Проектные задания к модулю

3.1.1. Тема проектного задания.

1. Институты и правила. Формальные и неформальные институты.

2. Устойчивые неформальные институты в российской экономике.

3. Трансформация формальных институтов в России.

4. Трансформация неформальных институтов в России.

5. Поведенческие предпосылки институционального анализа.

6. Этические нормы и экономическое поведение.

7. Социальная мотивация, формирование и координация предпочтений.

8. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности.

9. Внешние эффекты и минимизация трансакционных издержек.

10. Контракты и трансакционные издержки

11. Рынки, организации и права собственности.

12. Контроль, экономическая власть и эффективность организации.

13. Институты и типы экономических организаций.

14. Традиционная теория групп. Большие группы и коллективные блага.

15. Малые группы. Необходимость организации, коллективное и частное благо.

16. Понятие институциональной структуры. Эволюция институтов.

17. Институты в различных экономических порядках.

18. Трансформация институциональной структуры: роль государства и эволюционных механизмов.

19. Институты и эффективность экономических систем.

20. Формирование институциональной структуры в переходной экономике.

21. Институты как решение проблемы мотивации: российская специфика.

22. Внутренние и внешние институты в советской экономике.

23. Институты лицензирования и стандартизации как механизм контроля качества в российской экономике.

24. Развитие института корпоративной культуры в России.

25. Трансакции рационирования в российской экономике.

26. Трансакции управления в российской экономике.

27. Институциональные ловушки в российской экономике.

28. Неблагоприятный отбор на рынках потребительских товаров в российской экономике.

29. Неблагоприятный отбор на рынках капитала в российской экономике.

30. Неблагоприятный отбор на рынках труда в российской экономике.

31. Моральный риск на рынках потребительских услуг в российской экономике.

32. Роль неформальных институтов в перераспределении ресурсов в советской экономике.

33. Эффективность неоклассических контрактов в российской экономике.

34. Эффективность отношенческих контрактов в российской экономике.

35. Институты как механизмы минимизации трансакционных издержек в советской экономике.

(Тема проектного задания может быть изменена по согласованию с перподавателем)

3.1.2. Цель и задачи выполнения проектного задания.

Цель написания проектного задания – формирование у студентов навыков самостоятельного научного исследования в области институциональной экономики.

Задачи: углубленное изучение выбранной студентом темы в рамках институциональной экономики, развитие навыков использования отечественных и зарубежных источников информации, формирование собственного мнения относительно спорных вопросов в экономической науке, развитие способности выражать свое мнение на научном языке, с использованием категориального аппарата институциональной экономики.

3.2.3. Описание проектного задания

1. Размер учебной работы (не включая титульный лист и список использованной литературы) - 7-10 листов: Times New Roman, 14 или эквивалент, интервал 1.5, стандартные поля.

2. Работы, написанные от руки, не принимаются.

3. Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники.

4. На титульном листе работы должны быть указаны:

- название предмета, по которому Вы сдаете работу;

- тема;

- Ваши фамилия, инициалы и номер группы.

5. Работа должна включать в себя следующие выделенные в тексте разделы:

Введение.

Данный раздел должен содержать следующее:

- очень краткий пересказ статьи, освещающий суть рассматриваемого взаимодействия/института/явления.

- постановка проблемы в рамках выбранной темы;

- обоснование выбора для анализа данной темы и проблемы.

Основная часть.

Данный раздел посвящен непосредственно раскрытию темы, он должен занимать не менее 2/3 объема работы и освещать следующие вопросы:

 анализ рассматриваемого в статье взаимодействия/института/явления с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария;

 анализ и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов и/или предлагаемые студентом (исходя из проведенного анализа) выводы и направления решения проблемы.

 попытки применения в анализе аналитического аппарата институциональной экономики и построение формальных или простых качественных моделей описываемых явлений/взаимодействий не являются обязательными, но всячески приветствуются.

Заключение.

Данный раздел посвящен обобщению полученных в ходе анализа выводов. Он должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной экономики может привнести в анализ описываемых явлений.

Список литературы.

