Социально-экономические последствия монополии.
Популяризация монополии понижает экономическую продуктивность согласно следующим обстоятельствам:
1) Неразумное применение общественных ресурсов, производственная неэффективность.
Следствием свободной конкурентной борьбы по праву допускается считать и производственную эффективность, и продуктивность размещения общественных ресурсов. Производственная эффективность достигается тем, что компании, устремляясь остаться на рынке, функционируют при наилучшей норме выработки, когда удельные издержки производства - минимальны. Стоимость продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Производительность размещения ресурсов отображается в том, что производство в обстоятельствах конкурентной борьбы совершается до той точки, в каковой цена была бы равна предельным издержкам. При тех же издержках предприятие, функционирующее в условиях чистой монополии, добьется гораздо менее желательных эффектов. Монополисту дешевле сбывать наименьшее количество продукции и устанавливать наиболее высокую стоимость, чего не совершил бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества употребляются не в полном размере, и при этом часть продукции, нужная обществу не изготавливается. Объем выпускаемой продукции не достигает точки, соответствующей наименьшим средним валовым издержкам, ввиду чего производство осуществляется не с минимально возможными при этом уровне технологии издержками.
Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.
2) Неравенство в распределении дохода.
В основной массе случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении заработка. Пользуясь господством на рынке, монополии определяют наиболее высокие цены, нежели назначила бы конкурентоспособная компания, имеющая те же издержки производства; они в свою очередь смогут наложить на покупателя «частный налог» и извлечь существенную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий делится между нешироким диапазоном владельцев акций компаний, которые, как правило, принадлежат к группе с высокими заработками. Таким образом, владельцы монополистических компаний обогащаются за счет прочих слоев общества. Исключение было бы, в случае если потребитель продукта монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может снизить неравенство прибыли.
3) Высокий уровень производственных издержек.
Согласно классической теории предложения, все компании постоянно функционируют в соответствии с собственными кривыми минимально возможных издержек. Монополист, за неимением какого-либо конкурентного давления, побуждающего уменьшить затраты, способен производить любой объем выпуска с издержками на единицу продукта, превышающими минимально возможные, т.е. быть более чувствительным, нежели соперничающие производители, к такому явлению, как X-неэффективность.
X-неэффективность имеет место в этом случае, если фактические затраты для каждого объема производства оказываются больше минимально возможных. Монополисты защищены от конкурентных сил и владеют отделенным рыночным положением, что и способствует происхождению Х-неэффективности. Монополист способен пойти на немалые затраты для того, чтобы получить либо сохранить монопольные привилегии, гарантируемые страной. Данные издержки предполагают собой затраты на рекламу, связи с социальными организациями, легальные платежи и деятельность по связям с аппаратом управления, которые нисколько не прибавляют к объему продукции компании, однако, несомненно, повышают ее издержки. Они смогут послужить причиной к существенным потерям эффективности.
4) Отсутствие стимула к НТП
Конкурентные компании имеют стимулы к введению более эффективных технологий производства, потому как это необходимо в целях их выживания. Однако их неспособность поддерживать извлечение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, нужные для формирования новых технологий. Монополист, наоборот, обретая сверхприбыль, имеет больше экономических ресурсов для технического прогресса, однако у него уже есть все основания для удовлетворенности имеющимся положением. Монополисту часто крайне выгодно отказываться от научно-технических модернизаций и в сфере техники, и в сфере продукции, с тем, чтобы целиком эксплуатировать функционирующее капитальное оснащение. Новые и улучшенные оборудование и продукты могут быть скрыты монополистами, с целью избегнуть любых потерь, вызванных внезапным моральным износом уже функционирующих машин и оборудования. И даже когда новое оборудование с запозданием внедряется в производство, сопровождающие данный процесс уменьшения потерь будут доставаться монополистам как приросты доходов и только частично - покупателям в форме наиболее низких цен и возросшего объема продукции.[4, с. 138]
Монополизм - ситуация экономики, позволяющая отдельным хозяйствующим субъектам навязывать личные интересы обществу и прочим хозяйственным субъектам и пренебрегать интересами последних.
Одной из проблем монополии является то, что монополисты склонны уменьшать собственный выпуск продуктов уровнями, ниже конкурентных компаний. Подобного рода использование монопольной власти обеспечивает надлежащим компаниям извлечение прибыли выше среднего уровня.
Однако власть монополий, формируя разницу между размером максимальных издержек производства продукта и ценностью ее дополнительной единицы для покупателя, что приводит к потерям для общества.
Ценовая дискриминация представляется одним из методов расширения рынков сбыта в условиях монополии. Изготовляя продукцию по более высокой стоимости, нежели в условиях чистой конкурентной борьбы, монополист тем самым лишается части потребительского спроса. Данная часть возможных потребителей была бы готова купить продукт в случае, если бы его стоимость была бы ниже монопольной. Тем не менее, снижая стоимость с целью расширения объема сбыта, предприниматель должен уменьшать стоимость на всю продаваемую продукцию. Однако в отдельных случаях предприятие может устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для различных потребителей. Если одни покупают по более низкой стоимости, чем другие, имеет место быть ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация может проводиться при следующих ситуациях:
1. Покупатель приобретает продукцию, не имеет возможности ее перепродать.
2. Имеется возможность разделить всех покупателей данного продукта на сегменты, спрос на которые содержит различную степень эластичности.
Если предприятие, изготавливающее любую продукцию, которая может быть перепродана, приняло решение прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется с последующей ситуацией. Уменьшение стоимости на продукты для определенной категории покупателей и сохранения ее на первоначальном уровне для других категорий населения приведет к тому, что, приобретая данные продукты, общественная группа, обладающая скидкой, будет их тут же перепродавать.
Иная ситуация сформируется, когда продукция не сможет перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп покупателей, спрос со стороны каковых представляется наиболее гибким, устанавливаются всевозможные разновидности скидок. Другими словами, различные категории покупателей выступают в роли различных рынков, эластичность спроса на которых разнообразна.
С одной стороны, ценовая дискриминация дает возможность приумножить прибыль монополиста, а с другой стороны, большее число покупателей сумеет воспользоваться услугой этого типа. Подобная политика в сфере ценообразования выгодна обеим сторонам. Тем не менее, в отдельных государствах ценовая дискриминация рассматривается, как преграда конкурентной борьбе и повышение монопольной власти и ее отдельных проявлений, попадающих под антимонопольное законодательство.[1, с. 420]
2 Особенности рынка с естественной монополией