Классификация форм организации предпринимательской деятельности
Формы организации предпринимательской деятельности в первую очередь обоснованы целями и задачами бизнеса, а так же возможностями предпринимателя в настоящее время. Сама сущность предпринимательской деятельности, в том числе, предполагает и возможности изменения формы с учетом меняющих обстоятельств.
Обособленно возможно выделить такую форму предпринимательской деятельности как самозанятость населения. В этом случае, предполагается, что работа отдельного человека не связана с организацией труда других людей, но в то же время предполагает самоорганизацию своей трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ. Одной из современных форм предпринимательства такого типа является «фриланс» – работа вне официального штата какой-либо компании, по принципу «вольный художник», предполагающая выполнение какой-либо одной функциональной задачи.
Относительно классической организации предпринимательской деятельности можно выделить следующие формы в соответствии с несколькими классификационными признаками.
1. По сфере деятельности.
Предпринимательская деятельность может осуществляться: путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю (рис. 1). В этом случае коммерческое посредничество ориентировано на передачу товара через дополнительные звенья цепи продаж, а финансовое – на организацию финансирования.
Рис. 1. Формы предпринимательства по сфере деятельности
В рамках этого классификационного признака может быть дополнительно проведено разделение предпринимательской деятельности по отраслевой принадлежности: строительство, транспорт, финансы, торговля, легкая или тяжелая промышленность и т.п.
2. По масштабу деятельности.
Для определения этой характеристики в первую очередь используется численность сотрудников предприятия, далее так же учитывается охват территории и количество привлекаемых ресурсов, что в свою очередь определяет стиль управления бизнесом:
· малый бизнес – численность сотрудников до 50 человек, в т.ч. микро-бизнес с количеством сотрудников до 10 человек. Как правило, осуществляет деятельности в рамках одной территориальной единицы: микрорайон или район города, город, поселок и т.д. Такой бизнес отличается гибкостью, мобильностью, быстро реагирует на изменения рынка, оперативно удовлетворяется потребности клиентов и сотрудников, зачастую отсутствует четкое разделение обязанности и минимизировано оформление сопроводительной документации;
· средний бизнес – численность сотрудников до 500 человек (по отдельным оценкам до 250 человек). Как правило, деятельность осуществляется в пределах одного субъекта страны (регион, область, край), иногда на территории всей страны с представительствами в нескольких крупных городах (национальные предприятия). Особенность работы заключается в систематизированном подходе, что определяет некоторую инертность в деятельности организации и принимаемых решениях.
· крупный бизнес – численность сотрудников более 500 человек (транснациональные, международные предприятия). Как правило, это бизнес с многолетней историей работы, имеющий представительства (офисы) в нескольких странах мира, максимально автоматизированные процессы управления и учета, определяет тенденции рынка.
3. По количеству собственников (табл. 1).
Разделение предпринимательства по этому классификационную признаку может иметь двойную характеристику: в соответствии с официальной регистрацией предприятия, и в сочетании официальных данных и источников финансирования. Для избегания возникновения спорных вопросов необходимо обеспечить их полное совпадение.
4. По отношению к собственности.
В современном подходе предпринимательство чаще рассматривается в узких рамках – действующее в частном секторе. В рамках данного пособия именно изложены основы организации деятельности именно этого вида предпринимательства. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики. В общем виде, можно говорить о двух формах предпринимательства: частной; государственной.
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
· государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие);
· органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Таблица 1
Базовые формы предпринимательской деятельности
Вид | Уровень сложности | Возможность формирования капитала. | Ответственность |
Индиви-дуальное | Легко организуется и ликвидируется, минимальное количество необходимых учредительных документов | Источники капитала ограничены личными сбережениями и получением кредита | Несут полную ответственность за свою деятельность всем имуществом |
Партнерство | То же, что и у индивидуального, но здесь добавляется учредительный договор, который должен обязательно подписываться | Увеличение капитала проще, чем в индивидуальном, за счет складочного капитала. | Каждый отвечает как по своим обязательствам, так и по партнерским. |
Корпорация | Требуется разрешение властей, составляется определенный перечень документов и требуется специфическая регистрация | Имеется очень большая возможность увеличения капитала за счет выпуска новых акций. | Ответственность ограничена имуществом предприятия. |
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или индивидуального предпринимателя.
Конечно, каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.
У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как: 1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки; 2) доступность кредитов на особо выгодных условиях; 3) экономия на масштабах производства; 4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые; 5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их затрат по сравнению с общественными и тем самым – для извлечения сверхприбыли.
5. По организационно-правовой форме.
Официальная регистрация предпринимательской деятельности в органах учета предполагает выбор законодательно закрепленной (разрешенной) формы для деятельности (рис. 2). Каждая из форм имеет свои ограничения, правила регистрации, требования к ведению учета и отчетности и т.д. Поэтому выбор организационно-правовой формы является важным подготовительным шагом к организации бизнеса. Наиболее распространенным формами ведения предпринимательской деятельности в секторе малого и среднего бизнеса являются общество с ограниченной ответственностью и индивидуальное предпринимательство без регистрации юридического лица. В связи с лояльными условиями их создания (закрытия) и минимальными требованиями к организации работы.