Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Право»
В.Н. Полторыпавленко
А.В. Коротков
КОММЕРЧЕСКОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО
Методические указания по выполнению
контрольной работы для студентов специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Право», протокол №
от 2004 г.
Утверждены Методическим Советом ИГиМУ, протокол №
от 2004 г.
«Коммерческое и трудовое право». Методические указания
по выполнению контрольной работы для студентов специальности
080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса».– СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 19 с.
Составители: канд. юрид. наук, проф. В.Н. Полторыпавленко
канд. юрид. наук, доц. А.В. Коротков
Рецензент:
Ó Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
2006 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.. 4
Цели и задачи контрольной работы... 4
Задания контрольной работы... 5
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы... 6
Выбор темы контрольной работы.. 7
Подготовка к написанию контрольной работы.. 8
Написание контрольной работы.. 10
Общие указания по выполнению и оформлению контрольной работы... 11
Список использованных источников и литературы.. 13
Защита контрольной работы.. 14
Список литературы... 15
Приложение 1. 18
Приложение 2. 19
Введение
В соответствии с учебным планом предусматривается выполнение студентами контрольной работы по дисциплине «Трудовое и коммерческое право».
Контрольнаяработа — своеобразный итог определенногоэтапа обучения ввузе.Она представляетсобой самостоятельную работу, позволяющую определить способности студентов, самостоятельно разобраться в проблемах изучаемой дисциплины. Она дает возможность говорить об умении будущего специалиста грамотно, логически правильно, стройно и последовательно излагать результаты этого труда.
В данных методических рекомендациях изложены основные требования, предъявляемые к подготовке, написанию и оформлению контрольной работы по дисциплине «Трудовое и коммерческое право», даны темы контрольных работ и списки нормативных документов, учебной и научной литературы по указанной дисциплине.
Каждый студент, обучающийся в СПб университете сервиса и экономики, вправе выбрать любую из списка тем контрольных работ и представить выполненную работу на рецензирование не позднее срока, установленного кафедрой права, учебно-методическим управлением и деканатом.
Кафедра принимает только работы, выполненные с соблюдением следующих обязательных условий:
— выполнена по теме, определенной кафедрой (темы контрольных работ прилагаются);
— написана самостоятельно на основе предварительного изучения и усвоения содержания научных публикаций по исследуемой теме;
— правильно оформлена, то есть с соблюдением всех необходимых требований, указанных в данной методической рекомендации.
Работы, выполненные с нарушением указанных положений, не рецензируются и возвращаются студентам на доработку.
1. Цели и задачи контрольной работы
Написание контрольной работы является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами программного
материала.
Творческое выполнение контрольной работы учит логически излагать свои мысли и способствует:
- во-первых, более глубокому усвоению теоретических положений и методических аспектов изученной дисциплины, выработке необходимых приемов анализа и обобщения теоретических положений и юридических источников, а также юридической практики;
- во-вторых, привитию навыков самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами, овладению и прочному закреплению правовой терминологии;
- в-третьих, расширению научного, профессионального кругозора студентов, формированию интереса к научно-исследовательской работе, приобретению навыков творческого подхода к изучению юридических дисциплин, выработке самостоятельных выводов, что имеет большое значение для будущих специалистов с высшим образованием;
- в-четвертых, четкой организации руководства самостоятельной работой студентов, одновременно являясь средством контроля за тем, насколько успешно выполняется каждым конкретным студентом учебный план и усваивается материал в объеме, установленном программой.
Рецензирование контрольных работ позволяет преподавателям своевременно выявлять возможные недоработки и оказывать студентам необходимую помощь по их устранению.
2. Задания контрольной работы
1. Соотношение метода правового регулирования и предмета трудового права, их значение в определении трудового права как отрасли права.
2. Понятие принципов трудового права, их виды.
3. Понятие и особенности источников трудового права.
4. Трудовые отношения и основания их возникновения. Стороны трудовых отношений.
5. Предприятия, организации и учреждения как субъекты трудового права.
6. Права и обязанности работодателей.
7. Права и обязанности работников.
8. Социальное партнерство в сфере труда.
9. Органы социального партнерства.
10. Коллективные переговоры.
11. Коллективные договоры и соглашения.
12. Ответственность сторон социального партнерства.
13. Понятие трудового договора и его виды.
14. Порядок приема на работу, гарантии при приеме на работу.
15. Испытание при приеме на работу.
16. Понятие и виды перевода на другую работу. Перемещение на другое рабочее место.
17. Временные переводы на другую работу.
18. Основания прекращения трудового договора.
19. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
20. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
21. Защита персональных данных работника.
22. Понятие и виды рабочего времени. Режим рабочего времени.
23. Понятие и виды времени отдыха. Отпуска рабочих и служащих.
24. Работа в выходные и праздничные дни.
25. Правовое регулирование заработной платы. Система заработной платы.
26. Меры дисциплинарного взыскания за нарушения трудовой дисциплины. Порядок их применения и обжалования.
27. Понятие охраны труда.
28. Организация охраны труда.
29. Обеспечение прав работников на охрану труда.
30. Особенности регулирования труда женщин.
31. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
32. Особенности регулирования труда работников по
совместительству.
33. Понятие материальной ответственности.
34. Материальная ответственность работника.
35. Имущественная ответственность работодателя перед работником.
36. Понятие и виды трудовых споров.
37. Рассмотрение трудовых споров в суде.
38. Разрешение коллективных трудовых споров.
39. Коммерческое право и его место в системе права.
40. Источники коммерческого права.
41. Субъекты коммерческой деятельности.
42. Особенности правового статуса оптовых и розничных торговцев, дилеров, брокеров, торговых маклеров.
43. Объекты торгового оборота.
44. Товарный знак, знак обслуживания: их назначение, порядок регистрации.
45. Создание конкурентной среды в сфере коммерческой
деятельности.
46. Торговые сделки и контракты.
3. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Подготовка контрольной работы (как и любого научно-литературного труда) — весьма сложный творческий процесс. В ходе написания контрольной работы приходится сталкиваться с большими трудностями, так как это требует от исследователя мобилизации сил и знаний, трудолюбия, усидчивости, настойчивости, умения в относительно короткий срок интенсивно и напряженно работать при изложении сущности рассматриваемых проблем. Основным критерием оценки контрольной работы является достаточно высокий уровень освещения в ней научно-теоретических проблем, актуальность, практическая значимость и глубина исследования темы.
Как показывает опыт, студенты довольно часто допускают ошибки, так как при написании контрольной работы излагают материал лишь в «позитивном», описательном аспекте, не предпринимая попыток самостоятельного критического анализа работ ученых; отдельные исследования представляют собой откровенную компиляцию. Такие работы составлены на основе чужих произведений даже без авторской обработки источников, в то время как основная часть текста работы должна состоять из творчески осмысленного
материала.
Контрольная работа должна быть основана на прочном фундаменте знаний, полученных при изучении философии, теории государства и права, теории трудового права, теории гражданского права и теории коммерческого права.
При написании работы автор не должен забывать, что это органически целостное, структурно и логически верно построенное научно-литературное произведение, в котором каждая часть работы представляет собой относительно законченный этап исследования, органично связанный с последующим (параграфом, главой).
Недопустимо, чтобы работа выглядела как бессистемный набор разрозненных фактов, мнений юристов, цитат, результатов социологических исследований. И, наконец, одно из важнейших требований, предъявляемых к такого рода работам: необходимо показать умение критично оценивать взгляды ученых, их отдельные позиции, устанавливать закономерности, формулировать самостоятельные выводы.
Выбор темы контрольной работы
Любого творчески мыслящего и любознательного человека (а это относится ко всем без исключения студентам) сама жизнь подталкивает к углубленному изучению каких-либо вопросов.
