Понятие ценообразования. Этапы ценообразования.
Глава 1. Теоретические основы ценообразования в маркетинге
Понятие ценообразования. Этапы ценообразования.
Цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар.В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.
Работая в условиях рыночных отношений, для каждого предприятия важно осуществить правильное ценообразование в маркетинге. Ценообразование на продукцию является достаточно сложным процессом, который зависит от множества факторов. Выбор направления ценообразования, подходов к формированию цен для обеспечения объемов реализации продукции, повышения рентабельности и укрепления позиций предприятия на рынке является важнейшим направлением маркетинговых действий.
Успешное ценообразование в маркетинге является залогом рентабельности предприятия, так как результаты принятых решений по установлению цен могут оказаться решающими, как в плане получения прибыли от продаж, так и в плане понесенных убытков.
Ценообразование–это процесс установления цены на конкретный товар. Процесс ценообразования состоит из нескольких этапов.
1. Выявление внешних факторов, влияющих на цены. Основными факторами, влияющими на цены, являются потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения (поставщики товаров, энергии и т. п.) и государство.
2. Постановка целей ценообразования. Цена товара устанавливается в зависимости от целей, которые стремится достичь предприятие. Целями предприятия могут быть:
Ø активизация сбыта товара – подразумевает низкий уровень цен и долгосрочный характер цели
Ø максимизация текущей прибыли – в этом случае уровень цен высокий, характер цели краткосрочный
Ø обеспечение выживаемости – уровень цен крайне низкий, цель на краткосрочный период
Ø завоевание лидерства по показателям качества – высокий уровень цен, долгосрочный характер цели.
3. Выбор метода ценообразования.После постановки цели предприятие выбирает метод ценообразования. Выделяют несколько методов установления цен:
а) затратный. Метод заключается в том, что в основе формирования цены лежат издержки производства, к которым прибавляется процент прибыли предприятия.
б) агрегатный. По этому методу конечная цена определяется суммированием цен на отдельные составные части товара. Этот метод применяется для товаров, состоящих из наборов отдельных изделий (например, мебельный гарнитур, набор столовых принадлежностей и т. д.), и для товаров, состоящих из отдельных частей (компьютеры, часы);
в) параметрический. В основе этого метода лежит соотношение качественных параметров изделия, на основе чего определяется цена товара. Чем сложнее и больше качественных характеристик (например, срок эксплуатации, надежность, прочность и т. д.) свойственно товару, тем выше цена;
г) метод текущих цен. Метод применяется для товаров массового потребления, пользующихся спросом;
д) метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод используется предприятием для достижения определенной конкретной величины прибыли. Исходя из этой величины, определяется цена товара.