Типовые задания для индивидуальных работ

В качестве индивидуальной работы каждый студент заочной формы обучения должен выполнить задание, состоящее из двух частей: теоретической и расчетно-аналитической.

Теоретическую часть задания студенты выполняют в виде ответов на поставленные вопросы.

Расчетно-аналитическое задание предполагает решение задачи, связанной с проблемами управления качеством продукции.

Вариант 1

1. Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции (единичные и комплексные), методы их расчета.

2. Сертификация продукции и услуг. Виды сертификации: обязательная и добровольная сертификация.

3. Задача: Рассчитать число дефектных изделий в контрольно-измерительном приборе, если в нем используются 500 электронных компонентов, по каждому из которых число РРm=10.

Вариант 2

1. Статистические методы анализа качества продукции

2. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Схемы сертификации продукции.

3. Задача: Имеются следующие данные о выпуске продукции (см. табл.):

Сорт продукции Плановая цена за 1 шт., усл. д.ед. Количество, тыс. шт.
    по плану фактически
-
Всего -

Определите долю каждого сорта в стоимости продукции, среднюю сортность, цену по плану и фактически, индекс сортности.

Вариант 3

1. Контроль качества продукции. Виды контроля. Показатели дефектности продукции.

2. Сертификация услуг, ее участники и порядок осуществления. Схемы сертификации услуг.

3. Задача: На заводе за отчетный период стоимость окончательного брака составила 72500 тыс. денежных единиц (д.ед.), расходы по исправлению брака (исправимого) - 42150 тыс. д.ед., стоимость окончательного брака по цене использования - 3998 тыс. д.ед. Взыскано с поставщиков по претензиям за поставку недоброкачественных материалов - 1850 тыс. д.ед. Удержано за брак с виновников - 2520тыс. д.ед. Валовая продукция за тот же период по себестоимости составила - 1715112 тыс. д.ед. Определите: абсолютные и относительные показатели брака и размера потерь от брака за отчетный период.

Вариант 4

1. Государственная система стандартизации. Органы и службы стандартизации РФ. Характеристика стандартов различных уровней.

2. Зарубежный опыт обеспечения качества продукции.

3. Задача: Имеются следующие данные об уровнях показателей качества продукции углеобогатительной фабрики (%):

Показатель Предыдущий год Отчетный год
Средняя зольность 7,3 7,0
Средняя влажность 15,0 12,0
Среднее содержание серы 2,5 2,0

Определите сводный коэффициент изменения уровня качества концентрата в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Вариант 5

1. Стандартизация продукции, ее цель и задачи. Методические основы стандартизации

2. Сортность продукции. Показатели сортности, их анализ.

3. Задача: Из приведенного ниже перечня эргонометрических показателей необходимо сформировать четыре группы: гигиенические, антропологические, физиологические, психологические.

Исходные данные для группировки:

освещенность, показатели соответствия конструкции изделия форме тела человека, запыленность, конструкция изделия соответственно скоростным возможностям человека; соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации; токсичность; соответствие конструкции изделия слуховым возможностям человека; перегрузки (ускорения); соответствие конструкции изделия распределению веса человека; вибрация: шум: соответствие конструкции изделия осязательным возможностям человека; яркость; напряженность магнитного и электрического поля; соответствие отдельных органов человека частям изделия, входящим в контакт с человеком; контрастность; цвет; легкость и быстрота формирования навыков при эксплуатации изделия.

Вариант 6

1. Комплексная система управления качеством продукции (УКП). Принципы и функции системы управления качеством продукции.

2. Ответственность за нарушение требований по безопасности и правил сертификации товаров и услуг.

3. Задача: Построить диаграмму Парето, если известно распределение брака по причинам:

1) нарушение технологической дисциплины - 47,8 %;

2) неудачная конструкция технологической оснастки - 40,1 %;

3) дефекты в комплектующих изделиях - 4,3 %;

4) недостаточность освещения - 3,4 %;

5) прочие причины - 4,4 %.

