Е основные ситуации на рынке
Вопроса экономической сферы
n Что из товаров и услуг будет произведено?
n Как эти товары и услуги будут произведены?
n Кто ими воспользуется?
Список тем
1. Экономика
2. Деньги
3. Рынок
4. Инфраструктура рыночной экономики
5. Капитал
6. Собственность
7. Роль государства в экономике
8. Бюджет и налоги
9. Производство
1. Экономика
(ключевое слово – хозяйство)
Рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг
|
|
Е ключевые сферы экономики
Производство и потребление друг без друга не существуют, а соединяются посредством распределения или обмена
Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. На этом строятся её основные понятия
· Экономические потребности - недостаток чего-либо необходимого для нормального функционирования и развития экономики
· Экономические блага – средства удовлетворения потребностей
· Ресурсы (или факторы производства) – то, что необходимо для производства экономических благ
· Экономический выбор – наличие вариантов использования ресурсов предпочтение наилучшего из них, когда достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах
· Производственные возможности – возможности общества по производству тех или иных экономических благ
Типы экономических систем
Традиционная, командно-административная, рыночная
Малоэффективная, но очень устойчивая экономическая система.
Здесь государство не вмешивается в экономические отношения
Очень эффективная в экстремальных условиях экономическая система.
Здесь государство полностью контролирует экономику
Самая эффективная в нормальных условиях экономическая система.
Государство в основном регулирует экономику
Экономический рост
Количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства
|
| ||||
Экономический рост и общее состояние экономики прослеживается по экономическим показателям
· Валовой национальный продукт - совокупная стоимость конечных материальных благ и услуг созданные только национальными предприятиями
· Чистый национальный продукт – часть ВНП за вычетом расходов на его создание
· Валовой внутренний продукт, Национальный доход – совокупная вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны
· Производство на душу населения –
и т. д.
экономические показатели могут быть
абсолютные – выраженные в конкретных цифрах
относительные – выраженные в процентах к чему-либо
Деньги
То, что произведено и удовлетворяет какую-либо потребность, называется продукт
Продукт, предназначенный для продажи – товар (товаром являются и услуга – некая полезная деятельность, выполненная за деньги)
Деньги
Универсальный товар, на который меняются все остальные товары
Деньгами может служить любой товар, но выгодными оказались деньги сделанные из драгоценных металлов (золота, серебра)… а в новое время их заменители – бумажные деньги
Выгоды следующие
- Портативность – большая стоимость сосредотачивается в маленьком объёме
- Однородность – деньги одного и того же достоинства имеют одинаковую стоимость
- Стабильность
- Узнаваемость
Деньги могут быть
Полноценными – когда их реальная стоимость совпадает с номиналом (золото, серебро и т. п.)
Неполноценными – не имеющие реальной стоимости заменители полноценных денег (бумажные деньги и т. п.)
Функции денег
· Средства обращения – посредник при обмене
· Мера стоимости – играют роль счетной единицы позволяющей сравнивать между собой различные товары
· Средство накопления – позволяет получить доход в одно время, а потратить в другое
· Средство платежа – любые выплаты не связанные с обменом (налоги, кредиты)
· Мировые деньги – деньги обслуживающие мировые расчеты
Инфляция
Обесценивание неполноценных (бумажных) денег.
Падение покупной способности неполноценных (бумажных) денег.
Когда количество бумажных денег превышает действительную потребность экономики в них
Количество необходимых денег (К) должно быть равным общей стоимости всех товаров (Ст) деленное на количество оборотов, которое успевают сделать деньги за год (О)
К=
Причины
· Чрезмерный выпуск (эмиссия) бумажных денег государством с целью покрыть расходы
· Сокращение производства при сохранение объёма денежной массы
С деньгами связаны понятия
|
|
3. Рынок
Место встречи продавцов (производителей) и покупателей.
Совокупность отношений, форм и организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Цена
зависит от соотношения
спроса и предложения
Спрос не всегда следует за предложением, но предложение всегда следует за спросом
Отсюда производителю, как агенту предложения следует предугадать спрос. В этом ему помогает маркетинг – наука, прогнозирующая спрос на основе изучения объёма спроса и предложения, насыщенности рынка, покупательной способности населения
е основные ситуации на рынке
|
|
Иногда ещё вводят следующие термины:
Монопсония – монополия покупателя, когда на рынке всего лишь один покупатель
Олигополия – конкуренция между немногими
Виды монополий
Монополии позволяют установить монопольные цены, которые, как правило, выше равновесной цены и формируется не рынком. В условиях монополии нет стимула для совершенствования производства. Монополии деформируют рыночную экономику, приводя её к неизбежному кризису.