Индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 3 страница
Фирма – субъект экономической деятельности, состоящий как из одного, так и нескольких предприятий и производств. Внутренняя структура фирмы представляет собой типичный пример иерархии. Фирма работает как целостная слаженная система, внутри которой действует принцип подчинения служащих фирмы распоряжениям управляющего. В любой экономической системе произ- водство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Далее тер- мины «предприятие» и «фирма» мы будем рассматривать как синонимы.
Главная цель фирмы – максимизация прибыли; подчиненные цели – уве- личение доли рынка и лидерство в НТП. Группа конкурирующих фирм (пред- приятий) производящих (и/или продающих) схожие блага на рынке – отрасль. Отрасль предполагает свободный вход в отрасль и выход из нее. Вступление в отрасль и выход из нее определяется прибылью, получаемой после компенса- ции всех затрат.
В деятельности фирмы выделяют условия внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда включает продукт, структуру управления фирмой, технологии, персонал, финансы, планирование, маркетинговые решения, анализ хозяйственной деятельности и контроль. Эту внутреннюю среду фирма форми- рует и развивает сама, руководствуясь только целями. К целям фирмы, как пра- вило, относятся: эффективное производство, инвестиции, достойная оплата труда персонала, выполнение социальных обязанностей перед персоналом и т.п. К целям маркетинга относят: удовлетворение потребностей и запросов кли- ентов фирмы, обеспечение высокого объема продаж, роста темпов продаж и конкурентоспособности, завоевание определенных долей и сегментов рынка, рост нормы прибыли и всех ее производных (составляющих), завоевание хоро- шего имиджа (образа) фирмы, позиционирование торговых марок и многие другие [43].
Внешняя среда – это макроэкономические условия (система конкурен- ции, рынков и цен, уровни инфляции, налоги и т.д.), правовые, политические, международные и социальные условия, т.е. те условия, которые фирма сама ус- танавливать и контролировать не может. Через систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Если фирма не учитывает внешние условия, то и результаты ее деятельности могут быть не те, на которые она рассчитывала. Такая неопределенность результата называется риском. Воз- действовать на внутреннюю среду фирмы, учитывая внешние процессы, нахо- дить способы достижения поставленных целей – это задача предпринимателя (управляющего) менеджера. Решать эту задачу ему помогает система управле- ния, или менеджмент. К внешней среде относят и международное окружение.
Факторами, обеспечивающими высокую эффективность деятельности фирмы, являются:
1) эффективное проведение сложных операций, вследствие значительного сокращения трансакционных издержек.
Трансакционные издержки – непроизводственные затраты, возникаю- щие в ходе хозяйственной деятельности, включающие в себя затраты на подго- товку, заключение и реализацию сделок. В понятие трансакционных издержек входят:
– информационная составляющая издержек;
– комплекс маркетинговых и рекламных усилий;
– затраты на само заключение сделки;
– обеспечение гарантии выполнения соглашения (издержки недолжного выполнения сделки).
2) снижение риска недобросовестности партнеров путем организации системы контроля над выполнением обязательств (мотивация управляющих на успех фирмы, аттестация работников, аудиторские проверки, ревизии, инвента- ризация и т.д.);
3) улучшение адаптации. Существующая в ней иерархия способствует повышенной приспособляемости фирмы к возникающим неожиданным обстоя- тельствам.
Но границы эффективности фирмы не бесконечны. С увеличением фир- мы происходит возрастание издержек на организацию дополнительных тран- сакций внутри фирмы. Что в свою очередь выражается через:
1) феномен потери контроля (число осуществляемых трансакций пре- восходит физические возможности одного человека);
2) эффект искажения информации (передача по уровням иерархии задер- живается, информация искажается);
3) ослабление мотивации (в гигантской корпорации менеджеры лишь на- емные служащие, выполняющие свою работу без энтузиазма, в отличие от стремящегося к успеху хозяина);
4) рост издержек учета и т.д.
2.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
Национальное хозяйство насчитывает огромное количество фирм, кото- рые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков:
1) по преобладающим формам собственности: частные и государст- венные;
2) по размерам предприятия: малые, средние и крупные. Размер опре- деляется исходя из численности занятых (к малому бизнесу относят предпри- ятия промышленности, строительства и транспорта с численностью рабочих до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 , в опто- вой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек) и объема производства (продаж);
луги;
3) по характеру деятельности: производящие материальные блага и ус-
4) по отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйствен-
ные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.;
6) по признаку доминирующего фактора производства: трудоемкие, ка- питалоемкие, материалоемкие, наукоемкие;
7) по правовому статусу (организационно-правовым формам). Остановимся именно на организационно-правовых формах предприятий.
Организационно-правовые формы предприятий отражают, прежде всего, опре- деленный тип отношений собственности, который формирует, в конечном счете, тот или иной хозяйственный уклад. Главным аргументом в выборе той или иной формы собственности и соответствующей ей формы хозяйствования является возможность производить на единицу совокупного труда наибольшее количество конечной продукции. Институциональные изменения в ходе ре- форм, проводимых в нашей стране с начала 90-х годов, привели к формирова- нию различных организационно-экономических структур во многих отраслях экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.
Многоукладность в сельском хозяйстве предполагает функционирование самых различных форм хозяйствования с таким расчетом, чтобы каждая из них имела все условия для максимального использования своего ресурсного потен- циала и эффективного ведения производства. Поэтому в каждом регионе долж- на была получить развитие такая организационная структура, которая обеспе- чит стабильное положение отрасли, а также дальнейшее наращивание объемов и повышение экономической эффективности производства сельскохозяйствен- ной продукции. В АПК России можно выделить три группы организационно- экономических структур: государственную, частную и смешанную. Каждая, из указанных групп включает в себя различные формы собственности и хозяй- ствования, которые не исключают, а дополняют друг друга.
Среди них:
1) государственные и муниципальные предприятия;
2) совхозы и колхозы;
3) акционерные общества;
4) общества с ограниченной ответственностью;
5) смешанные товарищества;
6) коллективные сельскохозяйственные предприятия;
7) сельскохозяйственные производственные кооперативы;
8) крестьянские (фермерские) хозяйства;
9) ассоциации (союзы) крестьянских (фермерских) хозяйств и прочие (рисунок 12). Рассмотрим подробнее некоторые из них.
| |||||||||||||||||||||||||||
|
Государство, несмотря на проведенную приватизацию, остается одним из крупных собственников сельскохозяйственных организаций, так как к госсек- тору относятся не только государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), но и акционерные общества, уставный капитал которых принадлежит государству. Если учесть все предприятия, учредителя- ми которых являются государственные и муниципальные органы власти, то их доля предприятий в общей численности крупных и средних сельскохозяйствен- ных организаций составляет около 16 %.
До недавнего времени большая часть в структуре сельскохозяйственных предприятий была представлена предприятиями кооперативного типа круп- ными и средними. Но на сегодняшний день их численность сокращается. Наименее приспособленными к условиям рыночной экономики оказались сель- скохозяйственные производственные кооперативы (СПК). В основе деятельно- сти производственного кооператива (горизонтальная кооперация) лежит кол- лективное использование (как следствие объединения) средств производства, в том числе земли, а также обобществление процесса производства.
Труд и доход от работы в таком кооперативе является главным источни- ком средств существования кооператива. В качестве пайщика производствен- ного кооператива является коллективное хозяйство, в котором экономическая и юридическая самостоятельность крестьянских хозяйств утрачена. После приня- тия в конце 90-х годов законов об обществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, которые ограничили число членов в ЗАО и ООО (не более 50 членов), большинство СХО вынуждены были перерегистрироваться в СПК, так как для них таких ограничений не было. Доля СПК в общей числен- ности крупных и средних СХО достигла более 60 процентов, доля ООО сокра- тилась до 10 процентов. Однако после 2000 года численность СПК быстро по- шла на убыль, а ООО – возрастала. К 2009 году доля ООО увеличилась почти до 35 %, а СПК сократилась до 44 %.
Особое внимание необходимо уделить развитию личных подсобных хо- зяйств (или семейных трудовых крестьянских хозяйств). Большая часть вы- свобожденных из коллективных хозяйств работников занята только в ЛПХ. В России 16 млн. личных подсобных хозяйств – это основной источник доходов для большинства сельских жителей. В аграрном секторе экономики ЛПХ игра- ет существенную роль, так как на фоне сокращения объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях, хозяйства населения стабильно наращи- вают выпуск продукции. Некоторые высокотоварные подворья трансформиру- ются в самостоятельные фермерские хозяйства. Численность фермерских хо- зяйств невелика, но несмотря на это, они активно выполняют функцию пере- распределения факторов производства от неэффективных к эффективным соб- ственникам.