Вариант 7

1. Основы технических измерений. Разновидности измерений и средств измерений

2. Брак в производстве, его виды. Показатели брака в производстве (абсолютные и относительные)

3. Задача: Известно, что на контроль поступила партия изделий в количестве 100 штук, причем производитель неоднократно поставлял недоброкачественную продукцию. С уровнем дефектности 6,5 % установить режим контроля и разработать программу контроля, используя приведенную выписку из ГОСТа. Сделать вывод о приемке партии, если число дефектных изделий в партии составляет 2 единицы. Изменится ли вывод, если уровень дефектности изменится до 2,5 %

Объем партии Объем выборки С1 и С2 при приемочном уровне дефектности
2,5 4,0 6,5
С1 С2 С1 С2 С1 С2
16-25
26-50
51-90
91-150

Вариант 8

1. Механизм управления качеством продукции. Этапы развития системного подхода в управлении качеством продукции.

2. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ)

3. Задача: Имеются следующие данные по заводу (тыс. ден. единиц):

1. Валовая продукция по себестоимости - 90250;

2. Потери от брака, % - 1,2

3. Стоимость брака по цене использования - 2100;

4. Удержано за брак с виновников - 980;

5. Стоимость доделок исправимого брака - 2537;

Определить себестоимость окончательно забракованных изделий.

Вариант 9

1. Комплексные системы обеспечения качества продукции. Характеристика стандартов ИСО серии 9000

2. Ответственность за нарушение правил законодательной метрологии

3. Задача: Некоторый технологический процесс контролируется по двум параметрам А и Б. Допустимые значения, заданные технологическим регламентом Рна =300, а по Рнб=10. Определить показатели нестабильности технологического процесса:

№ замера Параметр А Параметр Б

Вариант 10

1. Статистический приемочный контроль качества продукции. Организация контроля качества продукции

2. Роль измерений и значение метрологии. Обеспечение единства измерений

3. Задача: По предприятию имеются следующие данные:

Вид продукции Сорт Оптовая цена, усл. д. ед. Выпуск, тыс. тыс. шт.
      предыдущий год отчетный год
А I II 45,0 42,5
Б I II 18,5 16,8

Определить среднюю оптовую цену продукции в предыдущем году по видам продукции, индексы сортности, накопления, полученные от изменения сортности.

ГЛОССАРИЙ

Акт проверки - документ, являющийся основанием для выдачи предписаний и постановлений о применении мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.

Государственный реестр средств измерений предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России.

Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта.

Заявление о соответствии – заявление поставщика под его полную ответственность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия – знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Идентификация - признание соответствия, тождественности, отождествление объектов, опознание (установление подобия двух предметов, понятий) на основании определенных признаков, являющихся отличительными для данного объекта.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Качество товара – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением.

Комплексная экспертиза - экспертиза потребительских свойств товаров, которая проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления.

Контроль качества продукции - проверка соответствия качества установленным требованиям.

Коэффициент дефектности - средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции.

Критерий управления качеством товаров - разработка оптимальных требований к качеству продукции, позволяющей полней удовлетворять потребности при наилучшем использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Маркировка - комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий, непосредственно на издание, упаковку (тару), таблицу, ярлык или этикетку.

Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что изделие или услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству.

Общее руководство качеством – аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Включает в себя оперативное планирование, распределение ресурсов и другие систематические действия в области качества, такие как планирование качества, проведение работ и оценка результатов.

Орган по сертификации –орган, проводящий сертификацию соответствия.

Показатели качества продукции- показатели, количественно характеризующие пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности общества. Они могут быть единичными и комплексными.

Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества

Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Служит основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации.

Самосертификация - сертификация, при которой изготовитель продукции гарантирует потребителю- заказчику соответствие качества выпускаемой продукции, что оговаривается в специальном документе или соответствующим знаком соответствия.

Селекция объектов стандартизации- деятельность, заключающаяся в отборе таких объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.

Сертификация добровольная - сертификация, которая проводится по инициативе предприятия- изготовителя, при этом преследуется цель повысить конкурентоспособность своей продукции.

Сертификация обязательная - сертификация, которая преследует цель обеспечить безопасность и экологичность продукции. Проводится по инициативе государства.

