Совокупное предложение и его факторы
Совокупное предложение представляет собой объем отечественных товаров и услуг (в номинальном выражении) производимых в экономике за некоторый период времени (обычно за год). Равен кривой совокупного предложения.
Между уравнением цен и величиной совокупного предложения существует прямая связь . Взаимосвязь уровня цен и объема совокупного предложения проявляется по-разному в зависимости от отрезка кривой AS.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На протяжении всего отрезка уровент цен неизменен из чего следует. что значительная часть ресурсов не использутся. Простаивают производственные мощности, высокий уровень безработицы. Экономика на глубоком спаде.
Если объем производства начнет расти движение вдоль горизонтального отрезка, то уровень цен не изменится, т.к. фирмы начнут использовать простаивающие производственные мощности и увеличится занятость за счет безработных. которые не станут требовать повышения заработной платы. Поэтому издержки производства не возрастут. а значит, не изменятся цены.
Восходящий, или промежуточный. Движение вдоль этого отрезка означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП. В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов, спрос на новые ресурсы повышает цену на них, что приводит к росту издержек, и соответственно растет и уровень цен.
Классический отрезок (вертикальный). Экономика достигает потенциального уровня реального ВВП. Движение вдоль этого отрезка приведет только к росту уровня цен, т.к. реальный ВВП достиг своего потенциального уровня. Однако, на AS влияют и неценовые факторы, которые сдвигают кривую AS влево и вниз, если AS вверх, и влево и вверх если AS сокращается.
Неценовые факторы имеют одно общее свойство: их изменение вызывает изменение издержек на единицу продукции в экономике целом при данном уровне цен.
Неценовые факторы:
1) цены на ресурсы, которые обусловлены ценами внутренних ресурсов и их предложениями, а также ценами на импортные ресурсы
2) производительность труда, которая будет обусловлена:
- объемом применяемого капитала в расчете на одного работника
- технологий, качеством рабочей силы, и организаций производства.
3) правовые нормы: налоги с предприятий и субсидий и государственное регулирование.
26.Макроэкономическое равновесие. Эффект храповика.Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы.
Т. е. существует совокупная пропорциональность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства и результатами их использования;
- совокупным производством и совокупным потреблением;
- совокупным предложением и совокупным спросом;
- материально-вещественными и финансовыми потоками.
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Эффект храповика.Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос - намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов. Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар, по крайней мере не снизится.