Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета
ЛЕКЦИЯ № 6
по дисциплине МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Тема 6. Государственный бюджет и его структура. Государственный долг
Занятие № 1. Государственный бюджет и его структура. Государственный долг
|
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить учебный материал темы №26 согласно учебной программе.
2. Уяснить роль и значимость государственного бюджета.
3. Формировать интерес и практическую заинтересованность в изучении деятельности государства.
4. Воспитывать у студентов понимание важности денег и денежного обращения для функционирования государства, бережное отношение к денежным средствам.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета.
2. Теория налогообложения. Налоговая система.
3. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Заключение.
Литература
а) основная
1. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.
2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.
б) дополнительная
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992.Т1 – С. 264–320.
2. Фишер С. Экономика. – М.: Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №26:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурно - логическая схема изучения материала темы №26.
3. План-конспект проведения лекционного занятия №26.
4. ТСО: Видеопроектор, ПЭВМ..
5. Классная доска, мел, указка.
Текст лекции
Введение
Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Источником денежных средств, необходимых для финансирования государственных расходов, является государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, который формируется преимущественно за счет налогов.
Соотношение доходов и расходов государственного бюджета может быть разным. Если расходы больше доходов и у правительства не хватает средств для покрытия своих расходов, оно вынуждено прибегать к займам. Государственное заимствование приводит к формированию государственного долга.
Структура доходов и расходов бюджета, проблема сбалансированности бюджета, сущность и виды бюджетного дефицита, проблемы государственного долга – вот круг вопросов, которые будут рассмотрены в данной теме.
Учебные вопросы (основная часть):
Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.
Формирование и исполнение бюджета в нашей стране регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, другими законодательными и нормативными актами. Кроме того, ежегодно принимаются закон о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
Говоря о бюджете федеративного государства, надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов, включающую общефедеральный бюджет и территориальные (региональные) бюджеты – бюджеты субъектов Федерации (штатов, земель, краев, областей и т.п.). Региональные бюджеты имеют такую же структуру, как и центральный бюджет, они включают доходы и расходы региональных органов власти и действуют на территории соответствующих административных единиц.
Помимо государственного бюджета, бюджетная система страны включает и бюджеты органов местного самоуправления.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.
Соответственно, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;1
- второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации (республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты.
Бюджетная система выполняет три основные функции:
1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6–7 % доходов государственного бюджета);
2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Государственные внебюджетные фонды– это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства, в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.
Совокупность всех бюджетов страны образует консолидированныйбюджет. Консолидированный бюджет законодательно не утверждается, а составляется для аналитических целей.
Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.
Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.
В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип бюджетного федерализма (межбюджетных отношений), согласно которому:
1) все бюджеты функционируют автономно;
2) за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов;
3) бюджеты принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации или местного самоуправления.
Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений)употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в меж бюджетных отношениях.
Таким образом, принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами. Происходящий в России процесс бюджетной федерализации привел к тому, что роль региональных и местных бюджетов существенно возросла: увеличилась их доходная база, многие расходы были закреплены за местными и региональными бюджетами.
Доходы государственного бюджета включают:
1) налоговые поступления – 80–90% всех доходов (подробнее о налогах в следующем вопросе темы);
2) неналоговые доходы (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п.).
Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства.
Государственные расходы могут быть сгруппированы:
1) по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т.п.;
2) по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга.
Государственные закупки– расходы государства на приобретение товаров и услуг военного и гражданского назначения. Последние могут предназначаться как для собственных нужд государственных предприятий и учреждений, так и носить регулирующий характер (закупки сельскохозяйственной продукции для поддержания рыночной цены, покупка иностранной валюты на валютном рынке в целях недопущения резких колебаний курса национальной валюты).
Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам (государственные заказы), возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.
Следующий вид государственных расходов – это трансфертные платежи– выплаты, которые осуществляются без представления их получателями каких-либо товаров и услуг.
Трансфертные платежи не относятся к производительным видам экономической деятельности государства, их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики. Так, величина трансфертных платежей колеблется от 12% ВНП в США до почти 32% в Швеции.
Наконец, государство несет расходы по обслуживанию своего внутреннегои внешнего долга, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг (ГЦБ), выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.
Увеличение государственных расходов стало в ХХ веке общемировой тенденцией. Практически во всех странах государственные расходы росли быстрее ВНП. Естественным следствием этого стало увеличение доли государственных расходов в ВНП. Так, в 1929г. государственные расходы США составляли 12% ВНП, а в 2000 г. – 19%. В России доля государственных расходов составляет примерно 15% ВНП.
Представление о составе и структуре доходов и расходов бюджета РФ дает таблица 1.
Эффективный бюджет не может быть построен без контроля за расходами бюджетополучателей. Бюджетный кодекс ввел в действие казначейскую систему исполнения бюджета. Последнее означает, что перевод денег бюджетополучателям производится не через уполномоченные банки, а через счета казначейства в местном отделении Центрального банка. Органы государственной власти выступают, тем самым, кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Теоретически это позволяет наладить контроль за целевым использованием общественных денег.