Эффективность агропромышленного производства в рыночных условиях определяют не только институциональная структура и ее изменения, но и уро- вень технической оснащенности, масштабы производства и использования на- учно-технического прогресса и, что является особенно важным, производст- венные и экономически связи между субъектами АПК.
Наиболее восприимчивыми к внедрению новых технологий и средств производства являются крупные общественные хозяйства, в которых сохранил- ся достаточно высокий уровень специализации и концентрации производства, не разрушена система землепользования и севооборотов и т.д.
Отсюда приоритетным направлением развития форм хозяйствования в АПК выступает вертикальная межхозяйственная кооперация (интеграция), которая призвана помочь сельскохозяйственным предприятиям освободиться от посредников, самим перерабатывать продукцию и реализовывать ее через сферу тор- говли на взаимовыгодных условиях.
В мировом агропромышленном производстве наблюдаются следующие тенденции:
1) активизируется процесс концентрации капитала (слияние, поглощение и др.);
2) создаются интегрированные структуры корпоративного типа (про- мышленно-сбытовые компании, торговые фирмы);
3) диверсификация деятельности сельскохозяйственного предприятия по- зволяет повысить его конкурентоспособность путем участия в нескольких видах бизнеса;
4) при организации сбыта продукции применяются новейшие информаци- онные технологии.
Переплетение кооперации и интеграции в аграрно-продовольственном ком- плексе привело к развитию агропромышленной интеграции.
В современной России агропромышленная интеграция осуществляется в следующих основных формах:
1) создаются многопрофильные объединения, членами которых выступает большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК рай- она. Все эти предприятия с самого начала связаны между собой технологически по производству продуктов питания;
2) формируются объединения на базе одного или двух взаимосвязанных продуктовых подкомплексов районного АПК: молочного, мясного, плодоовощ- ного, свеклосахарного. Эта форма интеграции порождает гораздо меньше проти- воречий экономических интересов между участниками, поэтому она получила более широкое распространение;
3) осуществляется объединение всех участников в единый холдинг на ос- нове общей собственности;
4) происходит организация аграрных финансово-промышленных групп;
5) создаются ассоциации или союзы организации по всей воспроизводст- венной цепочке.
Интеграционные процессы в АПК активно развиваются в ряде регионов: в Ленинградской, Владимирской, Ярославской, Орловской, Белгородской, Самар- ской, Омской областях, Республике Башкортостан.
Но крупнейшими агропромышленными предприятиями России владеют иностранные компании. Например, флагман России ОАО «Омский бекон» при- надлежит кипрской компании. В свою очередь «Омский бекон» является учре- дителем СХО Омской области. Птицефабрикой «Северная» (Ленинградская об-
ласть), самым крупным производителем мяса птицы в России, владеет нидер- ландская компания, которой принадлежат птицефабрики «Ломоносовская»,
«Войсковицы» Ленинградской области. Учредители ООО «Егорьевская птице- фабрика» находятся на британских Виргинских островах. ОАО «Красная поля- на плюс» расположено в Курской области, а ее учредитель – в Панаме. В свою очередь ОАО «Красная поляна плюс» владеет крупнейшими птицефабриками в Орловской области и в Чувашии. Крупными свинокомплексами Белгородской области владеет компания, расположенная на Кипре. Используя базы данных, в которых указаны сведения об учредителях СХО, был выявлен перечень и опре- делен состав агрохолдингов России. Несмотря на то, что государственные и муниципальные агрохолдинги преобладают как по числу входящих в них СХО, так и по численности занятых и площади сельхозугодий, они значительно от- стают от негосударственных агрохолдингов по доле в выручке и особенно по доле в прибыли.
Модель вертикально интегрированных холдингов и корпораций является одним из факторов стабилизации производства в АПК. Но возрождение и разви- тие аграрно-продовольственного комплекса требует комплексного подхода. По- этому актуальным вопросом продолжает оставаться кооперация сельскохозяйст- венных предприятий снизу. При этом необходима реализация долгосрочных, трудоемких дорогостоящих проектов, направлениями которых станут:
1) развитие материально-технической базы рыночной инфраструктуры аграрно-продовольственного комплекса;
2) создание сети дорог, транспортных средств, складского хозяйства, сис- темы безопасности сбыта;
3) развитие информационных систем, предоставляющих полную инфор- мацию о спросе, конкурентах, субсидиях и льготах, а также политике государства в аграрно-продовольственном секторе (кредитной, налоговой, ценовой и др.).
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой предпринимательская деятельность? Назовите основные ее характеристики.
2. Дайте определение предприятию и фирме. Есть ли отличие в опреде- лениях?
3. Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике?
4. Как отличаются внутренняя и внешняя среда фирмы?
5. Объясните, как сокращение трансакционных издержек влияет на по- вышение эффективности функционирования предприятия?
6. Проведите классификацию фирм по разным признакам. Какие при- знаки являются доминирующими при определении размеров предприятия?
7. Определите организационно-правовую структуру современных пред- приятий.
8. Что значит установление новых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики?
9. Какие организационно-правовые формы предприятий АПК Вы знаете? Охарактеризуйте их.
10.Назовите достоинства и недостатки современных организационно- правовых форм предприятий АПК.
11.Что представляет собой агропромышленная интеграция? Обозначьте ее сильные и слабые стороны.
12.Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного обще- ства? Как управляются АО и каковы их особенности в АПК России?
13.В чем Вы видите заинтересованность финансовых структур при созда- нии аграрной финансово-промышленной группы?
14.Чем продиктована необходимость государственного регулирования
АПК?
Тесты
1. Субъект экономической деятельности, состоящий как из одного, так и нескольких предприятий и производств – это:
а) фирма;
б) предприятие; в) корпорация; г) фабрика.
2. Что максимизируется в предпринимательской модели У. Баумоля:
а) прибыль;
б) объем продаж; в) темпы роста;
г) монопольная прибыль.
3. Структура управления фирмой, технологии, финансы, планирова-
ние:
а) составляющие внутренней среды; б) составляющие внешней среды;
в) эндогенные факторы;
г) макроэкономические условия.
4. Что представляют собой трансакционные издержки фирмы:
а) непроизводственные затраты, возникающие в ходе хозяйственной деятельно- сти, включающие в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сде- лок;
б) информационная составляющая издержек;
в) комплекс маркетинговых и рекламных усилий; г) все перечисленное верно.
5. Понятие транзакционных издержек связывают с именем:
а) Р.Коуза;
б) Дж.М.Кейнса; в) Дж.Хикса;
г) А.Монкретьена.
6. Какие проблемы порождает возрастание фирмы:
а) уменьшение возможности контроля и снижение показателей эффективности; б) повышение производительности;
в) снижение издержек производства; г) распределения прибылей и убытков.
7. По характеру деятельности предприятия делятся на:
а) производящие материальные блага и услуги;
б) промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банков- ские, страховые;
в) трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие;
г) частнопредпринимательские фирмы, товарищество, корпорации.
8. Достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:
а) простота организации, свобода действий; б) глубокая специализация;
в) существование неограниченной ответственности;
г) неограниченность финансовых и материальных ресурсов.
9. Фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие:
а) кооператив; б) корпорация; в) партнерство;
г) унитарное предприятие.
10. Определите объединение фирм, относящихся к вертикальной ин- теграции:
а) обувная, нефтяная, сталелитейная;
б) геологоразведочная, добывающая, очищающая, сбытовая; в) добывающая, машиностроительная, текстильная;
г) нет верного ответа.
2.2.3. Экономическая конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное регулирование
Все усилия предпринимателя по организации идеального производствен- ного процесса, который бы позволил производить большое количество товара с минимальными издержками, станут абсолютно бессмысленными, если произ- веденный товар не найдет своего покупателя на рынке и не будет реализован. Во многом успех или неудача предпринимательской деятельности зависят от условий выхода на рынок, от характера рыночной конкуренции на нем.
Конкуренция представляет собой соперничество экономических субъектов за наиболее выгодные условия хозяйственной деятельности.В результате конкурентной борьбы оживляется рыночная конъюнктура, возраста- ет общая конкурентоспособность продукции, улучшается ее качество, снижа- ются реализационные цены и в целом экономика «очищается» от неэффектив- ных производителей. В таблице 6 представлена классификация основных видов конкуренции.
Таблица 6. Классификация основных форм конкуренции
Классифика- ционный при- знак | Основные фор- мы | Определение |
По субъектам конкуренции | между покупа- телями | соперничество между покупателями, каждый из ко- торых стремится максимизировать свой потребитель- ский доход путем приобретения товаров и услуг по наиболее низким ценам |
между продав- цами | соперничество между продавцами, каждый из кото- рых стремится максимизировать свою прибыль пу- тем реализации товаров и услуг наиболее выгодным способом | |
По методам конкуренции | ценовая | действия фирм, направленные на привлечение поку- пателя с помощью установления более низких, чем у соперника цен (одной из разновидностей является демпинг – продажа товара по заниженным ценам, не покрывающим бухгалтерские издержки) [42]. |
неценовая | действия фирм, направленные на привлечение поку- пателя повышением ценности товаров для потреби- теля [42]. | |
По характеру развития кон- куренции | свободная | экономическое соперничество, не ограничиваемое никакими институциональными единицами (ни госу- дарством, ни какими-либо другими субъектами рын- ка) |
регулируемая | экономическое соперничество, на возможность осу- ществления которого влияют либо государство, либо другие институциональные единицы | |
По конку- рентному по- ведению | добросовестная | экономическое соперничество между товаропроизво- дителями, осуществляемое законными способами |
недобросовест- ная | экономическое соперничество между товаропроизво- дителями, осуществляемое способами, противореча- щими антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требо- ваниям добропорядочности, причиняющее экономи- ческие убытки конкурентам и наносящее вред их де- ловой репутации [34]. | |
По масштабам конкуренции | внутриотрасле- вая | экономическая борьба на рынке между товаропроиз- водителями одной отрасли за получение максималь- ной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных условий сбыта [91]. |
межотраслевая | экономическая борьба на рынке между товаропроиз- водителями разных отраслей за получение макси- мальной прибыли за счет завоевания наиболее вы- годных сфер приложения капитала [91]. |
Классификация рынков по степени конкурентного напряжения.
Соперничество – это поведение субъектов хозяйственной деятельности на рынке. В перечне рыночных условий, которые могут влиять на осуществление соперничества, экономическая теория выделяет:
1) число соперников;
2) наличие барьеров входа/выхода на рынок;
3) тип продукта (наличие товаров-субститутов, то есть взаимозаменяемых товаров), реализуемого на рынке.
Число соперников на рынке как со стороны спроса (количество потреби- телей/покупателей), так и со стороны предложения (количество производите- лей/продавцов) определяет уровень рыночной концентрации, которая является одним из важнейших факторов, влияющих на степень конкурентного напряже- ния на рынке.
Под барьерами входа/выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовать прибыльное производство в отрасли либо уже функционирующим фирмам – уйти из отрасли без существенных потерь [11].
Продукт, реализуемый на рынке, может быть либо однородным, либо дифференцированным, что связано со степенью его замещаемости. Так, одно- родность означает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что продукты раз- личаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, геогра- фической распространенностью и их субъективным восприятием [62].
Совокупность рассмотренных условий формирует конкурентную среду, в рамках которой и осуществляется соперничество. Условия, в которых протека- ет рыночная конкуренция, обычно называют рыночной структурой. При клас- сификации типов рынка используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono – один, duo – два, oligos – несколько, poly – много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию (таблица 7).
Таблица 7. Этимология терминов, обозначающих различные рыночные структуры
Численность субъек- тов рынка | Принадлежность субъектов рынка к стороне | |
предложения (poleo – продаю) | спроса (psoneo – покупаю) | |
mono – один | монополия | монопсония |
duo – два | дуополия | дуопсония |
oligos – несколько | олигополия | олигопсония |
poly – много | полиполия | полипсония |
Таким образом, в зависимости от состояния конкурентной среды, которое определяется её элементами, рыночные структуры подразделяются на различ- ные типы, которые представлены в таблице 8.
Таблица 8. Классификация типов рыночных структур
Тип рыночной структуры | Элементы конкурентной среды | Наличие ры- ночной власти | ||
Число со- перников | Барьеры вхо- да/выхода | Тип продукта (одно- родный или диффе- ренцированный) | ||
Совершенная конку- ренция или полипо- лия (полипсония) | много | отсутствуют | однородный | нет |
Несовершенная кон- куренция: монополистическая конкуренция (монопсонистическая конкуренция) | много | есть, незначительные | дифференцированный | незначительна |
олигополия (олигоп- сония) | несколько (немного) | есть, значительные | как однородный, так и дифференцированный | есть, значительная |
дуополия (дуопсония) | два сопер- ника (два продавца или поку- пателя) | есть, значительные | как однородный, так и дифференцированный | есть, значительная |
монополия (моно- псония) | нет сопер- ников (один продавец или поку- патель) | есть, непреодолимые | однородный | неограниченная |
Рынок совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции представляет собой такую форму орга- низации рынка, которая предполагает настолько большое число продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может сущест- венно повлиять на рыночные условия. Так, модель совершенной конкуренции характеризуется следующими основными характеристиками: