Указания по выполнению и порядку оформления контрольных работ

В.П. Насыбулина

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения

Направления подготовки: 080100 Экономика

Профиль: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация выпускника Бакалавр

Содержание

Введение……………………………………………………………………….  
1. Предмет и задачи экономики труда……………………………………....  
2. Указания по выполнению и порядку оформления контрольной работы
3. Варианты контрольных заданий…………………………………………..  
4. Вопросы к экзамену (зачету)………………………………...……………  
Литература …………………………………………………………………...  

ВВедение

Основой развития любой экономики является непрерывное совершенствование разделения труда. Как известно, термин «экономика» означал первоначально «ведение домашнего хо­зяйства». С появлением товарного производства экономика при­обретает особую форму общественного разделения труда, что дает обоснование считать ее рыночной. Именно разделение тру­да в единстве процессов кооперации и специализации по сути и означает развитие экономики от низших форм к высшим. Таким образом, труд как целесообразная деятельность челове­ка во всех формах ее проявления становится предметом науки. Одним из важных направлений науки о труде является экономика труда, рассматривающая проблемы организациями оп­латы труда, производительности и эффективности, нормирования труда, формирования спроса и предложения на труд, взаимодействия субъектов труда, управления трудом на предприятии, качества трудовой жизни, анализа трудовых показателей.

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Экономика труда представляет собой систему знаний о тру­де, которая сформировалась на стыке различных отраслей зна­ний: политэкономии, социологии, психологии, менеджмента и др.

Труд выступает как основной предмет изучения и анализа, а все другие факторы производства являются предпосылками, объективными условиями его осуществления и развития. При этом труд рассматривается как важный фактор производства, для анализа которого требуется разработка особых методоло­гических подходов. Это объясняется тем, что человеческие ре­сурсы, понимаемые не только как фактор экономического развития (трудовые ресурсы), но и его цель, занимают центральное место в структуре производительных с ил общества во всех высокоразвитых странах мира.

В связи с этим управление трудом имеет особое, отличное от управления всеми другими факторами производства, зна­чение. Оно должно учитывать как основную роль труда в процeсce экономического развития, так и уникальные характери­стики носителей способности к труду, превращающие процесс управления трудом в многокритериальную творческую дея­тельность.

В будущем методологическое направление в науке о труде должно получить приоритетное направление.

Во-первых, экономика труда является теоретической основой всех других наук о труде.

Во-вторых, экономика труда является наиболее «чистой» экономико-трудовой наукой. Поведение предприятий и инди­видов рассматривается в ней как экономическое поведение, определяемое, прежде всего соотношением выгод и потерь, а не существующими нормами и традициями. Все другие на­уки о труде содержат существенную неэкономическую со­ставляющую.

В-третьих, экономика труда нацелена на изучение проблем труда в пределах предприятия и его непосредственного окру­жения, поскольку в любых социально-экономических услови­ях реальная трудовая деятельность осуществляется именно на предприятие, а стало быть процессы происходящие на более высоком уровне, так или иначе определяются ими.

Вместе с тем наиболее сложные, имеющие принципиальное значение проблемы этих наук становится предметом рассмотрения в экономике труда.

Приоритетными направлениями экономики труда являются:

· оценка наиболее важных качественных и количественных параметров трудовой деятельности и факторов их формирования;

· выявление наиболее существенных тенденций в сфере труда;

· анализ и прогнозирование различных процессов в сфере труда;

· изучение основных особенностей мобильности работников;

· рассмотрение процессов управления трудом и их регу­лирования, прежде всего, на уровне предприятия;

· изучение механизмов проведения в жизнь государственной (федеральной и региональной) политики и оценка ее воздействия на сферу труда.

Экономика труда имеет межотраслевой характер и тесно связан с рядом социально-экономических дисциплин: социологией труда, управлением человеческими ресурсами, персоналом, трудовым правом, экономикой народонаселения, статистикой труда и др.

Предмет экономики труда исследует, во-первых, экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности; во-вторых, социально-трудовые отношения, возникающие между субъектами (работодателями и наемными работниками) по поводу использования труда (найм, расстановка, организация труда, его оценка, оплата и стимулирование).

Становление новой российской экономики требует осуще­ствления глубокой реструктуризации системы управления производством на научной основе. Центральное место в этой системе занимает система управления трудом на уровне пред­приятия. Основной наукой, исследующей ее функционирова­ние, является экономика труда. Известно, что предприятие работает так, как им управляют. В настоящее время резко увели­чилась воздействие деструктивных факторов на деятельность предприятий, которым приходится постоянно приспосабли­ваться к трудностям, опасностям и вызовам как внешнего, так и внутреннего свойства. Подобный динамизм и жесткие требования рынка вызывают потребность в выработке целого комплекса антикризисных мер, глубокой реструктуризации всего производственного аппарата. Эти меры не являются чи­сто интуитивными и тем более импульсивными действиями руководителей предприятий. Изучение экономики труда поз­воляет понять с системных позиций методологические и ме­тодические основы системы управления трудом на предприя­тиях различных форм собственности.

В соответствии с этим можно сформулировать следующие задачи курса экономики труда как науки:

· дать целостное представление об экономико-трудовых проблемах мировой и российской экономики и основ­ных направлениях их решения;

· выявить основные характеристики труда, воздействую­щие на уровень его эффективности;

· раскрыть основные закономерности функционирова­ния внешнего и внутреннего рынков труда;

· описать систему управления трудом на предприятии, соответствующую условиям современной российской эко­номики;

· определить основы для формирования систем трудово­го вознаграждения примирительно к различным кате­гориям;

· установить факторы, влияющие на динамику системы управления трудом в рамках стратегического управле­ния предприятием;

· уточнить содержание мероприятий по реструктуриза­ции и реинжинирингу занятости на предприятии, вклю­чая методы оценки результативности этих мероприя­тий с учетом финансового положения предприятия;

· раскрыть методический аппарат по организации мони­торинга трудовых показателей и осуществлению их всестороннего анализа;

· описать порядок проведения исследований экономико-трудовых процессов в ходе решения комплекса страте­гических и тактических задач, стоящих перед предпри­ятием.

Основной сверхзадачей экономики труда является выра­ботка стратегического, вариантного мышления в сфере управ­ления трудом на предприятии. Ведь большинство соответству­ющих проблем имеет различные, порой даже противополож­ные способы решения. Грамотно сформулировать их, оценить основные сложности в ходе осуществления соответствующих мероприятий, выявить противоречия интересов различных экономических субъектов, изменить характер взаимодействия предприятия и внешней среды — все это весьма сложные зада­чи, требующие нестандартного, творческого подхода. При этом все более важное значение приобретает обеспечение должной информационной базой осуществляемых мероприятий.

В конечном счете серьезные экономико-трудовые пробле­мы для своего решения требуют применения междисциплинар­ного подхода. Тем не менее, в современных российских усло­виях при определении механизма разрешения возникающих в трудовой сфере противоречий главная роль принадлежит экономике труда как науке обеспечивающей формирование единых принципов и механизмов согласования разных инте­ресов участников хозяйственной деятельности. Именно в си­лу этого изучение экономики труда является важным этапом процесса подготовки высококвалифицированных экономис­тов, которые должны:

а) знать сущность и порядок регулирования трудовых отношений, механизм прогнозирования, планирования и управления человеческими ресурсами; методы и приемы анализа экономических показателей по труду и заработной плате; резервы роста производительности и эффективности труда; методы экономико-математического моделирования и оптимизации трудовых показателей с применением персональных компьютеров; методы анализа, прогнозирования и регулирования рынка труда и занятости населения;

б) уметь принимать профессиональные решения в сфере
управления трудом с учетом экономических и социальных последствий; формировать и реализовывать кадровую политику предприятия; проводить исследование эффективности применяемых тарифных условий, форм и систем заработной платы; разрабатывать и осуществлять мероприятия по их совершенствованию, составлять проекты положений по стимулированию труда; определять и обосновывать размеры доплат, надбавок, премий к тарифной части заработной платы; разрабатывать штатные расписания и осуществлять контроль за их соблюдением, за расходованием фондов заработной платы и материального поощрения; проводить тарификацию работ и рабочих, аттестацию работников, определять потребность предприятия
в рабочей силе, выявлять источники ее пополнения и развития
(формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников); разрабатывать (совместно с профсоюзной организацией) проекты коллективных договоров на предприятиях и контролировать выполнение принятых обязательств;

в) владеть методами научной организации труда, нормирования трудовых процессов, оценки уровня и факторов повышения производительности труда, регулирования внутрифирменного рынка труда и управления человеческими ресурсами предприятия.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ПОРЯДКУ ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В целях закрепления теоретического материала по дисциплине «Экономика труда» для студентов заочной формы обучения учебным планом предусмотрено выполнение контрольной работы. Работа носит реферативный характер, означающий, что на основании изучения определенного минимума научной литературы, освещающей вопросы тем, студент должен самостоятельно изложить эти вопросы так, чтобы контрольная работа давала достаточно полное и цельное представление об их содержании. Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту для выполнения в соответствии с указанным вариантом.

До начало сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями, анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». Оценка «зачтено» является допуском к зачету. Работа с оценкой « не зачтено» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

При оформлении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

· объем работы 10-12 страниц рукописного или 7-10 страниц печатного текста;

· титульный лист необходимо оформлять в соответствии с образцом, приведенным в приложении А;

· страницы работ нумеруются, титульный лист является первой страницей контрольной работы;

· в конце контрольной работы приводится список литературы и иных источников информации в алфавитном порядке;

· работа должна быть подписана студентом с указанием даты её выполнения.

При выполнении контрольной работы необходимо выполнять следующие правила:

· указывать выбранный вариант задания в тетради;

· студенты, не получившие зачет по контрольным работам, к сдаче экзамена (зачета) не допускаются.

Контрольная работа состоит из одной части - теоретической:

Теоретический вопрос.

При ответе на вопрос должно быть дано описание сущности проблемы, приведены нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность предприятия по затрагиваемому вопросу, мнения специалистов отрасли и самого студента.

Если для ответа на вопрос требуется использование статистических дан­ных, они должны быть актуализированы по последним отчетным данным Рос­стата. Ответ на вопрос с не актуализированными данными не засчитывается. При всех случаях использования отчетных данных должны быть даны постра­ничные ссылки на источник информации.

Не засчитывается работа, выполненная без указания используемых лите­ратурных источников.

В конце ответа на вопрос должен быть приведен список использованной литературы.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Начальные буквы фамилии студента Номер варианта
А, Б, В, Г, Д 1.
Е, Ж, З, И, К 2.
Л, М, Н, О, П 3.
Р, С, Т, У, Ф 4.
Х, Ц, Ч, Ш, Щ 5.
Э, Ю, Я 6.

Задание

Вариант №1

1. Заработная плата и ее основные части.

2. Модели рынка труда. Краткая характеристика.

Вариант №2

1. Содержание понятия «сегментация рынка труда». Критерии сегмента рынка труда.

2. Отраслевая мобильность рабочей силы.

Вариант №3

1. Основные функции доходов населения.

2. Виды и формы занятости.

Вариант №4

1. Сущность социально-трудовых отношений и в каких формах они существуют.

2. Назначение аттестации рабочих мест и ее содержание.

Вариант №5

1. Производительность труда, ее сущность.

2. Сущность и принципы безработицы.

Вариант №6

1. Совокупные, номинальные, располагаемые и реальные доходы населения.

2. Анализ использования фонда заработной платы.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Что такое труд и основные критерии отличающие труд от нетрудовой деятельности?

2. В чем состоит различие таких категорий, как «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», и «трудовой потенциал»?

3. Основные показатели эффективности производства товаров.

4. Заработная плата и ее основные части.

5. Сущность рынка труда и каковы формы его проявления.

6. Экономическое содержание «внешний рынок труда», «внутренний рынок труда».

7. Модели рынка труда. Краткая характеристика.

8. Содержание понятия «сегментация рынка труда». Критерии сегмента рынка труда.

9. Структура совокупного спроса на рабочую силу.

10. Факторы формирования спроса на труд на макро- и микроуровнях.

11. Особенности государственного спроса на труд на общенациональном и региональных уровнях.

12. Предложение рабочей силы: простая и расширенная модели.

13. Содержание понятия «мобильность на рынке труда», Факторы влияющие на добровольные и вынужденные увольнения.

14. Сущность занятости как экономическая категория.

15. Виды и формы занятости.

16. Сущность и принципы безработицы.

17. Виды дискриминации на рынке труда по сфере действия.

18. Анализ изменения структуры совокупных доходов населения России за последнее десятилетие.

19. Совокупные, номинальные, располагаемые и реальные доходы населения.

20. Факторы, влияющие на формирование доходов населения.

21. Трехуровневая система жизни населения.

22. Основные показатели уровня жизни.

23. Основные формы государственного регулирования доходов населения.

24. Методы государственного регулирования доходов населения.

25. Охарактеризуйте понятие потребительского бюджета, виды и стандарты потребительских бюджетов, понятие бюджета прожиточного минимума, методы формирования потребительских бюджетов.

26. Дайте определение понятию «социальная политика». В чем со­стоит сущность социальной политики?

27. Основные признаки социальной политики как катего­рии.

28. Субъекты и объекты социальной политики.

29. Суть пенсионной системы, используемой в Российской Федерации.

30. Сущность социально-трудовых отношений и в каких формах они существуют.

31. Субъекты социально-трудовых отношений. Уровни проявления социально-трудовых отношений.

32. Предмет социально-трудовых отношений. Блоки социально-экономических отношений.

33. Факторы влияющие на формирование социально-трудовых отношений.

34. Модели социально-трудовых отношений.

35. Содержание и условие труда в организации производственного процесса.

36. Определение «нормирование». Назначение нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности.

37. Определение «рабочее время». Основные виды затрат рабочего времени.

38. Трудоемкость. Виды трудоемкости.

39. Фонд заработной платы. Социально значимые функции ФЗП.

40. Классификация издержек на труд.

41. Методы формирования фонда заработной платы.

42. Контроль и анализ расходуемых средств на оплату труда.

43. Анализ производительности труда.

44. Методика анализа трудоемкости.

45. Виды и характеристика потерь рабочего времени.

46. Понятие «норма времени». Элементы затрат включающие в состав нормы времени на единицу продукции.

47. Понятие «норма выработки». Основные задачи анализа нормирования труда на предприятии.

48. Анализ движения кадров.

49. Анализ использования фонда заработной платы.

50. Системы оплаты труда.

51. Повременная система оплаты труда. Виды, их достоинства и недостатки.

52. Производительность труда, ее сущность.

53. Система показателей измерения производительности факторов производства.

54. Показатели производительности труда и методы их измерения.

55. Резервы роста производительности труда, их назначение.

56. Премия. Что включает в себя премиальные системы, применяемые на российских предприятиях.

57. Виды единовременных вознаграждений. Краткая характеристика.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Алиев Н.М. Экономика труда: учебник / Н.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 671 с.

2. Колосницына М.Г. Экономика труда: задачи, вопросы, тесты: учеб. пособие для вузов / М.Г. Колосницына, Н.В. Ракута, Н.А. Хоркина. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009. – 225 с.

3. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.

Дополнительная литература

4. Акерлоф Дж. Spiritus Animalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / Дж. Акерлоф, Р. Шиллер; пер. с англ. Д. Прияткина; под научн. ред. А. Суворова. – М.: Юнайтед пресс, 2010. – 273 с.

5. Котликофф Л. Пенсионная система перед бурей: То, что нужно знать каждому о финансовом будущем своей страны / Лоренс Котликофф, Скотт Бёрнс. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 348 с.

6. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Абрахам Маслоу. Пер. с англ. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 496 с.

8. Токсанбаева М.С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала / М.С. Токсанбаева. – М.: Наука, 2006. – 259 с.

9. Фет А.И. Инстинкт и социальное поведение / А.И. Фет. – Новосибирск: ИД Сова, 2005. – 652 с.

10. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 730 с.

11. Человек в экономике и других социальных средах / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. В.Г. Федотова. – М.: ИФРАН, 2008. – 195 с.

12. Четвертаков С.А. Реконструкция теории Маслоу / С.А. Четвертаков. – СПб.: Алетейя, 2011. – 576 с.

13. Шаститко А.Е. Модели человека в экономической теории: учеб. пособие / А.Е. Шаститко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 142 с.

Приложение А

Наши рекомендации