Правовое регулирование отношений в области защиты государственной тайны
Государственная тайна– это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «О государственной тайне» и «О безопасности».
Существо государственной тайны, необходимость её сохранения потребовали выработки определённой системы защиты государственной тайны (т.е. совокупности органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов, а также проводимых в этих целях мероприятий).
К органам защиты государственной тайны относятся:
а) межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
б) органы федеральной исполнительной власти – Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;
в) органы государственной власти, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.
Органы государственной власти, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объёма работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.
Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (ст.21 Закона РФ «О государственной тайне»).
Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
- принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; - согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии с Законом. Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне, права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;
- письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
- определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
- ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объём проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
- процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
- преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры.