Специфика поведения олигополистов на рынке
Олигополия. Основные модели олигополии. Ломаная кривая спроса. Олигополия предложения. Модель дуополии Курно. Модель дуополии Штакельберга.
Олигополия- это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.
Небольшое количество фирм в отрасли
Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размерподавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.
Принципиальным следствием небольшого количества фирмна рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии ираспространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.
Мы уже упоминали о коэффициенте объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, служащем для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. Данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.
Если объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю (как это имеет место при совершенной конкуренции и при чистой монополии), то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия. И напротив, чем выше коэффициент эластичности, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. При олигополии Eq>0 , однако его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.
Основные модели олигополистического поведения
Специфика поведения олигополистов на рынке
Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:
§ не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;
§ не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
§ не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
§ не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.