Конспектирование изучаемых тем по дисциплине
Конспектирование – это особая организация изучаемого текста, новый жанр его предъявления, получаемый после переработки информации. Говоря простым языком, конспект – это то, во что превращается авторский текст у студента в тетради. Конспект – это основное пособие для учащегося при подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам, при работе на реферативной, курсовой, дипломной работой.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.
Конспект подразумевает объединение плана, выписок и тезисов; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы; отражает отношение составителя к материалу; может использоваться не только составителем, но и другим читателем.
В конспекте важно отразить: о чем говорится, что утверждается, как доказывается. При составлении конспекта нужно остерегаться многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб логике.
Важным шагом в конспектировании является выделение главных мыслей для конспектирующего. Понятия «главная мысль», «идея», «тезис» определяются задачей конспектирования. Ею может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами.
В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е. написанное после, приписанное и т.д. каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых информация отражается не словесным, а условным символическим способом.
Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместе слов знаков (например, вместо слова «равенство» использовать знак =).
Информативность конспекта можно увеличить за счет цвета – синего, красного, зеленого и др., за счет введения различных цифр и порядковых номеров: римские и арабские цифры, буквы.
В конспект можно вводить данные из других источников: для сравнения, обобщения, доказательства и т.д. особое место в конспекте занимают «Я - сторонник». Это введение в текст своих оценок, отношений, согласий и не согласий. Иногда это выражается словами, иногда знаками.
В конспекте следует оставлять поля или свободные строки для примечаний; применять цветовую окраску, красным цветом выделять самые важные места конспекта; располагать сведения не подряд, а столбцом; применять сокращения, но не злоупотреблять ими.
В процессе конспектирования идет большая работа со словарем. Проводится отбор самых необходимых, опорных терминов-понятий, отражающих сущность и основные характеристики изучаемой темы. Здравый смысл, задачи конспектирования и интуиция читателя помогают сделать этот выбор. Непонятные, малознакомые и новые слова непременно прорабатываются со словарем и справочником, что расширяет словарный запас студента, обогащает его новыми знаниями. К конспекту можно сделать словарик или внести прямо в конспект их определения, пометив источник информации.
Критерии хорошего конспекта:
Самым главным критерием хорошего конспекта является продолжительность его жизни, его многоразового использования.
Опыт показывает, что конспекты служат не менее полезную службу, чем сами книги или лекции. Они напомнят, подскажут, научат тому, что еще предстоит.
Конспектировать можно ради любопытства к конкретному знанию, для сдачи экзаменов и зачетов, для будущей профессиональной деятельности, для написания реферата или научного отчета, для дипломной работы, диссертации, статьи, книги… качество конспекта зависит от цели его составления, от назначения. В зависимости от целей конспектирования выделяются следующие критерии:
- краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);
- ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание, схватывание общей логики и т.д.;
- научная корректность;
- оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т.д.);
- адресность (четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положений).
ВНИМАНИЕ: написание конспекта на бумажном носителе в рукописном виде.
Список литературы
Основная литература
1.Управление персоналом на автомобильном транспорте: учеб. пособие / В.А. Грановский [и др.]. Кубан. гос. технол. ун-т. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2011. – 223 с.
2. Управление персоналом: учебник для вузов/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 560 с.
3. Агабекян Р.А., Щепакин М.Б., Щепакин М.М. Предпринимательство и рынок труда: учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 352 с.
4. Данилин Е.В., Щепакин М.Б., Данилин В.Н. Менеджмент: учеб. пособие по курсу «Менеджмент и маркетинг». – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2006. - 156 с.
5. Громов Н.Н., Персианов В.А., Усков Н.С Менеджмент на транспорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 528 с.
6. Ламанов П.И. Управление персоналом в организации: учеб. пособие. – Краснодар: ООО Компания «Атриум», 2006. – 376 с.
Нормативная литература
7. Конституция Российской Федерации. По состоянию на 2014 год. – М.: Эксмо, 2014. – 32 с.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 25 ноября 2013 года. – М.: Эксмо, 2013. – 576 с.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 15 января 2014 года). – М.: Эксмо, 2014. – 224 с.
10. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. // Рос. газ. – 2012. – 31 декабря.
11. О занятости населения в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013). // Рос. газ. –1996. – 06 мая.
12. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014). // Рос. газ. –2002. – 02 ноября.
13. О коллективных договорах и соглашениях: закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) // Рос. газ. –1992. – 28 апреля.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2014 года). – М.: Эксмо, 2014. – 448 с.
15. Уголовный кодекс Российской Федерации (текст с изменениями и дополнениями на 15 января 2014 года). – М.: Эксмо, 2014. – 240 с.
16. Методика определения экономической эффективности мероприятий НОТ // НИИ труда. – М.: Экономика, 1978. – 135 с.
17. Методические рекомендации по выполнению расчетов экономической эффективности внедрения мероприятий новой техники на автомобильном транспорте. Минавтотранс РСФСР. - М., 1982 -183 с.
Дополнительная литература
18. Максимцов М.М., Комаров М.А. Менеджмент: учебник для вузов по экон. спец. напр. 080100 «Экономика и упр.». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 320 с.
19. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: учебник для вузов по экон. спец. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с.
20. Маслова В.М. Связи с общественностью в управлении персоналом: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Вузов. учебник, 2009. – 208 с.
21. Чаран Р., Дроттер С., Ноэл Дж. Кадровый эскалатор: нанять или воспитать лидера? / Пер. с англ. – М.: Стандарты и качество, 2009. – 215 с.
22. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
23. Туревский И.С. Экономика и управление автомобильным предприятием: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 222 с.
24. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / Г.И. Михайлина [и др.] – М.: Дашков и КО, 2010. – 280 с.
25. Кузьмина М.А., Грановский В.А. Транспортное право (Автомобильный транспорт): учеб. пособие. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010. – 216 с.
26. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учеб. пособие / Б.Ю. Сербиновский [и др]. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. – 496 с.
27. Попов С.Г. Управление персоналом: учеб. пособие. – М.: Ось-89, 2006. – 144 с.
28. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Я. Кабанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.
29. Авдеев В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы. Реинжиниринговая технология. – М.: Финансы и статистика, 2006.
30. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: проспект: Велби, 2007.
31. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2006.
32. Зайцев Г.Г. Управление деловой карьерой. – М.: Академия, 2007.
33. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2007.
34. Списвак В.А. Управление персоналом для менеджеров. – М.: Эксмо, 2007.
35. Пугачев В.П. Руководство персоналом.- М.: Аспект пресс, 2006.- 416 с.
36. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. – М.: Инфра – М, 2007. – 624 с.