Идейной основой выбора темы будущей контрольной работы могут явиться конкретная жизненная ситуация, прочитанная книга, другие обстоятельства. Поэтому от правильного выбора темы в немалой степени зависит и качество написания контрольной работы.
Выбор темы контрольной работы может быть произведен инициативно, в результате возникших житейских коллизий, по совету преподавателя, в ходе учебных занятий или каким-либо другим образом. Студент при выборе темы может исходить из своих учебно-научных интересов: углубление теоретических знаний, расширение кругозора, решение конкретных ситуаций. Главное, чтобы он смог обосновать ее актуальность, теоретическую и практическую значимость.
Кафедра, учитывая многолетний опыт работы, предлагает примерную тематику контрольных работ по наиболее важным научным проблемам трудового и коммерческого права.
Ознакомившись с перечнем тем контрольных работ, рекомендованных кафедрой, студент должен проконсультироваться с преподавателем, чтобы обосновать необходимость написания работы на данную тему, обсудить процесс подбора литературы и другие рабочие моменты.
Не рекомендуется готовить контрольные работы по идентичным темам студентам одной учебной группы.
Подготовка к написанию контрольной работы
Выбрав направление исследования и примерную тему своей будущей работы, студенту необходимо ознакомиться в библиотеке с перечнем литературы, чтобы понять глубину и полноту освещения материала предшественниками, практические возможности к доступу литературы, выяснить наличие материалов практической деятельности, а при необходимости подготовиться к проведению самостоятельных социологических исследований. На этом этапе следует еще раз проконсультироваться со специалистами, чтобы грамотно отобрать необходимые источники.
На подготовительном этапе формируется лишь замысел будущей работы. План ее составляется спустя некоторое время. Предварительное составление плана контрольной работы представляется нецелесообразным, так как автор не может точно и подробно выстроить структурную схему будущей работы, пока «строительный материал» им еще не изучен.
Далее нужно определиться стеоретическим обоснованием исследуемых проблем, поиском необходимойлитературы, систематизациейотбираемого материала.
План будущей работы студент составляет в процессе ознакомления с различными источниками информации, уже имея черновики рукописи.
Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:
- поиск и отбор необходимой литературы;
- группировку и систематизацию материалов в соответствии с предварительным планом работы;
- прогнозирование вероятного результата своего исследования и т. д.
Поиск литературы следует начинать в библиотеке академии, где можно отобрать соответствующие теме исследования книги, статьи, другие материалы. К услугам студентов в нашем городе — фонды Российской национальной библиотеки. Библиотеки Академии наук, библиотек других вузов, книжные магазины и ярмарки.
При подготовке материала для написания контрольных работ можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую литературу:
- законодательство (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Комментарии к ним, Коммерческое право и т. д.);
- фундаментальные труды по проблемам философии, теории государства и права, теории трудового и гражданского права, коммерческого права;
- монографии (научные труды по отдельным проблемам и темам);
- научные статьи, опубликованные в журналах («Государство и право», «Правоведение», «Законность» и др.);
- статьи из сборников научных трудов;
- статьи из материалов научно-практических конференций;
- рецензии на опубликованные научные работы;
- авторефераты диссертаций;
- материалы печати;
- научно-практические комментарии;
- учебники;
- информацию, имеющуюся в автоматизированных компьютерных базах систем «Кодекс», «Гарант», «ЮСИС» и др.
Какие-либо рекомендации относительно порядка изучения литературы дать сложно, поскольку это связано как со множеством особенностей личности (психики, памяти, восприятия и т. п.), так и уровнем эрудиции, жизненным опытом, степенью усвоения материала, организованностью человека. Таким образом, подготовительный процесс сбора материала весьма индивидуален.
