Экономическая мысль Древней Вавилонии.
Экономическая мысль древнего Египта.
Одним из первых дошедших до нас памятников экономической смыли является «Поучение гераклеополь-ского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функциони-рования аппарата управления, которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается… Награждай вельмож податными спискам, жрецов – участками земли». Для добора людей в аппарат управления автор советует приближать « к себе человека за дела его», не делая различия между сыновьями из знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесс класообразования в Древнем Египте.
Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновников готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере писца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает.
Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера». Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера» выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для Ипусера – «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», «руководимые стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими». Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.
Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности, наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строитель-ство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.
Экономическая мысль Древней Вавилонии.
Наиболее известным ранним памятников древневосточной экономической мысли является кодекс законов Вавилонии. Принятый царем Хамурапи. Этот период в государстве Месопотамии, расположенной в междуречье Тигра и Ифрата возникал реальная угроза сохранения его устоев. Быстрое развитие товароденежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казны и ослабление государственных структур и особенно армии.
Кодекс консолидировал общество и экономическую жизнь. Его законы были направлены на то, чтобы сильный не притеснял слабого, в нем были закреплены нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных основ, так за покушение на частную собственность, виновного могли обратить в рабство или приговорить к смертной казни. Попытки увести чужого раба, который приравнивался к имуществу сурово наказывали вплоть до сметной казни. Царские войны и граждане по новым законам за невозвращение долга впредь не лишались своих наделов, а отдавали в рабство членов семьи. По истечении 3-х лет, эти члены освобождались, а долги аннулировались.
Масштабы расточительства были упорядочены так что предел денежной суммы не должен был превышать 20%, а натуральной суммы – 33%. К числу памятников экономической мысли Древнего Востока правомерно отнести разработки целостных систем государственного регулирования натурального хозяйства в Древнем Китае и Древней Индии.