Статистика производства промышленной продукции

21.1. Задачи статистики производства. Основные понятия

21.2. Классификация продукции

21.3. Показатели производства продукции

21.4. Виды цен в определении объема продукции

21.5. Показатели продукции

21.1. Задачи статистики производства. Основные понятия

В задачи статистики производства товаров и услуг входит:

— построение системы показателей, характеризующих объем производства, его структуру и динамику,

— изучение основных закономерностей воспроизводства и определяющих его факторов.

Определение объема производства товаров и услуг предполагает решение следующих проблем:

– определение понятия продукта как результата процесса производства,

– выбор методологии расчета и способов стоимостной оценки объема производства,

– получение необходимых статистических данных.

В статистике продукции, согласно международным рекомендациям, должны использоваться показатели, которые характери­зуют результат производственной деятельности (например, количест­во произведенной продукции), а не саму эту деятельность (например, количество отработанных часов).

Производство — это изготовление материальных благ, включая со­пряженные услуги (монтаж, ремонт и т п.) при условии, что они пре­доставляются в секторе производителей товаров. Результатом экономической деятельности предприятия любой отрасли является его про­дукция, которая может быть измерена в денежном выражении либо в натураль­но-вещественной форме по продуктам, и в денежной форме по услугам, которые трудно или вообще не­возможно выразить в натуральных измерителях.

Услуга — такой вид деятельности, который не меняет нату­рально-вещественной формы продукта, не добавляет к его перво­начальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимос­ти) определенную сумму, поскольку конечный потребитель про­дукта в ней заинтересован и согласен ее оплатить. Например: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потреби­тельских свойств; рекламиро­вание товара; организация его продаж с взиманием торговой на­ценки и т.д.

Продукт — изделие, получаемое из исходного сырья и мате­риалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются предприятиями в периоды их производства по однородным подразделениям внатураль­ных (физических)единицах измерения (шт., т, м3 и т.д.). В целях упрощения учета и технико-экономических расчетов мо­гут использоваться условно-натуральные еди­ницы измерения, если производится несколько разновидностей продукта, обладающие общностью основных потребительских свойств. Так, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физи­чес­кому весу отдельных видов удобрений, но и по со­держанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала.

При выпуске очень разнородной продукции общие результаты производства невозможно представить в количественном (натураль­ном) выражении. Поэтому необходимо исчислить стоимостные пока­затели продукции. Для решения вопроса о том, какие виды (с точки зрения потребительской стоимости) продукции целесообразно объе­динить в одну количественную или стоимостную группу, необходима классификация товаров.

21.2. Классификация продукции

Различают следующие категории продукции:

1) продукцию, предназначенную для реализации. Она покидает предприятие для дальнейшей обработки на других предприятиях или поступает конечным потребителям,

2) продукцию, предназначенную для отгрузки. Она покидает местную производственную единицу для дальней­шей обработки на других предприятиях, в других местных произ­водственных единицах того же предприятия или поступает конеч­ным потребителям,

3) продукцию, выпускаемую подразделением местной единицы, спе­циализирующимся на выпуске однородной продукции. Эти подраз­деления иногда называют единицами однородного производства (с точки зрения вида деятельности).

Содержание понятия «продукция» приведено на схеме 21.1.

Продукция (результат производственной деятельности) Добыча сырья и производство товаров и услуг
Выпуск товаров Поставка товаров
Общий объем продукции Продукция для реализации Отгрузка, фактическое движение товаров Реализация на сторону, бухгалтерская, финансовая операция
       

Промышленной продукциейназывается прямой полезный ре­зультат промышленно-производственной деятельности предпри­ятий, который выражается в форме продуктов, услуг или работ промышленного характера.

Промышленная продукция группируется по степени готовности:

- готовые изделия — это продукты, законченные обработкой или сборкой и подлежащие отпуску на сторону.

- полуфабрикаты — это продукты, которые закончены про­изводством в одном из цехов предприятия, но подлежат даль­нейшему производству в других цехах. Если полуфабрикаты от­пускаются на сторону, т.е. реализуются другим предприятиям, то они относятся к готовой продукции.

- незавершенное производство — это продукция начатая, но не законченная обработкой или сборкой в одном из цехов пред­приятия.

Элементами промышленной продукции являются работы промышленного характера, к которым относят отдельные опе­рации по обработке продукта и ремонт промышленных изделий. Наибольшую долю в этих работах занимает ремонт оборудова­ния: текущий и капитальный, собственного и чужого (по заказам со стороны) оборудования.

Промышленная продукция поэко­номическому назначению делится:

- на группу «А» — производство средств производства (станки, машины, нефть, газ, металл и др.),

- группу «Б» — производство предметов потребления (хлеб, одежда, обувь, предметы домашнего обихода и др.).

Соотноше­ние между данными группами относится к основным народнохо­зяйственным пропорциям и существенным образом влияет на отраслевую структуру не только в

промышленности, но и на струк­туру всей экономики страны.

Классификация промышленной продукции по экономичес­кому назначению может быть дополнена более детальной харак­теристикой структуры произведенных средств производства и предметов потребления.

21.3. Показатели производства продукции

Стадия производства характеризуется такими показателями, как валовой выпуск (ВВ), промежуточное потребление (ПП), валовая добавленная стоимость (ВДС) и валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск – это суммарная стоимость в основных ценах всех произведенных товаров и услуг в экономике за год, имеющих рыночный и нерыночный характер.

Промежуточное потребление определяется как стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в ПП.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между ВВ и ПП в основных ценах и включает в себя потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

ВДС (в основных ценах) =

Наши рекомендации