В большинстве случаев процесс отбора, изучения и систематизации материала проходит по следующей схеме: найдя необходимую книгу, статью, рецензию студент в соответствии с замыслом осуществляет общее, предварительное знакомство с ней. На что необходимо обратить внимание? На титульный лист, выходные данные, краткую аннотацию (если она есть), оглавление, введение, заключение. Подобное поверхностное ознакомление позволит студенту уяснить общее представление о тех научных проблемах, которые пытался разрешить автор книги. Оглавление поможет понять построение, последовательность и логику научного исследования. Отдельные названия глав и параграфов подскажут студенту направление собственного творческого поиска и составления плана в чистовом варианте.
Название всех отобранных источников следует заносить на отдельные листы или карточки с краткими записями сути произведения; затем эти карточки группируются и раскладываются
Написание контрольной работы
Написание контрольной работы — сложный творческий процесс. Он весьма индивидуален и во многом зависит от того, насколько успешно человек владеет пером.
Встречаются люди, чьи слова, произнесенные устно, могут, что называется, сразу же стать текстом. Такие люди могут излагать материал письменно без последующей литературной обработки, но это скорее исключение из правил.
Обычно, проделав подготовительную работу в соответствии с составленным планом, по уже имеющемуся систематизированному материалу производится монтаж будущего произведения. Он тоже условно делится на несколько этапов: работа над текстом, обработка и оформление рукописи, проверка сочинения (содержания и оформления), окончательная правка. Все это можно делать и на
компьютере.
На основе составленного плана, в котором учтены логически соподчиненные элементы (вопросы, параграфы), начинается последовательная работа над содержанием текста сочинения. Материал излагается аргументировано, без повторов, вопросы должны быть согласованы между собой и с основной идеей работы. Тщательно проверяются формулировки и обороты, так как иногда в текст вкрадываются ошибки, затрудняющие понимание мыслей автора.
По каждому параграфу необходимо сделать вывод, который в свою очередь будет своеобразным переходным мостиком, связывающим последующую часть работы с предыдущей. Ход и содержание теоретического исследования должны быть индивидуальными. Надо суметь показать всю глубину своих знаний, в этом и состоит мастерство автора.
Приведение цитат должно быть уместным и целесообразным. В процессе творческого изложения материала, который строится на обобщении и анализе теоретических проблем, законодательства, примеров из практики, автору необходимо уметь грамотно и корректно вести научную полемику.
Важнейшие положения сочинения автор должен излагать своими словами. Доля цитат из работ ученых не должна превышать 20—30 процентов от объема всего текста работы.
Однако достаточного обоснования того или иного узлового положения без цитат, почерпнутых из монографий или статей ученых, сделать невозможно. Самое сложное здесь состоит в том, чтобы в процессе критического анализа позиций тех или иных юристов грамотно и аргументирование обосновать правоту или ошибочность высказанных суждений.
После написания контрольной работы в черновом варианте следует отпечатать и дать для прочтения специалисту-юристу и человеку, хорошо знающему правила русского языка. Это поможет избежать множества дефектов, которые автору незаметны, но очевидны другим людям. Творческий процесс тем и сложен, что поиск точного выражения мысли не всегда сразу венчается успехом.
Высказанные критические замечания по поводу отдельных положений работы следует тщательно проверить, проанализировать, выяснить, почему они оказались ошибочными или непонятными, и произвести окончательную правку своей работы.
4. Общие указания по выполнению
и оформлению контрольной работы
Так как контрольная работа является научно-литературным произведением, к ее оформлению предъявляются определенные
требования.
Существуют стандарты и правила, которые необходимо соблюдать. Студентам следует особенно внимательно к ним относиться, так как в своей профессиональной деятельности им придется иметь дело с грамотным и правильным оформлением документов.
Объем работы — 22—24 страницы машинописного текста, напечатанного через 1.5 или 2 интервала. Можно написать работу и от руки, если почерк разборчивый. В этом случае объем будет соответствовать индивидуальным особенностям почерка.
Материал печатается на машинке или компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). При написании должны соблюдаться поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 20мм. Водной строке должно быть 60 знаков (считая знаки препинания и пробелы между словами); на одной странице сплошного текста — 30 строк. Абзацный отступ должен быть равен 5 ударам пробельной клавиши от начала строки.
Текст основной части работы делится на главы и параграфы (параграфы могут по необходимости подразделяться на пункты и подпункты).
Названия глав печатаются (на равном удалении от краев текста) прописными буквами, подзаголовки печатаются строчными буквами (первая буква прописная). Длина строки (строк) в заголовке не должна быть более 40 знаков, переносы слов в заголовке не допускаются, точка в конце не ставится. Расстояние от верхнего края листа до заголовка — 20 мм (2 пустые строки). Заголовки не подчеркиваются.
Заголовки параграфов печатаются с абзаца строчными буквами, первая — прописная. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Между заголовками и текстами — пропуск по одной пустой строке.
Заголовки должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться: глава — римскими цифрами, параграфы и пункты — арабскими. Такое оформление контрольной работы будет соответствовать установленным стандартам и позволит студенту закрепить навыки, написания подобного рода работ.
Студентам, которые представляют контрольные работы, выполненные компьютерным набором, также необходимо соблюдать вышеуказанные требования.
Сноски размещаются в нижней части и, по возможности, не должны переноситься на следующую страницу. Поправки в рукописи допускаются, но не более пяти на одной странице.
Подготовленную работу аккуратно сброшюровать и подшить, после чего сдать на кафедру.
В процессе написания и оформления контрольной работы необходимо правильно цитировать высказывания ученых, делать ссылки, сноски, указывать литературу.
Цитирование, то есть дословное приведение выдержек из произведений других авторов, осуществляется в полном соответствии с текстом источника, из которого цитата взята. Изменения допустимы лишь в отношении орфографии — ее можно корректировать в соответствии с правилами современного правописания. Цитировать можно выдержки лишь из опубликованных работ.
Например «… основополагающим видом договоров о труде должен стать договор трудового найма». Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в труловом праве России. Пермь, 1992. С.88.
В случаях, когда студент упоминает фамилию ученого в тексте, цитату следует оформить следующим образом: А.Е. Пашерстник отмечал, что нормы трудового права регулируют лишь фактические общественные отношения по труду на производстве.
Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М., 1959. С.74-75.
Помимо правильного оформления цитат, следует грамотно делать ссылки и сноски. Ссылки бывают нескольких видов.
Встречающиеся в самом тексте (внутритекстовые ссылки) обычно используются в отношении наиболее значимых, известных источников. Оформление их зависит от того, каким образом они указаны в предложении.
Например: ...проблемы … затронуты в книге И. Карпеца, изданной в 1992 году в Москве издательством «Юридическая литература».
Подстрочные ссылки (сноски) целесообразно применить, когда автор желает облегчить читателю возможность ознакомиться с произведениями, упомянутыми на одном и том же листе. Они включают в себя основные элементы библиографического описания источника. Для связи подстрочной ссылки с текстом используются сноски.
В тех случаях, когда возникает необходимость сэкономить объем работы при использовании множества источников, прибегают к затекстовым ссылкам. Форма не зависит от нумерации списка литературы. В таких случаях в тексте в скобках указывается номер источника, на который делается ссылка, а также фамилия автора и номера страниц. Например: ...Н. Беляев отмечает в своей работе ([22], С. 28).
Недостатки подобных ссылок в том, что у читателя возникают трудности в поиске источников, которые «оторваны» от текста, у автора же могут появиться проблемы в процессе систематизации справочного аппарата.
При повторных ссылках на одно и то же произведение существуют принятые сокращения:
— если на одной и той же странице цитируется текст из уже упомянутой книги, то во второй сноске полное название ее не приводится и пишут слова2:
2 Там же. С. 58.
