было Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в 1948 г. Первоначально 23 страны согласовали и подписали ГАТТ как временное соглашение, полагая, что за этим последует создание Международной торговой организации.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) было подписано 30 октября 1947 года в Женеве 23 странами и вступило в силу 1 января 1948 года после его ратификации всеми государствами-членами. ГАТТ, став самостоятельным международным институтом, ознаменовало рождение многосторонней торговой системы. ГАТТ - это межправительственное соглашение по вопросам таможенных тарифов и торговой политики представляет собой свод правил, договорных обязательств и принципов, которыми руководствуются в торговых взаимоотношениях его участники. В ГАТТ впервые на многосторонней основе был применен принцип не дискриминации в торговых отношениях. На основе этого принципа равные права доступа на рынок были предоставлены 23 подписавшим соглашение развитым и развивающимся странам. За годы существования Соглашения (ГАТТ) в его рамках было проведено восемь различных, многосторонних торговых переговоров (раундов), в результате которых удалось прийти к значительному снижению таможенных пошлин, ослабить нетарифные ограничения, разработать механизм гарантий.
Первые пять раундов – с 1947 по 1962 г. – были посвящены вопросам таможенных тарифов.
Шестой раунд, раунд Кеннеди (1964–1967) привел к соглашению о снижении налоговой пошлины на промышленную продукцию до 50 %. Участникам удалось согласовать правила борьбы с демпингом и достичь соглашения о мерах в отношении некоторых нетарифных преград для торговли. Таможенные тарифы были снижены на десятки тысяч наименований товаров.
Седьмой Токийский раунд внес нетарифные барьеры в «правила ведения» международной торговли, а также более благосклонное отношение к развивающимся странам. В течение семи лет участники восьмого, Уругвайского раунда (1986–1993) занимались выработкой и согласованием беспрецедентным по объему и сложности пакета соглашений о взаимной либерализации торговли.
Только по итогам восьмого, «уругвайского раунда» переговоров в рамках ГАТТ, начавшегося в 1986 г. в Пунта-дель-Эсте, было принято решение о создании Всемирной торговой организации, наделенной правом решения торговых споров между государствами. 15 апреля 1994 г. на торжественной церемонии подписания Уругвайского раунда в Маракеше (Марокко) министры торговли стран-членов ГАТТ подписали Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО) – универсального механизма регулирования мировой торговли, которая заменила ГАТТ. Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. – ВТО приняла эстафету у ГАТТ – и во время «переходного периода» до 31 декабря 1995 г. ВТО и ГАТТ действовали параллельно. С 1 января 1996 г. а ВТО полностью заменила ГАТТ.
Всемирная торговая организация – многосторонняя межгосударственная организация, функционирующая с 1 января 1995 г.
Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:
1) ГАТТ - простой свод правил, многостороннее соглашение, имеющее небольшой секретариат. ВТО - постоянная международная организация, действующая на основе соглашения, ратифицированного странами-членами, и имеющая свой секретариат.
2) ГАТТ было посвящено практически только торговле товарами. ВТО регулирует торговлю не только товарами, но и услугами. Включая права на интеллектуальную собственность.
3) Многие соглашения по отдельным товарам, входившие в ГАТТ, охватывали не все, а только некоторые из сторон, участвовавших в ГАТТ, поэтому были селективными по характеру своего действия.
4) Система урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятые решения. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более эффективна, поскольку позволяет принимать решения, которые не могут быть блокированы отдельными странами, на автоматической основе.
В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ), означающее обязательство распространить на третьи страны все льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых партнеров.
Принципы, на которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
1) Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим национальным товарам по сравнению с иностранными. Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.
1) Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Правилами ВТО предусмотрены следующие меры для защиты внутреннего рынка:
а) временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;
б) антидемпинговые пошлины - применяемые против конкретного источника демпинга защитные пошлины;
в) компенсационные пошлины - применяемые против субсидируемого импорта.
2) Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств.
3) Содействие конкуренции - принцип, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг, экспортные субсидии.
На 27 июля 2007 г. членами ВТО стали 151 государство. 29 государств, включая Россию, имеют статус наблюдателя и находятся в стадии присоединения к ВТО. Штаб-квартира ВТО расположена в городе Женева, Швейцария (рю де Лозанн, 154, СН-1211). ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Официальные языки – английский, французский и испанский. Адрес ВТО в Интернет – www.wto.org.
Бюджет Организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947 (доля страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле).
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и применения разногласий.
Цели ВТО:Создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех достижений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.
Функции ВТО.
Основными функциями организации являются:
• Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам, входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.
• Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений, входящих в ее правовую структуру.
• Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.
• Выполнение административных функций в отношении договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.
• Выполнение административных функций в отношении мехнизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.
• Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями (схема структуры ВТО приводится в Приложении 1).
Международная таможенная организация
Международная таможенная организация (МТО) учреждена в 1952 г. как Совет таможенного сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР.
Вместо распространенного названия Всемирная таможенная организация (МТО) (чтобы не путать с Всемирной торговой организацией (ВТО» здесь используется вышеприведенное название данной организации – Международная таможенная организация (МТО), аббревиатура которой совпадает с английской, тем более что еще существует и Всемирная туристская организация (ВТО).
Главная задача организации – разработка и распространение единых таможенных «правил игры» С целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и физических лиц через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. В этих целях большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.
Одним из основных направлений деятельности МТО является совершенствование таможенного дела, т.е. выработка рекомендаций по толкованию и применению соглашений, конвенций, по пересмотру и актуализации документов и их адаптации к изменениям в мировой экономике. Наибольший практический вклад в развитие мировой экономики внесла разработка МТО Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур – Киотской Конвенции (принята в 1973 г.) и Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (принята в 1983 г. и начала применяться подавляющим большинством стран с 1988 г.).
Последняя представляет собой универсальный классификатор товаров для составления ставок таможенных, тарифов и внешнеторговой статистики, облегчающий их международное сопоставление.
Всемирная таможенная организация (ВТО) как международный центр мирового таможенного сообщества при активной поддержке стран-участниц и ряда авторитетных международных организаций взяла на себя инициативу по разработке стратегического плана, рассчитанного до 2000 года. Программы разработанного стратегического плана направлены на устранение барьеров в международной торговле, реформирование и модернизацию таможенных служб, прежде всего стран-участниц ВТО и предполагают:
· внесение изменений в Гармонизированную систему классификации товаров;
· внедрение Соглашения о таможенной оценке ГАТТ/ВТО. По этой проблеме проведен международный семинар с участием представителей от 60 стран;
· сотрудничество по упрощению и гармонизации таможенных процедур с целью сокращения времени на оформление и выпуск товаров;
· совершенствование методов правоохранительной деятельности таможен;
· сотрудничество по внедрению электронного обмена данными как внутри таможенных служб, так и на международном уровне;
· реформу и модернизацию таможни;
· подготовку и переподготовку таможенных кадров.
Всемирная таможенная организация будет активно способствовать присоединению к разработанной конвенции стран - членов мирового таможенного сообщества и искать поддержки со стороны других международных организаций для ее внедрения во всем мире. В частности, Международная торговая палата при активной поддержке Совета по бизнесу США разработала и издала ряд брошюр, содержащих описание ряда таможенных процедур и оборудования, предлагаемых для внедрения и использования таможней, и необходимые методические рекомендации.
Международная торговая палата
ICC (Международная торговая палата – Всемирная организация бизнеса) –это влиятельная некоммерческая международная организация, созданная в 1919 г. для решения актуальных проблем развития бизнеса. Этой цели ICC служит и по сей день, объединяя тысячи предприятий, компаний и деловых ассоциаций в 130 странах мира. Это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах мира. МТП располагается в г. Париже (Франция).
В течение года после создания ООН ICC был присвоен наивысший консультативный статус по работе с ООН и ее специализированными подразделениями. ICC также является официальным партнером Саммита «Большой восьмерки» и коллективным консультативным органом таких крупнейших международных организаций, как Всемирная торговая организация, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие.
В своей деятельности МПТ преследует следующие основные цели:
· содействие развитию предпринимательства путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов;
· принятие эффективных и последовательных мер в экономической и право вой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
· защита системы частного предпринимательства.
МТП наделена консультативным статусом в ООН с тем; чтобы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отношения с Основными межправительственными и неправительственными международными экономическими организациями.
Всемирная федерация торговых палат/WCF.
Форум для торговых палат объединяет торговые палаты более чем из 120 стран мира. Руководящая группа насчитывает более 550 членов
Основной целью является эффективная мобилизация усилий торговых палат, бизнес-ассоциаций и предприятий для значительного вклада в экономическое развитие.
Специализированные подразделения МТП:
1. Международный арбитражный суд МПТ.
Международный арбитражный суд МПТ (секретариат расположен в штаб-квартире МПТ в Париже) является одним из самых уважаемых и эффективных институтов для разрешения международных коммерческих споров. С момента своего создания в 1923 г. МАС постоянно обогащал свою практику, администрируя более 10 тыс. дел с участием сторон и арбитров из более чем 100 стран с различными правовым, экономическим, культурным и языковым устройствами.
2. Дружественное урегулирование споров/ADR.
Данный механизм предоставляет международным и национальным деловым партнерам возможность разрешить возникающие между ними споры, не прибегая к судебному разбирательству. Сторонам предоставляется возможность выбрать способ, который, по их мнению, наиболее вероятно может привести к урегулированию спора. Дружественное урегулирование спора может иметь место до или в течение судебного или арбитражного разбирательства и достигается при содействии третьей стороны («нейтрального лица»).
3. Экспертиза.
Международный центр экспертизы МПТ предоставляет услуги по подбору, назначению экспертов, администрированию процедуры международной экспертизы. С момента создания в 1976 году, Центр содействовал контрагентам со всего мира в поиске экспертов в технической, юридической, финансовой и др. областях. Экспертиза может использоваться в процессе разрешения споров для различных целей: чтобы избежать неточностей, чтобы способствовать дружественному разрешению спора, а также в ходе судебного или арбитражного разбирательства.
4. Механизм разрешения споров, возникающих в связи с использованием аккредитивной формы оплаты/DOCDEX.
В процессе использования данного механизма стороны (или одна из них) представляют свои доводы и подтверждающие документы, относящиеся к делу, в Международный центр экспертизы ICC. После чего Центр назначает трех экспертов, которые выносят решение по делу. В среднем весь процесс занимает 30–60 дней, в то время как разбирательство в суде может тянуться годами.
5. Dispute board.
Dispute board – независимый орган, состав которого определяется при заключении контракта на весь период его действия. В его состав входит один или три члена, тщательно выбранных в соответствии с существом контракта. Dispute board может помочь сторонам разрешить возникающие разногласия, предоставляя им необходимую информацию, а также давая рекомендации или готовые решения.
6. Институт мирового коммерческого права.
Институт мирового коммерческого права ICC является мозговым локомотивом, работающим в тесном сотрудничестве с комиссиями ICC и Международным арбитражным судом ICC. Раз в год Институт проводит собрание, на котором ведущие мировые эксперты обмениваются знаниями и опытом по конкретной выбранной тематике. Одной из целей данного форума является выработка доктрины, которая в последствии включается в ежегодные публикации.
нешнеторговая политика Республики Беларусь. Перспективы вхождения РБ в ВТО.
В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспек-тиву является осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономической политики, обеспечивающей динамическое развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.
Приоритетными направлениями ее должны стать:
активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой продукции;
поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов;
развитие инфраструктуры экспорта;
расширение номенклатуры и увел экспорта товаров и услуг;
рационализация структуры импорта.
При формировании государственной политики в области международного сотрудничества предполагается руководствоваться принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений.
Основной задачей внешнеэкономической деятельности является закрепление белорусских предприятий-экспортеров на имеющихся сегментах рынка зарубежных стран, а также их дальнейшее расширение.
Наращивание экспорта товаров и услуг названо первым среди приоритетов на следующее пятилетие.
В Основных направлениях отмечается, что взаимоотношения со странами Содружества Независимых Государств, прежде всего с Российской Федерацией, останутся приоритетными во внешнеэкономической деятельности.
Со странами Таможенного союза (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) первоочередными мерами будут: переход на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле с третьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования, проведения единой акцизной политики.
Приоритетными направлениями в развитии интеграционных связей со странами, названными в Основных направлениях странами дальнего зарубежья (правомерность применения такого термина в нашей стране весьма сомнительна) является торгово-экономическое сотрудничество с государствами Центральной и Восточной Европы, со странами Балтии, Польшей, что обусловлено их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями.
Разработчики Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь считают, что качественно новый уровень функционирования экономики в 2006 - 2010 годах позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательного ее применения как к отдельным государствам, так и к группам стран или союзам.
Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса должно послужить наращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспорт потенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортного услуг будет наиболее реальным источником валют поступлений.
В целом реализация поставленной задачи и предусматриваемых мер позволит к 2010 году по сравнению с 2000 годом увеличить экспорт товаров и услуг в 1.5 - 1,6 раза, сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на положительное сальдо внешней торговли.
Беларусь торгует с более чем 150 стран мира.
Однако при осуществлении внешнеторговой политики наша страна испытывает ряд серьезных проблем. Одной из них является значительное по масштабам республики отрицательное сальдо внешней торговли.
На динамику белорусского экспорта оказывают негативное воздействие следующие факторы:
1. отрицательные последствия интегрированного экономического пространства в результате распада Советского Союза, что привело к утрате механизма межреспубликанского разделения труда и экономических связей между производителями и потребителями;
2. сжатие емкости рынков в новых независимых государствах вследствие охватившего их экономику кризиса;
3. рост конкуренции на рынках посткоммунистических восточно-европейских стран после либерализации внешней торговли;
4. нестабильность денежной единицы нашей страны, резкие колебания валютных курсов других стран (события августа 1998 года в России).
Все эти факторы в значительной степени повлияли на торговое сальдо, которое на протяжении последних лет понижается в основном на товары, а на услуги имеет положительную тенденцию, и профицит составил около 500 млн.долл.
Даже чисто визуальный анализ потребительского рынка в нашей стране показывает, что на него во все большей степени проникают иностранные товары. Это касается даже продукции таких традиционных белорусских отраслей как мясная, молочная, пивная, швейная и даже хлебопекарная.
В Республике Беларусь продолжаются переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку республика является малой страной с открытой экономикой, чрезвычайно зависящей от внешнеторговых связей. Как правило, внешнеторговый оборот Беларуси выше объема ВВП на 15-20%.
Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам-членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, оптимальной антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями к участникам данной организации.
Основные преимущества, которые получит Беларусь при условии присоединения к ВТО:
1) недискриминационный доступ к рынкам более 137 государств.
2) обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны;
3) значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;
4) наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных пошлин), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью;
5) создание в стране предсказуемой инвестиционной среды;
6) укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.
Хотя перечисленные выше выгоды будут доминировать, необходимо учитывать и те издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей. К ним относятся следующие: исключение помощи государства производителям – экспортерам, затрудняющее развитие производства товаров и услуг потенциальных конкурентов; необходимость тарифных уступок. Кроме того, страна понесет материальные издержки вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств. Участие Республики Беларусь в деятельности ГАТТ/ВТО потребует также определенных валютных затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО и проведением разного рода переговоров.
Существуют также внешние проблемы, связанные с обязательствами республики, в частности, наличие Таможенного союза между Республикой Беларусь, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В соответствии с принципами и правилами ВТО любое государство должно гарантировать обеспечение всех взятых обязательств перед этой организацией. При отсутствии таможенного контроля на границе со странами-членами Таможенного союза вопрос по обеспечению торгового режима Беларуси по отношению к ВТО является проблематичным. Страны-члены ВТО могу создавать таможенные союзы или зоны свободной торговли (например, ЦЕФТА, ЕАСТ и др.), но при вступлении каждая страна должна определить свой торговый режим относительно других стран. В рамках Таможенного союза это проблематично, т.к. все страны союза обязаны применять одинаковые таможенные пошлины в отношении третьих стран. Кроме того, Кыргызстан уже стал членом ВТО в 1998 г., не известив и не посоветовавшись по этому вопросу со странами-партнерами по Таможенному союзу. Россия и Казахстан также подали официальное заявление о намерении присоединения к ГАТТ/ВТО в качестве полномочного участника. Следовательно, развитие Таможенного союза будет возможно только после вступления всех стран в ВТО.