Типовые задания для индивидуальных работ
В качестве индивидуальной работы каждый студент заочной формы обучения должен выполнить задание, состоящее из двух частей: теоретической и расчетно-аналитической.
Теоретическую часть задания студенты выполняют в виде ответов на поставленные вопросы.
Расчетно-аналитическое задание предполагает решение задачи, связанной с проблемами управления качеством продукции.
Вариант 1
1. Понятие о качестве продукции. Показатели качества продукции (единичные и комплексные), методы их расчета.
2. Сертификация продукции и услуг. Виды сертификации: обязательная и добровольная сертификация.
3. Задача: Рассчитать число дефектных изделий в контрольно-измерительном приборе, если в нем используются 500 электронных компонентов, по каждому из которых число РРm=10.
Вариант 2
1. Статистические методы анализа качества продукции
2. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Схемы сертификации продукции.
3. Задача: Имеются следующие данные о выпуске продукции (см. табл.):
Сорт продукции | Плановая цена за 1 шт., усл. д.ед. | Количество, тыс. шт. | |
по плану | фактически | ||
- | |||
Всего | - |
Определите долю каждого сорта в стоимости продукции, среднюю сортность, цену по плану и фактически, индекс сортности.
Вариант 3
1. Контроль качества продукции. Виды контроля. Показатели дефектности продукции.
2. Сертификация услуг, ее участники и порядок осуществления. Схемы сертификации услуг.
3. Задача: На заводе за отчетный период стоимость окончательного брака составила 72500 тыс. денежных единиц (д.ед.), расходы по исправлению брака (исправимого) - 42150 тыс. д.ед., стоимость окончательного брака по цене использования - 3998 тыс. д.ед. Взыскано с поставщиков по претензиям за поставку недоброкачественных материалов - 1850 тыс. д.ед. Удержано за брак с виновников - 2520тыс. д.ед. Валовая продукция за тот же период по себестоимости составила - 1715112 тыс. д.ед. Определите: абсолютные и относительные показатели брака и размера потерь от брака за отчетный период.
Вариант 4
1. Государственная система стандартизации. Органы и службы стандартизации РФ. Характеристика стандартов различных уровней.
2. Зарубежный опыт обеспечения качества продукции.
3. Задача: Имеются следующие данные об уровнях показателей качества продукции углеобогатительной фабрики (%):
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год |
Средняя зольность | 7,3 | 7,0 |
Средняя влажность | 15,0 | 12,0 |
Среднее содержание серы | 2,5 | 2,0 |
Определите сводный коэффициент изменения уровня качества концентрата в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Вариант 5
1. Стандартизация продукции, ее цель и задачи. Методические основы стандартизации
2. Сортность продукции. Показатели сортности, их анализ.
3. Задача: Из приведенного ниже перечня эргонометрических показателей необходимо сформировать четыре группы: гигиенические, антропологические, физиологические, психологические.
Исходные данные для группировки:
освещенность, показатели соответствия конструкции изделия форме тела человека, запыленность, конструкция изделия соответственно скоростным возможностям человека; соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации; токсичность; соответствие конструкции изделия слуховым возможностям человека; перегрузки (ускорения); соответствие конструкции изделия распределению веса человека; вибрация: шум: соответствие конструкции изделия осязательным возможностям человека; яркость; напряженность магнитного и электрического поля; соответствие отдельных органов человека частям изделия, входящим в контакт с человеком; контрастность; цвет; легкость и быстрота формирования навыков при эксплуатации изделия.
Вариант 6
1. Комплексная система управления качеством продукции (УКП). Принципы и функции системы управления качеством продукции.
2. Ответственность за нарушение требований по безопасности и правил сертификации товаров и услуг.
3. Задача: Построить диаграмму Парето, если известно распределение брака по причинам:
1) нарушение технологической дисциплины - 47,8 %;
2) неудачная конструкция технологической оснастки - 40,1 %;
3) дефекты в комплектующих изделиях - 4,3 %;
4) недостаточность освещения - 3,4 %;
5) прочие причины - 4,4 %.
Вариант 7
1. Основы технических измерений. Разновидности измерений и средств измерений
2. Брак в производстве, его виды. Показатели брака в производстве (абсолютные и относительные)
3. Задача: Известно, что на контроль поступила партия изделий в количестве 100 штук, причем производитель неоднократно поставлял недоброкачественную продукцию. С уровнем дефектности 6,5 % установить режим контроля и разработать программу контроля, используя приведенную выписку из ГОСТа. Сделать вывод о приемке партии, если число дефектных изделий в партии составляет 2 единицы. Изменится ли вывод, если уровень дефектности изменится до 2,5 %
Объем партии | Объем выборки | С1 и С2 при приемочном уровне дефектности | |||||
2,5 | 4,0 | 6,5 | |||||
С1 | С2 | С1 | С2 | С1 | С2 | ||
16-25 | |||||||
26-50 | |||||||
51-90 | |||||||
91-150 |
Вариант 8
1. Механизм управления качеством продукции. Этапы развития системного подхода в управлении качеством продукции.
2. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ)
3. Задача: Имеются следующие данные по заводу (тыс. ден. единиц):
1. Валовая продукция по себестоимости - 90250;
2. Потери от брака, % - 1,2
3. Стоимость брака по цене использования - 2100;
4. Удержано за брак с виновников - 980;
5. Стоимость доделок исправимого брака - 2537;
Определить себестоимость окончательно забракованных изделий.
Вариант 9
1. Комплексные системы обеспечения качества продукции. Характеристика стандартов ИСО серии 9000
2. Ответственность за нарушение правил законодательной метрологии
3. Задача: Некоторый технологический процесс контролируется по двум параметрам А и Б. Допустимые значения, заданные технологическим регламентом Рна =300, а по Рнб=10. Определить показатели нестабильности технологического процесса:
№ замера | Параметр А | Параметр Б |
Вариант 10
1. Статистический приемочный контроль качества продукции. Организация контроля качества продукции
2. Роль измерений и значение метрологии. Обеспечение единства измерений
3. Задача: По предприятию имеются следующие данные:
Вид продукции | Сорт | Оптовая цена, усл. д. ед. | Выпуск, тыс. тыс. шт. | |
предыдущий год | отчетный год | |||
А | I II | 45,0 42,5 | ||
Б | I II | 18,5 16,8 |
Определить среднюю оптовую цену продукции в предыдущем году по видам продукции, индексы сортности, накопления, полученные от изменения сортности.
ГЛОССАРИЙ
Акт проверки - документ, являющийся основанием для выдачи предписаний и постановлений о применении мер воздействия в соответствии с действующим законодательством.
Государственный реестр средств измерений предназначен для регистрации средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России.
Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта.
Заявление о соответствии – заявление поставщика под его полную ответственность о том, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Знак соответствия – знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Идентификация - признание соответствия, тождественности, отождествление объектов, опознание (установление подобия двух предметов, понятий) на основании определенных признаков, являющихся отличительными для данного объекта.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
Качество товара – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением.
Комплексная экспертиза - экспертиза потребительских свойств товаров, которая проводится для всестороннего изучения и оценки качества групп однотипных товаров, выпускаемых серийно для массового потребления.
Контроль качества продукции - проверка соответствия качества установленным требованиям.
Коэффициент дефектности - средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции.
Критерий управления качеством товаров - разработка оптимальных требований к качеству продукции, позволяющей полней удовлетворять потребности при наилучшем использовании трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Маркировка - комплекс обозначений, состоящих из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий, непосредственно на издание, упаковку (тару), таблицу, ярлык или этикетку.
Метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что изделие или услуга удовлетворяют определенным требованиям к качеству.
Общее руководство качеством – аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Включает в себя оперативное планирование, распределение ресурсов и другие систематические действия в области качества, такие как планирование качества, проведение работ и оценка результатов.
Орган по сертификации –орган, проводящий сертификацию соответствия.
Показатели качества продукции- показатели, количественно характеризующие пригодность продукции удовлетворять те или иные потребности общества. Они могут быть единичными и комплексными.
Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества
Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Служит основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации.
Самосертификация - сертификация, при которой изготовитель продукции гарантирует потребителю- заказчику соответствие качества выпускаемой продукции, что оговаривается в специальном документе или соответствующим знаком соответствия.
Селекция объектов стандартизации- деятельность, заключающаяся в отборе таких объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве.
Сертификация добровольная - сертификация, которая проводится по инициативе предприятия- изготовителя, при этом преследуется цель повысить конкурентоспособность своей продукции.
Сертификация обязательная - сертификация, которая преследует цель обеспечить безопасность и экологичность продукции. Проводится по инициативе государства.
Сертификационная проверка – независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов
Сертификация продукции - комплекс действий, в результате которых с помощью специального документа- сертификата (или знака соответствия) подтверждается соответствие требованиям международных, национальных стандартов стран- импортеров продукции, государственных стандартов.
Сертификация соответствия - сертификация, которая проводится специальными органами, независимыми от участвующих сторон.
Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и применении в общественном производстве.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение комплексного управления качеством.
Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.
Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции, а также правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе
Улучшение качества – постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствования элементов производства и системы качества.
Уровень качества продукции - относительная величина, характеризующая качество продукции; основана на сравнении совокупности показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых показателей.
Управление качеством продукции - установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.
Центральный орган по сертификации – орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.
Эксперт(по сертификации, аккредитации ) - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Этикетка - это ярлык на товаре (или его упаковке) с информацией названия товара; знаков соответствия; товарного знака (индекса обслуживания); наименования места прохождения товаров; символов, обозначающих меры предосторожности при обработке; штриховой код и т.п. сформулированные высшим руководством.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
1. Андронова И.В., Попов В.Г. Сертификация услуг общественного питания: Учебное пособие. –Тюмень: Изд-во «Нефтегазовый университет», 2001
2. Артемьев Б.Г., Голубев С.Н. Справочное пособие для метрологической службы. Кн.1. -М.: Издательство стандартов, 1990
3. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством продукции. Часть 1,2,3 –СПб.: Изд-во СПб УЭФ,1995
4. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2000
5. Внедрение стандартов ИСО серии 9000: неформальный подход // Стандарты и качество. 1991, №9
6. Войтоловский В.Н., Окрепилов В.В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во СПб УЭФ,1992
7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. –Ростов н /Д: Феникс,2000
8. Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” от 7.02.92. Защита прав потребителей. Сборник нормативных документов. -М.: Издательство “ЭНН”. Центр правовой защиты, 1995
9. Законы Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» // Я.Е. Парция. Постатейные комментарии. –М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996
10. Защита прав потребителей. Сборник нормативных документов. Отв. за выпуск А. Воробьев. -М.: Издательство “ЭНН”. Центр правовой защиты, 1995
11. Исикава К. Японские методы управления качеством. –М.: Экономика,1988
12. Качество продукции: Экономический словарь \ Под ред. Калиновской. -М.: Экономика, 1990.- с.96
13. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебн. пособие для вузов \ Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
14. Коробейников И. Н., Петрик А.И. Основы стандартизации, метрологии и сертификации товаров и услуг: Учебное пособие для студентов специальности «Коммерция».-СПб.: СПбГИЭА, 2000
15. Куликов А.Б. Защита прав потребителей. 2-е изд., доп. И перераб. –М.: Издательство «Ось-89», 2000
16. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управления качеством товаров: Учебник для вузов. -М.: ТОО ”Люкс- арт”,1994
17. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Задания к лабораторно-практическим работам для студентов всех специальностей. –М.: МГУК, 2000
18. Медведев А.М., Ряполов А.Д. Международная стандартизация и сертификация продукции. -М.: Издательство стандартов, 1989
19. Менеджмент систем качества. Учебное пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташев и др. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997
20. Минин Б.А. Качество. Как его анализировать? -М.: Финансы и статистика. 1989
21. Нанивская В.Г., Андронова И.В. Управление качеством продукции: ситуационный практикум: Учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2000
22. Ноулер Л и др. Статистические методы контроля качества продукции. -М.: Изд-во стандартов, 1989
23. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., перераб. И доп. –М.: «Ось-89», 1996
24. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. –М.: Изд-во стандартов, 1995
25. Правила по сертификации. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации. –М.: Госстандарт РФ, 1995
26. «Семь инструментов качества» в японской экономике. –М.: Изд-во стандартов, 1990
27. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. –М.: Логос, 2000
28. Сертификация продукции и услуг в РФ -2-е изд., перераб. И доп. -М.:” Ось-89”, 1996
29. Статистические методы повышения качества . Под ред. Хитоси Куме –М.: Финансы и статистика, 1990
30. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.» банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
31. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС»,2000
32. Харрингтон Дж.Х. Управление качеством в американских корпорациях. –М.: Экономика, 1990
33. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав поьребителей: Учебно-практическое пособие / Под общей ред. Л.П. Дашкова. –М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