Статистика производства промышленной продукции
21.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
21.2. Классификация продукции
21.3. Показатели производства продукции
21.4. Виды цен в определении объема продукции
21.5. Показатели продукции
21.1. Задачи статистики производства. Основные понятия
В задачи статистики производства товаров и услуг входит:
— построение системы показателей, характеризующих объем производства, его структуру и динамику,
— изучение основных закономерностей воспроизводства и определяющих его факторов.
Определение объема производства товаров и услуг предполагает решение следующих проблем:
– определение понятия продукта как результата процесса производства,
– выбор методологии расчета и способов стоимостной оценки объема производства,
– получение необходимых статистических данных.
В статистике продукции, согласно международным рекомендациям, должны использоваться показатели, которые характеризуют результат производственной деятельности (например, количество произведенной продукции), а не саму эту деятельность (например, количество отработанных часов).
Производство — это изготовление материальных благ, включая сопряженные услуги (монтаж, ремонт и т п.) при условии, что они предоставляются в секторе производителей товаров. Результатом экономической деятельности предприятия любой отрасли является его продукция, которая может быть измерена в денежном выражении либо в натурально-вещественной форме по продуктам, и в денежной форме по услугам, которые трудно или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях.
Услуга — такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, не добавляет к его первоначальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимости) определенную сумму, поскольку конечный потребитель продукта в ней заинтересован и согласен ее оплатить. Например: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств; рекламирование товара; организация его продаж с взиманием торговой наценки и т.д.
Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.
Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются предприятиями в периоды их производства по однородным подразделениям внатуральных (физических)единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов могут использоваться условно-натуральные единицы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающие общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физическому весу отдельных видов удобрений, но и по содержанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала.
При выпуске очень разнородной продукции общие результаты производства невозможно представить в количественном (натуральном) выражении. Поэтому необходимо исчислить стоимостные показатели продукции. Для решения вопроса о том, какие виды (с точки зрения потребительской стоимости) продукции целесообразно объединить в одну количественную или стоимостную группу, необходима классификация товаров.
21.2. Классификация продукции
Различают следующие категории продукции:
1) продукцию, предназначенную для реализации. Она покидает предприятие для дальнейшей обработки на других предприятиях или поступает конечным потребителям,
2) продукцию, предназначенную для отгрузки. Она покидает местную производственную единицу для дальнейшей обработки на других предприятиях, в других местных производственных единицах того же предприятия или поступает конечным потребителям,
3) продукцию, выпускаемую подразделением местной единицы, специализирующимся на выпуске однородной продукции. Эти подразделения иногда называют единицами однородного производства (с точки зрения вида деятельности).
Содержание понятия «продукция» приведено на схеме 21.1.
Продукция (результат производственной деятельности) Добыча сырья и производство товаров и услуг | |||
Выпуск товаров | Поставка товаров | ||
Общий объем продукции | Продукция для реализации | Отгрузка, фактическое движение товаров | Реализация на сторону, бухгалтерская, финансовая операция |
Промышленной продукциейназывается прямой полезный результат промышленно-производственной деятельности предприятий, который выражается в форме продуктов, услуг или работ промышленного характера.
Промышленная продукция группируется по степени готовности:
- готовые изделия — это продукты, законченные обработкой или сборкой и подлежащие отпуску на сторону.
- полуфабрикаты — это продукты, которые закончены производством в одном из цехов предприятия, но подлежат дальнейшему производству в других цехах. Если полуфабрикаты отпускаются на сторону, т.е. реализуются другим предприятиям, то они относятся к готовой продукции.
- незавершенное производство — это продукция начатая, но не законченная обработкой или сборкой в одном из цехов предприятия.
Элементами промышленной продукции являются работы промышленного характера, к которым относят отдельные операции по обработке продукта и ремонт промышленных изделий. Наибольшую долю в этих работах занимает ремонт оборудования: текущий и капитальный, собственного и чужого (по заказам со стороны) оборудования.
Промышленная продукция поэкономическому назначению делится:
- на группу «А» — производство средств производства (станки, машины, нефть, газ, металл и др.),
- группу «Б» — производство предметов потребления (хлеб, одежда, обувь, предметы домашнего обихода и др.).
Соотношение между данными группами относится к основным народнохозяйственным пропорциям и существенным образом влияет на отраслевую структуру не только в
промышленности, но и на структуру всей экономики страны.
Классификация промышленной продукции по экономическому назначению может быть дополнена более детальной характеристикой структуры произведенных средств производства и предметов потребления.
21.3. Показатели производства продукции
Стадия производства характеризуется такими показателями, как валовой выпуск (ВВ), промежуточное потребление (ПП), валовая добавленная стоимость (ВДС) и валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой выпуск – это суммарная стоимость в основных ценах всех произведенных товаров и услуг в экономике за год, имеющих рыночный и нерыночный характер.
Промежуточное потребление определяется как стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в ПП.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между ВВ и ПП в основных ценах и включает в себя потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.
ВДС (в основных ценах) =