Сертификационная проверка – независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов

Сертификация продукции - комплекс действий, в результате которых с помощью специального документа- сертификата (или знака соответствия) подтверждается соответствие требованиям международных, национальных стандартов стран- импортеров продукции, государственных стандартов.

Сертификация соответствия - сертификация, которая проводится специальными органами, независимыми от участвующих сторон.

Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применении в общественном производстве.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции, а также правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.

Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе

Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствования элементов производства и системы качества.

Уровень качества продукции - относительная величина, характеризующая качество продукции; основана на сравнении совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей.

Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Центральный орган по сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Эксперт(по сертификации, аккредитации ) - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Этикетка - это ярлык на товаре (или его упаковке) с информацией названия товара; знаков соответствия; товарного знака (индекса обслуживания); наименования места прохождения товаров; символов, обозначающих меры предосторожности при обработке; штриховой код и т.п. сформулированные высшим руководством.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

1. Андронова И.В., Попов В.Г. Сертификация услуг общественного питания: Учебное пособие. –Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет», 2001

2. Артемьев Б.Г., Голубев С.Н. Справочное пособие для метрологической службы. Кн.1. -М.: Издательство стандартов, 1990

3. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. Часть 1,2,3 –СПб.: Изд-во СПб УЭФ,1995

4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2000

5. Внедрение стандартов ИСО серии 9000: неформальный подход // Стандарты и качество. 1991, №9

6. Войтоловский В.Н., Окрепилов В.В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во СПб УЭФ,1992

7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. –Ростов н /Д: Феникс,2000

8. Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” от 7.02.92. Защита прав потребителей. Сборник нормативных документов. -М.: Издательство “ЭНН”. Центр правовой защиты, 1995

9. Законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» // Я.Е. Парция. Постатейные комментарии. –М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996

10. Защита прав потребителей. Сборник нормативных документов. Отв. за выпуск А. Воробьев. -М.: Издательство “ЭНН”. Центр правовой защиты, 1995

11. Исикава К. Японские методы управления качеством. –М.: Экономика,1988

12. Качество продукции: Экономический словарь \ Под ред. Калиновской. -М.: Экономика, 1990.- с.96

13. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебн. пособие для вузов \ Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997

14. Коробейников И. Н., Петрик А.И. Основы стандартизации, метрологии и сертификации товаров и услуг: Учебное пособие для студентов специальности «Коммерция».-СПб.: СПбГИЭА, 2000

15. Куликов А.Б. Защита прав потребителей. 2-е изд., доп. И перераб. –М.: Издательство «Ось-89», 2000

16. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров: Учебник для вузов. -М.: ТОО ”Люкс- арт”,1994

17. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Задания к лабораторно-практическим работам для студентов всех специальностей. –М.: МГУК, 2000

18. Медведев А.М., Ряполов А.Д. Международная стандартизация и сертификация продукции. -М.: Издательство стандартов, 1989

19. Менеджмент систем качества. Учебное пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташев и др. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997

20. Минин Б.А. Качество. Как его анализировать? -М.: Финансы и статистика. 1989

21. Нанивская В.Г., Андронова И.В. Управление качеством продукции: ситуационный практикум: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2000

22. Ноулер Л и др. Статистические методы контроля качества продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1989

23. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., перераб. И доп. –М.: «Ось-89», 1996

24. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. –М.: Изд-во стандартов, 1995

25. Правила по сертификации. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. –М.: Госстандарт РФ, 1995

26. «Семь инструментов качества» в японской экономике. –М.: Изд-во стандартов, 1990

27. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. –М.: Логос, 2000

28. Сертификация продукции и услуг в РФ -2-е изд., перераб. И доп. -М.:” Ось-89”, 1996

29. Статистические методы повышения качества . Под ред. Хитоси Куме –М.: Финансы и статистика, 1990

30. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.» банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

31. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС»,2000

32. Харрингтон Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях. –М.: Экономика, 1990

33. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав поьребителей: Учебно-практическое пособие / Под общей ред. Л.П. Дашкова. –М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Наши рекомендации