Овокупный спрос и факторы ,влияющие на него.
МЭО
Совокупным спросом АО называют сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. Из этого вытекает, что совокупный спрос показывает различные реальные объёмы товаров и услуг, которые потребители готовы купить при различных возможных уровнях цен.
Между совокупным спросом и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость. С понижением уровня цен Р реализованный объём национального производства Q увеличивается. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса при постоянных других факторах рыночной ситуации.
Принципы построения кривой совокупного спроса аналогичны принципам построения кривой спроса на микроуровне (рис. 2.1).
Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые.
К ценовым факторам совокупного спроса относятся: эффект процентной ставки; эффект богатства; эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки. При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит. Это ведёт к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций.
В результате совокупный спрос уменьшается. Из сказанного можно заключить: суть эффекта процентной ставки состоит в том, что повышение уровня цен влечёт повышение процентной ставки, а это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, и наоборот.
Эффект богатства. При повышении уровня цен стоимость акций, облигаций, финансовых активов падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается.
Эффект импортных закупок. Данный эффект имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары. При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные товары - возрастает. При неизменных таможенных тарифах произойдёт увеличение объёмов импорта и снижение объёмов экспорта. В результате упадёт объём чистого экспорта и вместе с ним объём совокупного спроса. Понижение же цен приведёт к превышению объёмов экспорта над импортом, что весьма благотворно скажется на объёме совокупного спроса.
2.1. Неценовые факторы совокупного спроса Изменения в потребительских расходах С Изменения в инвестиционных расходах I Изменения в государственных расходах о Изменения в расходах на чистый объём экспорта Хп Доходы потребителей Процентные ставки Изменения в государственных расходах Изменения в условиях внешней торговли Ожидания потребителя Ожидаемые прибыли от инвестиций Принятие государственных программ Национальный доход в зарубежных странах Задолженность по-требителя Уровень налогов - Валютные курсы Налоги потребителя Технология - -
Неценовые факторы совокупного спроса. Существует несколько неценовых факторов, оказывающих влияние на реальный объём продукта, который готовы купить домохозяйства, предприятия, правительство и зарубежные покупатели при данном уровне цен. Неценовые факторы выделяются в четыре группы согласно основным составляющим совокупного спроса.
27. Налоги и их функции. Кривая Лаффера.
Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц центральному и
местному бюджетам, осуществляемых в порядке и на условиях, которые определяются
законодательными актами той или другой страны. Сущность налогов характеризуется
выполняемыми ими функциями – фискальная и регулирующая. Во всех государствах на
разных этапах их исторического развития налоги выполняли, прежде всего,
фискальную функцию, т.е. обеспечивали централизацию ВВП с целью финансирования.
Классификация налогов.
1. По форме налогообложения – прямые и косвенные.
2. По объекту налогообложения – на доходы, на потребление и на имущество.
3. В зависимости от уровня гос. структур, котор. устанавливают налоги –
общественные и местные.
4. По способу взыскания – раскладные (устанавливаются сначала в общей сумме
согласно нуждам гос. в доходах, затем эту сумму раскладывают на отдельные части
за территориальными единицами) и окладные (предусматривают сначала установление
ставок, а потом размера налога для кажд. плательщика, общая величина налога
формируется как сумма платежей отдельных плательщиков).
Наибольшее значение приобрела классификация налогов на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Это
налоги на их доходы и имущество. Косвенные налоги – это налоги на потребление,
т.е. на товары и услуги. Косвенные налоги являются частью цены реализованных
товаров. С их повышением возрастают цены. Основные виды косвенных налогов:
акцизы(специфические и универсальные), фискальные монополии, пошлины.
Прямые налоги содержат: личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на
соц. страхование, и на фонд заработной платы (соц. налоги), имущественные
налоги, в том числе налоги на собственность и т.п.
Кривая Лаффера.
Одним из факторов экономического роста является приверженцы концепции «экономики
предложения» считают снижение налоговых ставок. А. Лаффер считал, что чрезмерное
повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, снижает
трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Кривая
Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм прибыльного налога
от ставок налога.
По вертикальной оси откладывается величина налоговых поступлений, по
горизонтальной – значение ставок подоходного налога. Если r=0, то государство
не получает налоговых поступлений. При r=100% общие налоговые поступления также
будут 0, так кА отсутствуют стимулы к увеличению дохода. В точке А при ставке
подоходного налога r=50% налоговые поступления будут максимальными, потом они
будут снижаться при росте налоговых ставок (Rb<Ra).
Содержание «эффекта Лаффера» заключается в том, что уменьшение налоговых ставок
вызывает сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить
кратковременный характер, в продолжительной перспективе снижения налогов
вызовает рост сбережений, инвестиций и занятости. И хотя бесспорным есть тот
факт, ято изменение налоговых ставок оказывает стимулирующее или тормозящее
влияние на экономику, на практике теоретические построения Лаффера оказались
ошибочными: не увеличилась доля сбережений и предложений труда. Практическое
использование кривой Лаффера оказалось проблематичным, так как, во-первых ,
сложно было определить, на левой или правой стороне кривой находится экономика
страны; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны влияет множество
факторов, кроме налоговых ставок. Таким образом, можно сказать, что эффект
Лаффера не принес ожидаемых результатов.