Тема 1.1. Институциональная экономическая теория: предпосылки анализа и основные направления
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формирование у студентов системы базовых знаний и навыков в области институциональной экономики.
Задачи дисциплины:
- ввести студентов в круг основных понятий институциональной экономики;
- познакомить студентов с историей становления, современным состоянием новой институциональной экономики, с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках данной науки;
- выработать у студентов навыки институционального анализа современной экономики.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями экономической теории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших экономических и управленческих дисциплин, в том числе таких как: теория организации, управление человеческими ресурсами, организационное поведение, государственное регулирование экономики и др., а также дальнейшего расширения теоретического арсенала молодого специалиста.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
общекультурных (ОК):
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- обладает умением критически оценивать личные достоинства и недостатки; (ОК-11);
- способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
- историю формирования и основные идеи современного институционализма;
- сравнительные возможности различных направлений современного институционализма и решаемые ими задачи;
- основные понятия, концепции институциональной экономики, а также методы экономического анализа институтов;
- основные сферы применения современного институционального анализа – индивидуальное поведение, рынки и права собственности, организации, государство, право.
б) уметь:
- использовать инструментарий и методы институционального анализа и применять на практике полученные знания при исследовании институтов современной экономики;
- применять междисциплинарный подход институционального анализа, синтезирующего дискурсы различных дисциплин, включая экономику, право и социологию.
в) владеть:
- понятийным аппаратом современной институциональной теории и важнейшими категориями современного институционализма;
- навыками работы с оригинальными научными публикациями по институциональной экономике;
- навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления институционального анализа современной экономики;
- навыками самостоятельного анализа формальных и качественных моделей институциональной тематики.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма промежуточной аттестации(зачет) | - | - |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
(заочная форма обучения на базе высшего образования)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа | ||
в том числе: | ||
Контрольная работа (реферат) | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Форма промежуточной аттестации(зачет) | - | - |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
(заочная форма обучения на базе среднего образования)
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические (П) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа | ||
в том числе: | ||
Контрольная работа (реферат) | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Форма промежуточной аттестации(зачет) | - | - |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ те-мы | Название модуля, темы | Количество часов | ||||
Все-го | Аудиторные занятия | Самостоя- тельная работа студентов | ||||
лекции | семина-ры | практи-ческие занятия | ||||
Модуль 1. Введение в институциональный анализ | ||||||
1.1 | Институциональная экономическая теория: предпосылки анализа и основные направления | - | ||||
1.2 | Институты в экономическом анализе | |||||
Модуль 2. Теоретические аспекты институционального анализа | ||||||
2.1 | Трансакционные издержки | - | ||||
2.2 | Экономическая теория прав собственности | - | ||||
2.3 | Экономический анализ контрактов | |||||
2.4 | Институциональные теории фирмы | - | ||||
2.5 | Экономическая теория государства | - | ||||
2.6 | Теория институциональных изменений | - | ||||
Зачет | ||||||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения на базе высшего образования)
№ те-мы | Название модуля, темы | Количество часов | ||||
Все-го | Аудиторные занятия | Самостоя- тельная работа студентов | ||||
лекции | семина-ры | практи-ческие занятия | ||||
Модуль 1. Введение в институциональный анализ | ||||||
1.1 | Институциональная экономическая теория: предпосылки анализа и основные направления | 12,5 | 0,5 | - | - | |
1.2 | Институты в экономическом анализе | 13,5 | 0,5 | - | ||
Модуль 2. Теоретические аспекты институционального анализа | ||||||
2.1 | Трансакционные издержки | 9,5 | 0,5 | - | - | |
2.2 | Экономическая теория прав собственности | - | - | |||
2.3 | Экономический анализ контрактов | 12,5 | 0,5 | |||
2.4 | Институциональные теории фирмы | - | - | - | ||
2.5 | Экономическая теория государства | - | - | - | ||
2.6 | Теория институциональных изменений | - | - | - | ||
Зачет | ||||||
Реферат | - | - | - | |||
ИТОГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения на базе среднего образования)
№ те-мы | Название модуля, темы | Количество часов | ||||
Все-го | Аудиторные занятия | Самостоя- тельная работа студентов | ||||
лекции | семина-ры | практи-ческие занятия | ||||
Модуль 1. Введение в институциональный анализ | ||||||
1.1 | Институциональная экономическая теория: предпосылки анализа и основные направления | - | - | |||
1.2 | Институты в экономическом анализе | - | ||||
Модуль 2. Теоретические аспекты институционального анализа | ||||||
2.1 | Трансакционные издержки | - | ||||
2.2 | Экономическая теория прав собственности | - | - | |||
2.3 | Экономический анализ контрактов | - | ||||
2.4 | Институциональные теории фирмы | - | - | - | ||
2.5 | Экономическая теория государства | - | - | - | ||
2.6 | Теория институциональных изменений | - | - | - | ||
Реферат | ||||||
Зачет | ||||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 1. Введение в институциональный анализ
Тема 1.1. Институциональная экономическая теория: предпосылки анализа и основные направления
Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами. Предмет и метод институциональной экономики. Традиционный (старый) и новый институционализм. Базовые категории анализа. Междисциплинарная направленность институциональной школы.
Исследовательская программа новой институциональной теории, основные исследовательские проблемы.