О разработке стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года

ВОЛГОГРАДСКая городская дума

РЕШЕНИЕ

400066, Волгоград, ул. Советская, д. 9 тел. (8442) 38-08-89, факс (8442) 55-17-13 E-mail: [email protected]

от    

Об утверждении стратегии

социально-экономического

развития Волгограда до 2030 года

В соответствии со статьями 11, 39, 47 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 № 32/1002 «Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград», руководствуясь статьями 5, 7, 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Утвердить стратегию социально-экономического развития Волгограда до 2030 года (прилагается).

2. Признать утратившим силу решение Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 № 55/1399 «О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года».

3. Администрации Волгограда:

3.1. В рамках полномочий обеспечить реализацию стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года (далее – стратегия), утвержденной настоящим решением.

3.2. При разработке и (или) корректировке документов стратегического планирования учитывать положения стратегии.

3.3. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя главы Волгограда В.В. Колесникова.

Глава Волгограда А.В. Косолапов

Разослано: итоговая электронная версия (E-mail): Контрольно-счетной палате Волгограда ([email protected]), прокурору Волгограда ([email protected]), отделу по взаимодействию Волгоградской городской Думой администрации Волгограда ([email protected]), отделу официальных публикаций управления по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда ([email protected]), ООО «Информация Компьютеры Мобильность» ([email protected]), ООО «Информационный ключ» ([email protected]), контрольному управлению администрации Волгограда ([email protected]), департаменту экономического развития ([email protected]);

в САДД «ДЕЛО»: главе Волгограда А.В.Косолапову, протокольно-редакционному отделу гордумы; Волгоградской городской Думе – 10 (председателям комитетов), Белолипецкой, Чиркову;

на бумажном носителе: администрации Волгограда – 6 (А.И.Чунакову, А.А.Сивакову, А.Г.Маслову, С.И.Сивоконю, В.П.Сидоренко, Е.А.Алтухову); структурным подразделениям администрации Волгограда - департаменту экономического развития; протокольно-редакционному отделу Волгоградской городской Думы; управлению по взаимодействию со средствами массовой информации администрации Волгограда; отделу по взаимодействию с Волгоградской городской Думой администрации Волгограда; начальнику отдела информатизации администрации Волгограда, прокурору Волгограда, Контрольно-счетной палате Волгограда, ООО «Информационный ключ», ГБУК «Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М.Горького» - 2.

Утверждена

решением

Волгоградской городской Думы

от _____________ № ______

Стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года

Содержание

1. Общие положения

1.1. Система стратегического планирования в городском округе город-герой Волгоград

1.2. О разработке стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года

2. Комплексная оценка социально-экономического развития Волгограда

2.1. Оценка результатов реализации действующего стратегического плана и уровня социально-экономического развития Волгограда по итогам 2014 года

2.2. Общественное мнение о результатах и приоритетах социально-экономического развития Волгограда

2.3. Конкурентные преимущества и угрозы развитию Волгограда

3. Концепция стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года

3.1. Стратегическое видение перспектив развития и миссия Волгограда

3.2. Генеральная цель и приоритетные направления социально-экономического развития Волгограда до 2030 года

4. Система стратегических направлений, целей, задач и индикаторов социально-экономического развития Волгограда

4.1. Стратегическое направление: развитие человеческого капитала

4.1.1. Развитие здравоохранения и демографического потенциала

4.1.2. Волгоград – единое образовательное пространство

4.1.3. Развитие культуры

4.1.4. Волгоград – город массового спорта и олимпийской славы

4.1.5. Социальная поддержка населения

4.1.6. Развитие молодежной политики

4.2. Стратегическое направление: развитие экономики города

4.2.1. Развитие промышленного потенциала

4.2.2. Волгоград – территория предпринимательской активности

4.2.3. Развитие инвестиционного потенциала

4.2.4. Развитие финансово-бюджетного потенциала

4.2.5. Волгоград – туристическо-рекреационный центр

4.3. Стратегическое направление: развитие территории и инфраструктуры города

4.3.1. Градостроительная политика и эффективное землепользование

4.3.2. Волгоград – чистый и зеленый город

4.3.3. Надежный и энергоэффективный жилищно-коммунальный комплекс

4.3.4. Развитие транспортной системы

4.3.5. Волгоград – международный транспортно-логистический узел

4.3.6. Волгоград – город доступного и комфортного жилья

4.4. Стратегическое направление: развитие местного самоуправления

4.4.1. Развитие общественного самоуправления

4.4.2. Развитие системы предоставления услуг

4.4.3. Волгоград – безопасный город

4.4.4. Информационное развитие

4.4.5. Формирование и продвижение имиджа Волгограда

5. Этапы, механизмы реализации стратегии

5.1. Этапы реализации стратегии

5.2. Механизмы и технологии реализации стратегии

5.3. Вариационная оценка перспектив развития Волгограда

5.3.1. Варианты развития Волгограда в среднесрочный период

5.3.2. Варианты развития Волгограда в долгосрочный период

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Общие положения

Система стратегического планирования в городском округе город-герой Волгоград

В соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2015 № 32/1002 «Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград» (далее – Положение) систему стратегического планирования Волгограда образуют участники стратегического планирования и документы стратегического планирования, разрабатываемые в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Волгограда.

Участниками стратегического планирования являются: Волгоградская городская Дума, глава Волгограда, администрация Волгограда, Контрольно-счетная палата Волгограда и муниципальные организации.

Согласно положению стратегическое планирование разделяется на процессы:

целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития Волгограда (стратегия социально-экономического развития Волгограда);

прогнозирование - разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Волгограда (прогноз социально-экономического развития и бюджетный прогноз на долгосрочный период);

планирование и программирование - деятельность по разработке и реализации планов мероприятий по реализации стратегии и муниципальных программ (план мероприятий по реализации стратегии и муниципальные программы).

Стратегия социально-экономического развития Волгограда (далее – стратегия) – это документ, который определяет цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Волгограда на долгосрочную перспективу (от 6 и более лет), согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и Волгоградской области.

Для достижения целей и задач стратегии формируется план мероприятий по реализации стратегии с разбивкой на этапы (разрабатывается на весь срок стратегии). Мероприятия и проекты ближайшего среднесрочного периода преобразуются в инструмент бюджетного процесса – муниципальные программы (от 3 до 7 лет). Прогнозные документы стратегического планирования – прогноз социально-экономического развития (3 – 6 лет) и долгосрочный бюджетный прогноз (от 6 и более лет) – анализируют факторы внешней и внутренней среды, оценивают потенциальные возможности, в т. ч. бюджетные для реализации запланированных мероприятий и муниципальных программ.

Для полноценной реализации норм Положения и эффективной организации системы стратегического планирования необходимо обеспечить:

утверждение стратегии Волгоградской городской Думой (основополагающий документ стратегического планирования - целеполагание);

разработку (актуализацию) и утверждение документов стратегического планирования в целях реализации стратегии (план мероприятий по реализации стратегии, муниципальные программы);

организацию системы мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

Документами, в которых отражаются результаты реализации документов стратегического планирования являются: отчет о реализации стратегии и плана мероприятий, сводный отчет о ходе реализации муниципальных программ с оценкой эффективности реализации муниципальных программ, ежегодный отчет главы администрации Волгограда о результатах его деятельности и результатах деятельности администрации Волгограда.

Сформированная система стратегического планирования Волгограда позволит эффективно реализовывать долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития Волгограда.

О разработке стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года

Стратегия подготовлена в соответствии с Положением и с учетом основных положений концепции развития Волгограда, рекомендованной рабочей группой по формированию концепции развития Волгограда в среднесрочной и долгосрочной перспективе и результатов научно-исследовательской работы по теме «Выполнение работ по комплексному обновлению стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года с учетом организационных и технологических решений по его внедрению в систему стратегического планирования устойчивого развития Волгограда» (разработчик – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»).

Волгоград в рамках действующего стратегического плана устойчивого развития Волгограда развивается с 2007 года (принят решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2007 № 55/1399 «О принятии стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года»).

Необходимость подготовки стратегии обусловлена следующими причинами:

1) изменением внешних условий и необходимостью обновления действующего стратегического плана в части экономической и промышленной политики, вопросов продовольственной безопасности и импортозамещения, инфраструктурного развития и обеспечения реализации Волгоградом статуса города-участника чемпионата мира по футболу 2018 года (далее – ЧМ-2018);

2) вступлением в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – 172-ФЗ), определившим, что на муниципальном уровне система стратегического планирования должна быть представлена стратегией социально-экономического развития муниципального образования, планом мероприятий по реализации стратегии и муниципальными программами. Стратегия муниципального образования – документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

При подготовке стратегии были учтены результаты социологических исследований по изучению общественного мнения в отношении приоритетов устойчивого развития Волгограда «Городской барометр», информация о долгосрочном развитии и планах крупнейших предприятий Волгограда, выполнены аналитические исследования в рамках подготовки программы развития общественных инициатив и рекомендаций о приоритетных направлениях инфраструктурного развития административных районов Волгограда.

Согласно Положению стратегия имеет следующую структуру:

оценку достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам отчетного периода;

анализ и оценку социально-экономического развития Волгограда, включающую описание внутренних и внешних условий и факторов развития, в том числе существующих угроз, конкурентных преимуществ и «точек» экономического роста Волгограда;

стратегическое видение (образ желаемого будущего), генеральную цель, миссию Волгограда, приоритетные направления развития, стратегические цели, целевые ориентиры (количественное и качественное описание ожидаемых результатов реализации стратегии) и стратегические задачи, сгруппированные по приоритетным направлениям развития Волгограда;

сроки и этапы реализации стратегии, перечень и описание механизмов реализации стратегии;

ожидаемые результаты реализации стратегии;

информацию о муниципальных программах Волгограда, утверждаемых в целях реализации стратегии.

Стратегия разработана с учетом:

имеющихся долгосрочных концепций, стратегий и планов социально-экономического развития РФ, ЮФО, Волгоградской области и Волгограда, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития РФ, Волгоградской области и Волгограда, а также проекта сводного плана социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года;

имеющихся сведений о содержании долгосрочных стратегий, планов и программ развития предприятий, деятельность которых оказывает существенное влияние на состояние внутренних и (или) внешних факторов развития Волгограда.

Основные научно обоснованные подходы и принципы разработки стратегии

Конкурентоспособность современного города определяется всем комплексом имеющихся на его территории ресурсов (капиталов) (человеческий, инфраструктурный, пространственно-природный, институциональный, организационный, информационный, финансово-инвестиционный капиталы).

Подход к развитию человеческого потенциала исходит из того, что все стратегические приоритеты должны быть прямо или косвенно ориентированы на человека, содействовать созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей на территории города. Инвестирование в повышение человеческого потенциала через развитие сфер культуры, образования, спорта и физической культуры, безопасности жизнедеятельности – не приложение к процессу экономического роста, а его основа и неотъемлемая часть. Поэтому «сквозной» целью стратегии является формирование «цикла», при котором экономический рост и социальная политика поддерживают друг друга.

Принципы устойчивого развития, предполагающего стабильный экономический рост в интересах непрерывного повышения благосостояния общества без избыточного давления на природную среду:

принцип сбалансированности экономического и социального развития (социально-ориентированный подход к стратегическому и бюджетному планированию, стимулирование социальной ответственности бизнеса, повышение социальной эффективности программ и проектов и др.);

принцип сбалансированности экономики и экологии города (развитие энергосбережения и экологически безопасных технологий, защита окружающей среды, экологическая экспертиза инвестиционных проектов, поддержка инициатив в области экологии и др.);

принцип сбалансированности интересов современных и будущих поколений (долгосрочная ориентация стратегического управления городом; недопущение отложенных во времени негативных эффектов стратегических и тактических действий).

Еще одним подходом к разработке стратегии Волгограда является ориентированность территориального управления на основных заинтересованных участников. Целевые ориентиры развития современного города включают наряду с обеспечением устойчивого экономического роста и решением социальных задач также удовлетворение потребностей и соответствие ожиданиям широкого круга заинтересованных сторон, в том числе инвесторов, туристов, предпринимателей, местного населения, различных общественных групп и государства.

Стратегическое развитие города – управляемый процесс трансформации приоритетных направлений, целей и задач стратегии в комплекс муниципальных программ, имеющих четкие бюджетные, временные и ресурсные параметры (программно-целевой подход). В рамках полномочий муниципалитета муниципальные программы являются основным инструментом реализации стратегии, поэтому комплексность муниципальных программ является необходимым условием полноценной и эффективной реализации стратегии.

Реализация указанных методологических подходов и принципов к формированию стратегии позволит обеспечить комплексность взаимосвязи социального, экономического и экологического векторов изменений, системность стратегически значимых ресурсов и структуры стратегических направлений, императивный характер человеческого развития, ориентацию на ключевых заинтересованных лиц, программно-целевую конкретизацию приоритетных направлений, целей и задач.

Наши рекомендации