Методические рекомендации. Самостоятельная работа студентов (СРС) – это совокупность самостоятельной деятельности студентов, направленной на глубокое изучение учебного материала и
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это совокупность самостоятельной деятельности студентов, направленной на глубокое изучение учебного материала и выработку навыков использования знаний в ходе решения учебных задач и последующей экономической деятельности.
6.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
При подготовке к этим занятиям студент, кроме рекомендованной литературы, должен обязательно использовать периодическую печать, статистические данные и другие новейшие материалы в целях характеристики тех или иных современных экономических процессов и явлений. Доклады на семинарских занятиях должны содержать план выступления (введение, основная часть из двух-трех разделов, заключение, список использованных литературы и источников), определения терминов, применяемых в выступлениях, и содержать два принципиально важных раздела – теоретический и практический. В практической части необходимо с помощью анализа найденного самостоятельно фактического статистического материала подтвердить те или иные теоретические положения первого раздела. Умение подобрать материал для исследования, способность проанализировать его и сделать самостоятельные выводы – важнейшая часть работы по подготовке выступления на семинарском занятии. Во время доклада на занятии студент может использовать различные средства наглядного оформления своего выступления - графики, диаграммы, таблицы, формулы и другие иллюстративные материалы, которые могут быть показаны на доске, розданы участникам семинара на бумажном носителе либо доведены до слушателей техническими средствами. В ходе семинарского занятия преподаватель определяет уровень самостоятельной подготовки студента и оценивает его знания в соответствии с балльно-рейтинговой системой.
Высший бал получают студенты, показавшие глубокое знание предмета, свободно владеющие терминологией, умеющие довести свою информацию до слушателей (без чтения доклада безотрывно по тексту), использующие при этом различные наглядные средства.
В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент должен подробно изучить соответствующую теоретическую тему по различным учебникам и периодической печати, самостоятельно решить несколько задач и тестов с использованием задачников и методических материалов, усвоить необходимые формулы, уравнения, зависимости, определения, понятия и т.п. В ходе практического занятия преподаватель с помощью решения студентами задач, тестов, конкретных учебных ситуаций определяет уровень самостоятельной подготовки студента к практическому занятию и оценивает его знания в соответствии с балльно-рейтинговой системой.
Таким образом, семинарские и практические занятия являются важным средством промежуточного контроля успеваемости студентов.
6.2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ.
Реферат по экономической теории является важной формой учебной работы и научно-исследовательской деятельности. Написание реферата предполагает основательную самостоятельную работу студентов, которая способствует более глубокому усвоению наиболее сложных теоретических проблем курса. Реферат можно определить как доклад на заданную тему, сделанный на основе изучения учебной, монографической, периодической, статистической литературы и других источников. Процесс подготовки реферата состоит из следующих этапов; выбор темы на основе предложенной тематики; изучение литературы по теме реферата; написание и защита реферата. Для студентов очной формы обучения - это выступление на семинаре или конференции.
Студенты-заочники представляют рефераты согласно учебному плану для их рецензирования и оценки преподавателем.
Реферат должен включать следующие разделы: оглавление, введение, основную часть (изложение основного содержания темы), заключение и список использованной литературы.
Оглавление - это логическая основа работы, которая позволит правильно определить ее структуру, содержание, соподчиненность категорий и причинно-следственные связи между явлениями. Желательно, чтобы план был предварительно согласован с преподавателем, ведущим занятия по данной дисциплине. В план должны включаться основные вопросы темы в определенной автором логической последовательности. Следует избегать излишней детализации плана.
Введение. В этой части работы необходимо аргументированно показать актуальность темы. Кроме того, необходимо сформулировать основную цель и задачи, которые ставятся в реферате.
Основная часть. Данный раздел реферата имеет собственную структуру, которая состоит из двух параграфов. В этой части работы основное внимание должно быть уделено теоретическому анализу темы. Рекомендуется решить эту проблему в первом параграфе. Во втором параграфе анализ должен вестись в практической плоскости. Другими словами, теоретические положения должны быть обоснованы хозяйственной практикой новейшего периода российской экономики. Здесь на основе периодической и статистической литературы исследуются состояние, динамика и перспективы экономического явления.
Заключение должно содержать выводы по задачам (определенным во введении), которые автор сформулировал на основе проведенного анализа. Основной упор должен быть сделан на практическую значимость полученных результатов.
Реферат должен быть написан ясным литературным языком. Он не должен содержать повторений, не общепринятых в экономической теории аббревиатур и сокращений.
Оформление реферата. Правильное оформление реферата предполагает наличие на титульном листе следующих реквизитов: название вуза, факультета, кафедры, наименование изучаемого курса и темы, индекс группы, фамилия и инициалы студента, ученая степень и звание научного руководителя.
На следующем листе приводится оглавление реферата с указанием страниц соответствующих разделов.
Текст реферата должен быть напечатан. Приводимые в работе цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы и страниц.
Страницы реферата должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц текста, написанного на компьютере через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, размер 14.
В конце реферата приводится список использованной литературы, который оформляется по правилам библиографического описания в следующей последовательности:
1. Официальные материалы (законы, указы, постановления).
2. Монографическая литература и другие источники в алфавитном порядке.
Студенты, не представившие реферат в соответствии с учебным планом или получившие отрицательную рецензию, к зачету или экзамену по макроэкономической теории не допускаются.
7. Программно - информационное обеспечение дисциплины.
Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ: www.economy.gov.ru
Приложение 1
к программе дисциплины
Микроэкономика 1
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет курса «Микроэкономика». Субъекты, объект и структура микроэкономики.
2. Фундаментальные принципы и методы микроэкономики.
3. Проблема выбора в микроэкономике. Альтернативные издержки. Закон возрастающих издержек замещения.
4. Проблемы координации в различных экономических системах. Механизм рыночного ценообразования.
5. Отличительные признаки рыночной экономики. Трансакционные и административные издержки.
6. Спрос. Функции и закон спроса. Исключения из закона спроса.
7. Кривая спроса. Цена спроса.
8. Предложение. Кривая рыночного предложения. Изменение предложения во времени.
9. Взаимодействие спроса и предложения. Рынок продавца и рынок покупателей. Рента потребителя и продавца.
10. Механизмы установления равновесия: метод Вальраса и метод Маршалла.
11. Статистическая модель спроса и предложения: мгновенный, короткий и длительный периоды.
12. Неединственность равновесия.
13. Правила установления равновесия спроса и предложения на рынке. Влияние инфляции и фактора времени.
14. Стабильность равновесия и ее варианты. Паутинообразная модель.
15. Государственное регулирование экономики: налоги и дотации, регулирование цен, количества продукции.
16. Взаимовыгодность добровольного рыночного обмена (налогообложение, дотации, фиксирование цены).
17. Теория потребительского спроса: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) подходы (общая характеристика).
18. Кардиналистская теория полезности. Правила принятия решений. Законы Госсена.
19. Ординалистская теория потребительского спроса Аксиомы.
20. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.
21. Бюджетная линия. Оптимум потребителя.
22. Оптимум потребителя при изменении цен и доходов. Кривые «»доход-потребление» и «расходов Энгеля».
23. Эффект замены и эффект дохода (методы Хикса и Слуцкого). Индексы Ласпейреса и Пааше.
24. Приростный и темповой подходы в экономике и эластичность. Эластичность спроса (точечная и дуговая). Перекрестная эластичность спроса.
25. Эластичность спроса по цене и ее основные правила. Реакция потребителей на изменение цены.
26. Эластичность спроса по цене, изменение цен и общая выручка производителей.
27. Эластичность спроса по доходу и ее практическое применение.
28. Независимость эластичности спроса от наклона кривой спроса.
29. Предприятие и его типы.
30. Фирма в рыночной экономике и ее экономическая природа. Отличительные признаки фирмы и рынка.
31. Фирма в рыночной экономике: трансакционные затраты и издержки бюрократического контроля.
32. Производство и его функция. Изокванта. Карта и конфигурации изоквант.
33. Предельная норма технического замещения.
34. Характеристики производственной функции: пути расширения производства; мгновенный, короткий и длительный периоды; однородность).
35. Характер отдачи от масштаба. Закон соответствия поверхности и объемов.
36. Убывающая отдача переменного ресурса.
37. Расширения производства и длительный период. Капиталоинтенсивный, трудоинтенсивный и нейтральный технический прогресс.
38. Оптимальные комбинации производственных ресурсов. Изокоста. Оптимум производителя.
Приложение 2
к программе дисциплины
Микроэкономика 1
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.
1. Ценовые и неценовые факторы спроса.
2. Предложение и определяющие его факторы.
3. Эффект А. Пигу в системе рыночного механизма.
4. Законы Г. Госана и их значение для анализа поведения потребителя.
5. Кривые Э. Энгеля и их графическая интерпретация.
6. Графический анализ эффекта дохода и эффекта замещения.
7. Содержание и задачи внутрифирменного планирования.
8. Проблемы правового регулирования образования и деятельности предприятий в России.
9. Фирма как способ снижения трансакционных издержек..
10. Сущность производства материальных благ и услуг.
11. Роль фактора времени в деятельности фирмы: краткосрочный и долгосрочный периоды.
12. Графическая интерпретация равновесия фирмы в долгосрочном периоде.
13. Экономическая природа естественных монополий.
14. Особенности монополизации российской экономики.
15. Монополии и научно-технический прогресс.
16. Несовершенная конкуренция и антимонополистическая политика государства.
17. Динамика социально-экономической эффективности в условиях монополистической конкуренции.
Приложение 3
к программе дисциплины
Микроэкономика 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1. Механизм рынка и его функции.
2. Объяснение поведения потребителя с позиции теории предельной полезности.
3. Анализ поведения потребителя в условиях экономической динамики.
4. Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества.
5. История развития предпринимательства в России.
6. Основные цели, задачи и функции предпринимательства в современной экономике России.
7. Основные формы организации предпринимательства.
8. Фирма в системе рыночных отношений.
9. Издержки фирмы: сущность, структура и классификация.
10. Предельные издержки и их роль в формировании стратегии фирмы.
11. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
12. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
13. Предельная производительность. Закон убывающей отдачи.
14. Сущность, источники и функции прибыли.
15. Содержание экономической и бухгалтерской прибыли.
16. Сущность и источники монопольной прибыли.
17. Сущность и структурные уровни собственности в современной экономике.
18. Социально-экономические основы многообразия форм и видов собственности.
19. Классификация форм и видов собственности в современной экономике России.
20. Приватизация и ее социально-экономические последствия в отечественной экономике.
21. Пути минимизации издержек производства.
22. Степень развитости конкурентных отношений и структура рынка.
23. Несовершенная конкуренция и рыночная власть.
24. Содержание рыночной власти и ее источники.
25. Сущность и содержание антимонопольной политики государства.
Приложение 4
к программе дисциплины
Микроэкономика 1