Характеристика рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции – это рынок, на котором выполняются следующие условия.
1. Количество фирм на рынке.
Каждая фирма имеет очень небольшую долю от общего выпуска. Считается, что объем продаж одной фирмы составляет не более 1% от рыночного объема продаж. Отсюда следует, что на этом рынке функционируют не менее 100 фирм.
2. Тип товара.
Товар является стандартизированным (однородным). Это означает, что существует детальный перечень стандартов качества производимого товара. Например, ГОСТ, ТУ.
3. Условия входа и выхода с рынка.
Считается, что вход на рынок и выход с него для производителей свободны. Это означает, что нет никаких барьеров (ограничений) для появления новой фирмы на этом рынке, и нет никаких трудностей с прекращением хозяйственной деятельности на нем.
4. Уровень информированности.
Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие.
Конкурентная фирма– это фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции.
Из характеристики рынка совершенной конкуренции можно сделать следующий вывод. Отдельно взятая фирма, изменяя свой объем производства Qi, не может ощутимо изменить рыночное предложение товара и, следовательно, повлиять на рыночную цену. Рынок будет находиться в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой Pe и равновесным объемом продаж Qe (см. рис. 18). Таким образом, фирма на рынке совершенной конкуренции «соглашается» с рыночной ценой товара. Иначе говоря, у фирмы отсутствует ценовая политика (фирма могла бы продавать товар лишь по цене, меньшей, чем рыночная, но это привело бы к уменьшению прибыли).
P D S
E
Pe
0 Qe Q
Рис. 18. Рынок совершенной конкуренции
Тогда, с точки зрения одной конкурентной фирмы, спрос на ее товар является совершенно эластичным (см. рис. 19). Это означает, что конкурентная фирма продает любое количество товара по одной и той же цене Pe. Отсюда следует, что предельный доход конкурентной фирмы также не изменяется и равен рыночной цене товара:
MR=Pe.
Таким образом, графически кривая предельного дохода фирмы на рынке совершенной конкуренции имеет вид прямой (см. рис .20).
Pe
Di
0Qi
Рис. 19. Спрос на товар конкурентной фирмы
P
Pe MR
Qi
Рис. 20. Предельный доход конкурентной фирмы
§ 5.3. Максимизация прибыли и краткосрочное предложение
Рассмотрим три случая анализа максимизации прибыли конкурентной фирмы.
1. Случай максимизации прибыли
В этом случае у фирмы существует интервал объемов производства от Q1 до Q2, на котором рыночная цена товара Pe больше, чем средние общие издержки. Тогда очевидно, что на этом интервале фирма может получить положительную прибыль. Оптимальный объем производства Qopt будет соответствовать точке, в которой пересекаются кривая предельных издержек MC и прямая предельного дохода MR (см. рис. 21). Величина максимальной прибыли конкурентной фирмы представляет собой площадь заштрихованного прямоугольника на этом рисунке.
C MC
P e ATC MR
ATC (Qopt)
AVC
0 Q1 Qopt Q2 Q
Рис. 21. Случай максимизации прибыли