Данный раздел должен содержать использованные при написании работы источники (в том числе и Интернет-источники), включая источник, из которого была взята анализируемая статья.

Ксерокопия (или распечатка) статьи в читаемом виде или статья в электронном виде.

3.2.4. Требования к выполнению проектного задания (см. методические рекомендации)

1. Студент выбирает тему из списка, предоставленного преподавателем, и подбирает статью по тематике вопроса, опубликованную в газете или журнале (желательно не академического характера, например, в журналах Эксперт, Компания, Деньги, газетах Коммерсант, Ведомости и т.д.)

2. Студент должен обсудить свой выбор статьи и темы с преподавателем семинарских занятий в своей группе. В противном случае преподаватель оставляет за собой право ex-post оценки адекватности материала; апелляции, претензии и объяснения в этом случае не принимаются.

3. Работы по темам, не перечисленным в списке, принимаются только в том случае, если предварительно было получено персональное разрешение преподавателя.

4. Учебная работа должна соответствовать общим требованиям, перечисленным в описании проектного задания.

5. Работа выполняется индивидуально. Коллективные работы не принимаются. Одинаковые работы будут оценены в 0 баллов.

6. Работа выполняется самостоятельно. Плагиат оценивается в 0 баллов.

7. Учебная работа должна быть сдана на кафедру экономической теории или лично преподавателю семинарских занятий не позднее 15 декабря. Работы, не сданные в срок, не оцениваются.

8. При возникновении частных вопросов в ходе написания работы можно консультироваться с лектором и преподавателями семинарских занятий лично или по электронной почте.

9. Досрочная сдача работы является окончательной. Возврат сданной работы на доработку не допускается.

3.2.5. Критерии оценки проектного задания

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
1. Проектное задание Соответствие требованиям к выполнению проектного задания Каждый из следующих пяти пунктов дают вклад по 4 балла в итоговую оценку (максимум 20 баллов): 1) Соответствие темы предмету институциональной экономики 2) Соответствие содержания теме работы 3) Наличие требуемого объема и правильное оформление 4) Актуальность предмета исследования 5) Самостоятельность исследования

Формы рубежного контроля

(Рубежная аттестация может быть произведена на основании оценки выполнения студентами заданий, обеспечивающих достижение комплексной цели модуля (см. п. 3). Также могут использоваться следующие виды контроля: рубежное тестирование, контрольная работа, электронный "практикум, виртуальная лабораторная работа, кейс- тестирование. Конкретная форма рубежного контроля устанавливается учебным планом и должна быть указана в учебной карте дисциплины)

Тесты рубежного контроля

Приводится образцы тестовых заданий рубежного контроля).

4.1.1. Назначение теста

Проверка знаний по институциональной экономике

4.1.2. Продолжительность тестирования

2 часа

4.2.3. Тестовые задания

1. Какие институты являются важнейшими в рыночной экономике в трактовке О. Уильямсона:

а. собственность, хозяйственная этика, фирмы

б. государство, профсоюзы, парламент

в. фирмы, рынки, отношенческая контрактация

г. классическая, неоклассическая и отношенческая контрактации

2. Применима ли модель SRSM для анализа рыночной деятельности человека

а. да

б. да, если принять предпосылку о ограниченной рациональности

в. нет, т.к. в ней нет ограничений, а в экономике исследуются только ограниченные ресурсы

г. нет, т.к. роль человека в ней предопределена его статусом

3. Конфликт между интересами собственников и менеджерами углубляется из-за:

а. асимметрии информации

б. жёсткого контроля со стороны собственника

в. приятельских отношений между менеджером и владельцем

г. нет верного ответа

4. Трансакция это:

а. обмен товарами и спецификация прав собственности

б. отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом

в. издержки ведения переговоров

г. издержки поиска информации

5. Теория общественного выбора изучает:

а. рынки услуг

б. рынки товаров и услуг

в. "политические рынки"

г. верны ответы а) и в)

6. Предпосылками неоклассической теории не является:

а. стабильные предпочтения, которые носят эндогенный характер;

б. рациональный выбор (максимизирующее поведение);

в. неравновесие на макроуровне для обеспечения более активной деятельности индивидов;

г. равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках;

7. В модели институционального равновесия функция трансакционных издержек является:

а. спросом на институты

б. предложением институтов

в. кривой продуктовой трансформации

г. все ответы не верпы

8. Что не относится к размыванию прав собственности:

а. ограничение государства на свободную продажу земли

б. добровольное делегирование части правомочий

в. ограничения государства на предприятия загрязняющие окружающую среду

г. приобретение прав собственности, связанное с нарушением законодательства в ходе

приватизации

9. Какие виды затрат не включаются в трансакционные издержки

а. издержки контроля выполнения контракта

б. издержки поиска информации

в. транспортные издержки

г. издержки эксплуатации экономической системы

10. Спецификация прав собственности означает:

а. определение законных путей передачи собственности

б. исключение других субъектов из свободного доступа к ресурсу

в. определение объекта собственности

г. определение субъекта собственности

11. Какое из утверждений относится к слабой форме следования своим интересам:

а. в экономике плановые задания в централизованном порядке выполняются

функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними

глобальными задачами

б. предприниматели выполняют требования налоговой инспекции по организации учета

в. индивиды следуют правилам, спонтанно сформировавшимся в ходе экономической

эволюции

г. торговец продает товар, утаивая его истинные потребительские качества

12. Применение товарных знаков и ярлыков служит для снижения:

а. издержек поиска информации

б. издержек измерения

в. издержек масштаба

г. издержек спецификации и защиты прав собственности

13. Согласно М. Олсону сочетание общих и индивидуальных интересов сравнимо с рынком:

а. монополии

б. олигополии

в. монополистической конкуренции

г. совершенной конкуренции

14. Примером адхократии может служить организация с преобладанием:

а. техноструктуры

б. сложной, изменяющейся технологии

в. низкой степени сложности

г. персонала материально-технического снабжения

15. Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения своей теоретической концепции:

а. М. Вебером

б. А. Маршаллом

в. Д. Кейнсом

г. К. Марксом

16. В классификации Уильямсона используются две основные модели рационального поведения:

а. рациональность и следование своим интересам

б. рациональность и иррациональность

в. на самом деле их три

г. иррациональность и следование интересам группы

17. Какие поведенческие предпосылки являются наиболее важными для возможности заключения отношенческого контракта:

а. оппортунистическое поведение

б. рациональность (максимизация)

в. доверие, исключающее оппортунистическое поведение

г. послушание (слабая форма следования своим интересам)

18. Вы заключили со своим другом пари, призвав в свидетели вашего общего знакомого, который известен вам обоим своей непредвзятостью. Какой тип контракта вы заключили:

а. классический

б. неоклассический

в. отношенческий

г. такое пари нельзя считать контрактом

19. Кто из приведенных экономистов не является представителем «Новой институциональной экономики»

а. Р. Коуз

б. Д. Норт

в. Дж. Ходжсон

г. Г. Демсец

20. Какое из приведенных определений не является определением института:

а. совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности

б. объединение граждан для защиты общих интересов

в. принятая в настоящее время система общественной жизни

г. коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия

21. Равномерное распределение собственности в обществе приводит:

а) к увеличению издержек использования ценового механизма

б) к снижению возможности контролировать менеджмент

в) к монополизации

г) к повышению сравнительной эффективности отношенческой контрактации

22. Какие аспекты поведения фирмы не рассматриваются в неоклассической теории:

а) зависимость выпуска от выбранной технологии

б) управленческая координация

в) ценообразование по уровню средних издержек

г) стратегическое взаимодействие фирм

23. Как согласно Коузу издержки использования ценового (PSC) механизма отражаются на деятельности фирмы:

а) фирма их не учитывает при планировании своей деятельности

б) величина этих издержек влияет на размер валовой прибыли фирмы

в) они являются основной причиной возникновения фирмы

г) таких издержек не существует

24. Звонок по телефону, связанный с исполнением служебных обязанностей работником фирмы связан с издержками:

а) использования ценового механизма рынка

б) управления

в) в одних случаях с использованием ценового механизма рынка, в других управления

г) вообще никак не связан с издержками

25. Представителем традиционного институционализма является:

а) Гэлбрейт

б) Бьюкенен

в) Маркс

г) Нет правильного ответа

26. Согласно теории Г. Лайбкепа отношение отдельных индивидов к предполагаемой институциональной инновации определяется:

а) структурой экономической организации

б) чистыми выгодами, достающимися им от осуществления инновации

в) величиной экономии на средних трансакционных издержках

г) все ответы не верны

27. Попытку количественной оценки трансакционных издержек на основе эмпирических данных осуществили экономисты:

а) Бьюкенен и Таллок

б) Норт и Уоллис

в) Ходжсон и Фаворо

г) Коуз и Уильямсон

28. Ситуация, в которой ни один из игроков не желает тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен, называется

а) Институциональным тупиком

б) Институциональной ловушкой

в) Институциональным равновесием

г) Институциональным изменением

29. Низкая степень эффективности приватизации в России обусловлена тем, что она проводилась под контролем

а) Аутсайдеров

б) Иностранных инвесторов

в) Инсайдеров

г) Государства

30. Величиной спроса на определенное правило является

а) число товарных сделок агента

б) число обращений к нему экономических агентов при осуществлении релевантных товарных сделок

в) зависимость между величиной спроса и соответствующей ценой

г) все ответы неверны

31. Модель рынка институтов более всего близка к модели:

а) совершенной конкуренции

б) чистой монополии

в) монополистической конкуренции

г) олигополии

32. Примером адхократии может служить организация с преобладанием:

а) техноструктуры

б) сложной, изменяющейся технологии

в) низкой степени сложности

г) персонала материально-технического снабжения

33. Применение товарных знаков и ярлыков служит для снижения:

а) издержек поиска информации

б) издержек измерения

в) издержек масштаба

г) издержек спецификации и защиты прав собственности

34. Что не относится к размыванию прав собственности:

а) ограничение государства на свободную продажу земли

б) добровольное делегирование части правомочий

в) ограничения государства на предприятия загрязняющие окружающую среду

г) приобретение прав собственности, связанное с нарушением законодательства в ходе

приватизации

35. Применима ли модель SRSM для анализа рыночной деятельности человека

а. да

б. да, если принять предпосылку об оппортунистическом поведении

в. нет, т.к. в ней нет ограничений, а в экономике исследуются только ограниченные ресурсы

г. нет, т.к. роль и действия человека в ней предопределены его статусом

36. Предпосылками неоклассической теории не является:

а. стабильные предпочтения, которые носят эндогенный характер;

б. рациональный выбор (максимизирующее поведение);

в. неравновесие на макроуровне для обеспечения более активной деятельности индивидов;

г. равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках;

37. В модели институционального равновесия функция трансакционных издержек является:

а. спросом на институты

б. предложением институтов

в. кривой продуктовой трансформации

г. все ответы не верпы

38. Какие виды затрат не включаются в трансакционные издержки

а. издержки контроля выполнения контракта

б. издержки поиска информации

в. транспортные издержки

г. издержки эксплуатации экономической системы

39. Какое утверждение позволяет отличить старый институционализм от нового?

а. Институциональная наука не должна сводиться к предложениям по проведению экономической политики

б. Институционализм использует идеи и данные других наук, чтобы содействовать более глубокому анализу институтов и поведения человека

в. Институты — ключевые элементы существующих экономических систем и, по этому главная задача экономиста заключается в изучении институтов и процессов их обновления, сохранения и изменения.

г. Представление об индивидуальном агенте как человеке максимизирующем полезность нереально и ошибочно.

40. Как бы Вы охарактеризовали бы неоклассический контракт:

а. долговременный контракт в условиях неопределенности

б. носит безличный характер

в. все пункты четко оговорены

г. обычно не менее 3-х – 4-х сторон

4.2.4. Система оценивания результатов тестирования.

Максимальное количество баллов, которое можно получит в ходе тестирования, равно 10. Для определения количества набранных баллов, доля правильно выполненных тестовых заданий (отношение числа правильно выполненных тестовых заданий к общему числу тестовых заданий) умножается на 10.

Наши рекомендации