Факторы, влияющие на степень эластичности предложения 15 страница

Согласно данным таблицы 11.5 первое направление ориентируется на регулирование спроса, а второе – на регулирование совокупного предложения.

Таблица 11.5 – Концепции регулирования циклов

Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентация цели     Приоритеты регулирования   Оценка роли государства На спрос Регулирование хозяйства в целом   Налогово-бюджетная политика Кредитно-денежная политика   Оценка роли государства На предложение Создание стимулов деятельности отдельных фирм   Кредитно-денежная политика Налогово-бюджетная политика   Ограничение

В зависимости от исходных установок и ориентировок сторонники того или иного направления по-разному решают вопросы сглаживания циклических колебаний, оперируют различными инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов больше внимания уделяют бюджетной политике и налоговой политике. Сторонники нео­консервативных рецептов уделяют больше внимания проблеме де­нег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть об­щее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, госу­дарство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вто­рых, государство должно это осуществлять в условиях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного общего спроса, и, в конечном счете, и производства.

Воздействие государства на совокупный спрос представлено в соответствии с рисунком 11.2.

45°
Национальный доход
N1 N2
D2 D1
 
S

Рис. 11.2. Увеличение совокупного спроса

Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода с ON1 до ON2 от уровня. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, стрелка на оси абсцисс показывает увеличение национального дохода.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель – оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится по­литика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются про­центные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Государство в целях предотвращения «перегрева» экономики и свя­занных с этим болезненных явлений в хозяйственных системах проводит политику сдерживания, включающую противоположные ме­ро­прия­тия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется по­вышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики.

Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной спо­собности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности. Это может быть представлено в со­ответствии с рисунком 11.3.

45°
Национальный доход
N2 N1  
D1   D2
Спрос
Предложение

Рис. 11.3. Снижение совокупного спроса

Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает снижение национального дохода с ON1 до ON2.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимо весьма осторожно обращаться с элементами кредитно-денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

Использование кейнсианских инструментов наладки и подстройки экономической системы сводило к минимуму влияние конъюнктурных колебаний.

Если кейнсианство и монетаризм основной детерминантой стабилизационной политики считают потребительский спрос, то теоретики предложения считают, что сбережения являются основой инвестиций. Для ускорения процесса капиталовложений данная теория предлагает сокращение налогов и меры, направленные на оживление частной инициативы и рост производства. Одновременно необходимо снижать государственные расходы, особенно социальные, поскольку они влияют на предпринимательскую деятельность и инфляционные процессы.

В целом, говоря о политике, которую должно проводить государ­ство в целях сглаживания циклических колебаний, ее можно охаракте­ризовать как политику противодействия: мероприятия, направ­ленные на смягчение циклических колебаний, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям эко­номической конъюнктуры.

Все рекомендации по отношению цикла применялись и должны применяться на практике. Эффективность их может быть реально оце­нена только по истечении определенного периода времени.

Возрастающее усложнение процесса экономического развития в последние десятилетия, возникновение новых форм в области про­из­водства, распределения, обмена и потребления привели к изменению роли различных инструментов в стабилизационной политике государства. При этом сущность антициклической политики, направленной на предотвращение и сглаживание конъюнктурных колебаний, имеющих разрушительные последствия для экономики, не изменились.

В экономике России не было «правильных» циклов, а циклические колебания имели в основном внеэкономические причины. Чтобы цикличность в России стала реальностью, должны осуществиться крупные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики способны вызвать колебательные движения в экономическом росте и экономическом развитии.

В государственной политике воздействия на циклическое движение в таких условиях окажется возможным использование модели делового цикла с применением идей эффекта акселератора и мультипликатора.

Становление циклической формы движения отечественной экономики связано с проблемой экономического роста. Его тип зависит от того, на какие рынки, на какой спрос ориентирована экономика. Чтобы экономика России стала наиболее устойчивой, она должна быть ориентирована на повышение эффективности капитала через активные нововведения.

Правительственная программа должна обрести долгосрочные цели, а все институциональные изменения должны быть направлены на повышение эффективности хозяйства. Сильный и продолжительный подъем производства возможен только в рамках сильной экономики, основанной на инновационном развитии, на реализации долгосрочных стратегических планов государства.

11.2. Сущность, виды и показатели безработицы

На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной.

Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение от­дельных территорий: отсюда постоянная борьба племен за территорию.

При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами. Основным назначением их было пополнение армии рабов.

При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение: некоторые уходили в отхожие промыслы, другие пополняли армию, назначение которой было связано с завоеванием новых земель.

В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление – армия безработных.

Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 году, затем был употреблен в 1915 году в отчете Министерства труда в США.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Она влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государств на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей экономики.

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя. Безработица резко ухудшает материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Безработица – не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. И хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно, если были без работы дольше, чем несколько недель.

Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности, заболевания на нервной почве и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне.

Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, люди переживают тяжелое психологическое потрясение, депрессию. Депрессия, в свою очередь, приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Являясь неотъемлемым элементом рынка труда, безработицапред­ставляет собой вынужденную незанятость, возникающую вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением на рынке труда.

Безработица (unemployment) – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может най­ти работу в соответствии с уровнем их образования и квалификации.

Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть ос­новные категории населения страны.

Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т. е. такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.

Население (population–POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force – L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force – NL): POP = L + NL.

К категории «non-labour force», т.е.не включаемых в численность рабочей силы, относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей также называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме то­го, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т. е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force», т.е.включаемых в численность рабочей силы, относят людей, которые работать могут, хотят работать и работу активно ищут, т. е. – это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая чис­лен­ность рабочей силы делится на две части: занятые (employed–E) – т. е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается занятым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды; безработные (unemployed –U) – т. е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

В США безработным считается человек, который на определенную дату, во-первых, в течение предшествующей недели не имел работы, а во-вторых, в течение четырех недель прилагал усилия ее найти. Последнее условие называется «требование поиска работы» и предназначено для того, чтобы определить наличие или отсутствие рыноч­ной ориентации у работника и ограничить состав безработных теми, кто активно ищет работу, т. е. регистрируется в органах трудоустройства, собирает информацию о наличии вакансий, дает объявления о поисках работы. Исключение составляют временно уволенные и те, кто временно не работают, но готовы приступить к новой работе и ожидают ее не более тридцати дней. Обе эти категории лиц считаются безработными независимо от того, заняты ли они активным поиском работы или нет.

Военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора эко­но­мики.

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения. Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность, не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

По статистике к рабочей силе в развитых странах, в том числе и в России, относят всех занятых (включая военнослужащих) и безработных. Синонимом понятия «рабочая сила» является категория экономически активное население. В статистике выделяется также гражданская рабочая сила, т. е. за исключением военнослужащих.

К экономически активному населению в России относятся лица обоего пола, которые: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного, либо неполного рабочего времени, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с компаньонами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии; временно отсутствовали на работе по причине болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска без сохранения или с частичным сохранением содержания по инициативе администрации, забастовки, др. подобных причин.

В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступления в активную жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, а в большинстве других стран – в 16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, ра­ботающие неполное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов.

Трудовой статус экономически активного населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени. По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых. В США, например, к занятым относятся лица проработавшие 35 часов и более в течение недели, а к частично занятым – проработавшие от 1 до 34 часов в неделю.

В составе неактивного населения также можно выделить несколько групп. Самую большую составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.

К той же категории экономически неактивного населения относятся также лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных или объективных причин.

В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран, в последние десятилетия прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы.

Уровень безработицы (rate of unemployment–u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = U / L ∙ 100 %

или

u = U / (E + U) ∙ 100 %,

где U – численность безработных;

L – общая численность рабочей силы.

Исходя из методологии Международной организации труда (МОТ), к безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые не имеют работы (доходного занятия в сфере оплачиваемой занятости), ищут работу (через службы занятости или самостоятельно) и готовы приступить к ней. Для статуса безработного обязательно необходимо наличие всех трех перечисленных критериев. Кроме того, по методологии МОТ к без­работным относят проходящих обучение (переподготовку) по на­правлению службы занятости.

Этот показатель в системе российского учета часто называют показателем общей безработицы.

В России показатель регистрируемой (официальной) безработицы получают на основе обобщения сведений служб занятости. Он включает трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и готовых приступить к ней.

К признанным безработным (имеющим статус безработного и право на пособие) в Российской Федерации относятся трудоспособные (не являющиеся инвалидами I и II групп) лица трудоспособного возраста (женщины от 15 до 54, мужчины от 15 до 59 лет), не имеющие работы (доходного занятия), зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и готовые приступить к ней, которым служба занятости не может подобрать подходящую работу в течение 10 дней после первичной регистрации.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Иногда данные об абсолютной численности безработных недостаточно полно характеризуют ситуацию, связанную с напряженностью на рынке труда. Более наглядными являются удельные показатели.

Среднемесячный уровень безработицы в течение данного года рассчитывается по формуле:

Lue = Факторы, влияющие на степень эластичности предложения 15 страница - student2.ru Факторы, влияющие на степень эластичности предложения 15 страница - student2.ru × 100 %,

где Lue – уровень (норма) безработицы, %;

UE – среднемесячная численность безработных;

LFc – численность гражданской рабочей силы.

Уровень и динамика этих показателей в макроэкономике зависит от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического,социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.

Численность желающих работать зависит от целого ряда факторов: прироста населения и законодательных границ трудоспособного возраста миграции, физической способности быть производительным работником, доступности других, кроме заработной платы, доходов (пенсии, пособия, субсидии, дивиденды и т. п.), законодательного ограничения продолжительности рабочего времени, национальных тра­диций, психологических стереотипов поведения.

Личный выбор индивида в части занятости-незанятости во многом определяется также ставкой заработной платы. Однако повышение ставок увеличивает упущенный доход и в иных случаях это обусловит рост предложения труда. В данном случае будет наблюдаться эффект замещения, когда замещаемым благом является свободное время.

Высокие ставки могут повлечь снижение предложения труда благодаря эффекту дохода, так как более высокий доход позволит потреблять больше благ, в том числе и такого блага, как свободное время.

Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью используемых западной статистикой показателей – ее распространения и продолжительности.

Показатель распространения безработицы характеризует охват без­работицей рабочей силы, показатель продолжительности – средняя продолжительность одного случая безработицы. В среднем срок краткосрочной безработицы в США, например, длится менее пяти недель, а долгосрочной – более шести месяцев.

Продолжительность безработицы может существенно различаться у разных групп безработных. Группы с наиболее высокой продолжительностью безработицы требуют особого внимания при разработке мер по предупреждению ее роста или сокращению.

Показатель, косвенно характеризующий безработицу, – это коэффициент напряженности рынка труда. Он рассчитывается по данным службы занятости как отношение количества зарегистрированных безработных к количеству предложенных вакансий.

Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы.Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй.

Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766–1834). По его мнению, и ка­питал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать вчрезмерно быстром росте населения. Однако такая трактовка не объясняет безработицу в высокоразвитых странах с низким естественным приростом населения. Значит, причины безработицы – в другом.

Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а рост органического строения капитала.

Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, то следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

В рамках классической теории занятости, описывающей функционирование рынка труда в условиях совершенной конкуренции, безработица как проявление рыночного неравновесия не может носить длительный и устойчивый характер и обусловлена превышением ставки реальной заработной платы W ее равновесного уровня. В соответствии с рисунком 11.4 в точке Е при равновесной ставке WE спрос на труд равен его предложению (LD = LS = LE). Точка Е характеризует ситуацию полной занятости, когда все предприниматели, готовые платить WE, удовлетворят свой спрос на труд, а все ра­бот­ники, которые согласны работать по такой ставке, будут трудоустроены.

L
LS1
LE
LD1
LS
LD  
E
W
W1
WE

Рис. 11.4. Безработица в классической модели занятости

Предположим, что реальная заработная плата возрастет до W1. Предложение на рынке труда повысится до LS1, а спрос снизится до LD1 в силу возрастания издержек производства с ростом ставок заработной платы. Избыток предложения труда (безработица) составит: u = LS1 – LD1.

Появившиеся безработные готовы работать по более низким ставкам, что предопределит согласие на это и тех, кто сохранил работу. Предприниматели, в свою очередь, готовы нанять большее количество работников при более низких ставках оплаты труда, поэтому равновесие восстанавливается.

Наши рекомендации