— если цитирование этой книги производится на разных страницах текста, то указывается фамилия автора, а вместо названия работы пишется3:
3 Смирнов В. Указ. соч. С. 25.
Список использованных источников и литературы
Дать какие-либо исчерпывающие рекомендации по поводу необходимого количества законодательных актов, нормативных документов, книг, монографий, статей для написания работы практически невозможно. Но, взглянув на представленный список, невольно делается вывод о серьезности, глубине исследования проблем, добросовестности подхода студента к написанию контрольной работы. Как подсказывает опыт, в контрольных работах, оставляющих хорошее впечатление, обычно используется около двух десятков источников.
Список использованных источников и литературы составляется в установленном порядке, с учетом определенных требований, по соответствующим разделам, строго в алфавитном или хронологическом порядке и в порядке юридической значимости нормативных актов.
Примерный список выглядит так:
1. Нормативно-правовые и другие официальные документы:
1.1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,
1995. – С.64.
1.2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Норма,
2002. – С.296.
2. Монографии, статьи, специальная литература:
2.1. Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1993. – С. 176.
2.2. Лунев В.В. Предпосылки объективного вменения и принципы виновной ответственности. // Государство и право, 1992.
– №6. – С. 61.
Правильное название книги описывается в соответствии с ее титульным листом. Для обеспечения работы со списком литературы необходимо в процессе написания ее точно и полно указывать на карточках выходные данные произведений и расставлять их по алфавиту в «своих» карточках.
Подводя итог, необходимо напомнить следующее: контрольная работа включает титульный лист, оформленный по установленной форме (Приложение № 1), содержание (Приложение № 2), и приложения, если они имеются. К ним относится таблицы, материалы социологического исследования, схемы и т. п.
После написания контрольной работы и сдачи ее на кафедру необходимо подготовиться к защите своего сочинения.
Защита контрольной работы
К этому заключительному этапу студенту нужно готовиться особенно тщательно и, по сути, уже в ходе написания. Важно не только хорошо изложить материал письменно, но и суметь устно, в лаконичной форме осветить наиболее важные моменты, исследованные в контрольной работе.
Студент при защите должен показать умение дать краткие, содержательные и аргументированные ответы по любому вопросу сочинения и проблемам темы в целом.
Защита контрольной работы, как правило, проходит открыто в группе студентов, но допустима она и в процессе собеседования с преподавателем.
Методика защиты контрольной работы включает в себя следующие элементы:
— краткий доклад студента о целях и содержании работы, о проблемах, которые были затронуты в ней, характеристику изученной литературы, выводы и предложения по сути исследования;
— ответы автора на вопросы;
— ыступления оппонентов и высказывания ими своего мнения
о работе.
Требования, предъявляемые кафедрой к контрольной работе:
— актуальность и научность, выражающиеся в масштабе и глубине охвата литературы по теме, практическая значимость работы;
— амостоятельность подхода в изложении материала, показ неразрывной связи теории с практикой;
— культура авторского изложения текста, грамотность, знание и правильное применение юридических терминов, соблюдение стандартов при написании и оформлении работы, аккуратность.
Контрольная работа оценивается:
— на «отлично», если студент свободно владеет теоретическим материалом, умеет правильно толковать законы, самостоятельно мыслить, грамотно и аргументирование обосновывать и объяснять существо правовых проблем, проявлять инициативу, предлагать в необходимых случаях свои идеи, выводы, предложения;
— на «хорошо», если студент достаточно твердо усвоил теоретический материал, показал умение связать знания теории с практикой, правильно понимает законы, испытывает некоторые трудности в оценке, анализе и обосновании правильности позиций ученых, работы которых он использовал в сочинении;
— на «удовлетворительно», если студент усвоил основные разделы теории, в целом правильно излагает материал и законодательство, однако испытывает трудности в процессе применения норм права в практике, не может найти принципиальных различий в тех или иных позициях юристов;
— на «неудовлетворительно», если студент допустил грубые фактические ошибки, неверно излагает анализируемое законодательство, допускает плагиат, не умеет применить знание законов на практике.
Указанные рекомендации не могут в полном объеме дать советы по подготовке и написанию контрольных работ. Студентам следует обратиться к другим изданиям подобного рода.
Список литературы
Нормативные акты (для самостоятельного изучения)
1. Административный кодекс.
2. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. – М., 1995.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1997. – Ч. 1,2.
4. Гражданское предпринимательское право: Сборник документов.
– М., 1996.
5. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. – М., 1997.
6. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 в ред.
от 20.04.96.
7. Закон РФ от 14.06.95 «О рекламе».
8. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 в ред. от 24.11.95.
9. Кодекс законов о труде РФ.
10. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ для предпринимателей.
– М., 1996.
11. Конституция Российской Федерации.
12. Международно-правовые основы иностранных инвестиций
в России: Сборник нормативных актов и документов. – М.:
Юридическая литература, 1995.
13. Основы законодательства РФ об охране труда. Утв. Верховным Советом РФ 06.08.93 № 5600-1 в ред. от 18.07.95.
14. Положение о порядке регистрации безработных граждан и условия выплаты пособий по безработице. Утв. Постановлением
Правительства РФ от 17.11.92 в ред. от 21.03.96.
15. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход), и признанных
в установленном порядке безработными» от 02.07.92 №723
в ред. от 18.10.96.
16. Федеральный закон «О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности» от 12.01.96.
17. Федеральный закон РФ от24.11.95 «Об акционерных обществах».
18. Федеральный закон РФ от 17.02.97 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
19. Федеральный закон РФ от 31.07.95 «Об основах государственной службы в РФ».
20. Федеральный закон РФ от 07.07.95 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
21. Федеральный закон РФ от 15.07.95. «О международных договорах Российской Федерации».
22. Федеральный закон РФ от 08.05.96 «О производственных
кооперативах».
23. Федеральный закон РФ от 20.03.96 «О рынке ценных бумаг».
24. Федеральный закон РФ от 15.11.95 «О сельскохозяйственной кооперации».
25. Федеральный закон РФ от 27.10.95 «О финансово-промышленных группах».
Основная
26. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России: Учебное
пособие. – М., 1999.
27. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право: Учебник.
– М.: Юрист, 2001.
28. Коршунова М.Н., Эриашвили И.Д. Предпринимательское право.
– М.: Юнити, 2001.
29. Попондопуло В.Ф., Яковлева В.Ф. Коммерческое право: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – Ч 1,2.
30. Рассолова М.М. Коммерческое право: Учебник. – М.:
Юнити, 2001.
31. Трудовой кодекс РФ. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Дополнительная
32. Горбачева Ж.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (вводный).
– М.: Книжный мир, 2002.
33. Зайкин А.Д., Ремизов К.С. Экономико-правовое регулирование труда и заработной платы: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
34. Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ». – Изд-е 2.
– М.: ИНФРА-М, 2001.
35. Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов.
– М.: Издательская группа НОРМА, 1998.
36. Комментарии к Федеральному закону «Об основах охраны труда
в РФ». / Под общ. ред. Ю.Г. Сорокина, А.П. Соловьева. – М.:
Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
37. Комментарии официальных органов к Трудовому кодексу РФ.
/ Сост. А.В. Верховцев. – М.: ИНФРА-М, 2002.
38. Охрана труда (нормативные акты). – М.:«Издательство
ПРИОР», 2000.
39. Охрана труда (постатейные материалы к десятой главе Кодекса законов о труде). – Изд-е 3 доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.
40. Российское трудовое право: Учебник для вузов. / Отв. ред.
А.Д. Зайкин. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
41. Трудовое право: Учебник. – Изд-е 2 перераб. и доп. / Отв. ред.
О.В. Смирнов. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации