Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Монополистическая конкуренции и ее основные черты.
Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; рынок на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого товара и на котором действует значительная неценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция (nonprice competition) – применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они стараются увеличить объем продаж этой продукции; к этим способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, реклама и меры по стимулированию сбыта.
Дифференцированный продукт (product differentiation) – продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; продукт, который подобен, но не идентичен другим продуктам, а следовательно не является их полным заменителем; продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Типология моделей олигополии. Модели, основанные на кооперативной стратегии. Модели, основанные на некооперативной стратегии.
Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.
Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.
Олигополия и эффективность.
Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.
Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: зарубежный опыт и особенности в Республике Беларусь.
Антимонопольная политика(antitrust policy)–совокупность мер и направлений, к которым относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.
Антимонопольный комитет (antitrust committee) – орган проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
Антитрестовское (антимонопольное) законодательство (antitrust laws) – пакет законов, направленных на ограничение деятельности монополий и развитие рыночной конкуренции.
Антимонопольное регулирование (antitrust policy) – политика, направленная на ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами.
Барьеры на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами, при попытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (патенты, лицензии).
Ведомый, последователь(follower) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.
«Дилемма заключенного»(«prisoner's dilemma») – игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.
Дифференциация продукта(product differentiation) – качественная разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.
Дуополия, дуопсония(duopoly, duopsony) – частный случай олигополии или олигопсонии, когда в отрасли взаимодействуют две фирмы.
Жесткость цен(price discipline) – негибкость цен, присущая олигополии, не основанной на тайном сговоре. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка ее конкурентами, сохранившими низкие цены. Понижение цен также может не привести к желательному росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. Фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. Кроме того, понижение цены может привести к ценовой войне.
Изопрофитная кривая(isoprofit curve) – линия, показывающая для обеих фирм все возможные комбинации объемов продаж, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.
Индекс Херфиндаля, или Индекс Херфиндаля–Хиршмана,(Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля – Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
,
где S1,S2 – выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли
Индекс Лернера (Lerner’s index) – коэффициент превышения монопольной цены над предельными издержками. Рассчитывается по формуле L = (P - MC) : P.
Картель(cartel) – письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпускаемую продукцию.
Коэффициент концентрации(concentration coefficient) – это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему отраслевому объему продаж.
Кооперативная стратегия (cooperative strategy) – координация фирмами - олигополистами своих действий путем вступления в сговор. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.
Лидер(leader) – игрок (фирма), делающий первый ход в игре.
Ломаная кривая спроса Р. Холла, С. Хитча и П. Суизи (kinked demand curve) – кривая спроса, высокоэластичная выше уровня текущей цены и малоэластичная ниже нее. Имеет место в том случае, когда фирма полагает, что при снижении цены на ее продукцию все соперники сделают то же самое, тогда как если бы она подняла цену, никто не последовал бы ее примеру.
Модель асимметричной дуополии Штекельберга (модель лидерства по объему выпуска) (Stackelberg leadership model)–описывает некооперативную количественную последовательную игру дуополистов. Устраняя недостаток модели Курно, она учитывает, что в отрасли один из дуополистов (лидер) знает, что его соперник (последователь) будет вести себя по Курно, предвидит форму его кривой реакции и первым захватывает часть рынка, максимизирующую его прибыль, и удерживает ее в последующем.
Модель дуополии Бертрана(Bertran's model duopoly)–описывает некооперативную ценовую одновременную игру дуополистов. Основная предпосылка состоит в том, что фирмы максимизируют прибыль, принимая цены соперников заданными.
Модель дуополии Курно(Cournot's model duopoly) – описывает некооперативную количественную одновременную игру олигополистов. Основная предпосылка заключается в том, что каждая фирма - олигополист стремится максимизировать свою прибыль, исходя из предположения о том, что ее соперники сохранят текущий уровень производства. Разработана А. Курно в 1838г.
Модель кооперативной количественной олигополии (cooperative oligopoly model)–это модель картеля, преследующего цель максимизации общей прибыли и лидерства по объему продаж (картеля, регулирующего раздел рынка).
Модель лидерства по объему продаж(картеля, регулирующего раздел рынка) (sales volume leader) – модель, описывающая кооперативную количественную последовательную игру олигополистов. Предполагается, что рыночные доли распределяются между фирмами в ходе торга при единой монопольной цене. При этом лидер, первым вошедший на рынок или оказавшийся более влиятельным при ведении торга, захватывает ту часть рынка, которая позволяет ему получать больше прибыли, чем дуополисту 2 (или максимизировать ее), тогда как последователь получает оставшуюсячасть рынка, не всегда удовлетворяющую его.
Модель ценового лидерства Форхаймера –это модель рынка доминирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом, описывающая кооперативную ценовую последовательную игру олигополистов. Предполагается, что есть фирма-лидер, доминирующая в отрасли вследствие более низких издержек производства и большего размера, по сравнению с фирмами конкурентного окружения, которые являются ценополучателями.
Модель Эджуорта(Edgeworth model) – модель, предполагающая ограничение производственных мощностей олигополистов и отсутствие устойчивого равновесия; ценовые войны сменяются циклами роста цен.
Некооперативная стратегия (noncooperative strategy) – поведение фирм олигополистов, при котором каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции, т.е. действует совершенно независимо от других фирм, на свой страх и риск.
Однородная (классическая) олигополия (homogeneous oligopoly) – характеризует отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.).
Однородная продукция (homogeneous product) – товары или услуги обладающие, с точки зрения покупателей, идентичными свойствами.
Олигополистическая взаимозависимость (oligopolistic interdependence) – необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска.
Олигополия доминирующей фирмы(dominant-firm oligopoly) – рыночная структура, при которой господствует крупная фирма и ее цена является ориентиром для прочих продавцов на рынке.
Олигополия, олигопсония(oligopoly, oligopsony) – тип рыночной структуры, позволяющий нескольким фирмам контролировать основной объем реализации либо покупки продукции в отрасли.
Олигополия основанная на сговоре (collusive oligopoly) – форма организации рынка, при которой фирмы принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж.
Платежная матрица(payoff matrix) – таблица, в которой отражаются возможные исходы взаимодействия стратегий нескольких игроков.
Последовательная игра олигополистов (sequential game, dynamic game) – ситуация, в которой фирмы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные предыдущие действия соперника.
Равновесие Бертрана(Bertrand equilibrium) – положение, когда каждая из фирм выбирает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, которую выберет другая фирма. Равновесной будет цена, близкая к конкурентной.
Равновесие Курно(Cournot equilibrium) – положение, когда каждая из фирм выбирает объем производства, позволяющий максимизировать свою прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм.
Равновесие по Нэшу(Nash equilibrium) – результат игры, при котором выбор фирмы является оптимальным при оптимальном выборе других фирм.
Равновесие Чемберлина(Chamberline equilibrium) – ситуация, предполагающая высокий уровень рациональности фирм, который создает предпосылки для выбора стратегии поведения фирм, отвечающей параметрам картеля, даже без формального соглашения.
Сговор(сollusion) – соглашение между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающее ситуацию на рынке в близкую к естественной монополии. Выделяется открытый сговор, который в настоящее время является незаконным в большинстве стран, и тайный, или молчаливый сговор, когда несколько крупных компаний, защищенных барьерами от конкуренции, могут, не организовывая встречу, ориентироваться на определенный уровень цен.
Теория игр (game theory) – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.
Угроза вхождению(threat of entry) – игра, в которой исход определяется временной последовательностью совершения выбора игроками. Некоторым игрокам выгодно предварительно связать себя обязательствами придерживаться конкретной стратегии игры.
Фирма – лидер (firm - leader) – фирма, доминирующая в олигополии, повышение или понижение цен которой поддерживается всеми или большинством предприятий на рынке.
Функция реакции(reaction function) – зависимость поведения (объема продаж) одной фирмы от поведения (объема продаж) другой фирмы. Изображается графически в виде кривой реакция.
Ценовая война (price war) – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка, в результате чего каждая фирма сталкивается с рыночной, а не с индивидуальной, кривой спроса.
Ценовое лидерство (price leadership) – ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой-лидером поддерживается всеми или большинством предприятий отрасли. Это средство, с помощью которого олигополисты координируют свои цены, не вступая в прямой тайный сговор
Ценообразование по принципу «издержки плюс»(markup pricing) – ценообразование, предполагающее покрытие издержек я установление надбавки к ним, в данный момент представляющейся наиболее рациональной.