Часть 2. Экономическая теория
Российская академия предпринимательства
Челябинский филиал
Кафедра экономики и менеджмента
Учебный год
Утверждено на заседании кафедры экономики и менеджмента «02» октября 2012 г. (протокол № 2) | Утверждаю Директор ЧФ РАП __________________Сорочан Ю.В. «___»______________ 2012 г. |
ПРОГРАММА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080507.65
«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»
(специалитет)
Челябинск, 2012
Итоговый междисциплинарный экзамен включает специализацию – «Предпринимательство». Вопросы составлены на основе изучения обще-профессиональных и специальных дисциплин: «Менеджмент», «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Мировая и национальная экономика», «Экономическая теория», «Основы предпринимательства», «Управление персоналом».
Каждый билет междисциплинарного государственного экзамена содержат три теоретических вопроса по актуальным вопросам менеджмента.
Часть 1. Общая теория менеджмента
1. Сущность, функции, цель и задачи менеджмента
2. Особенности возникновения и развития менеджмента в России
3. Основные этапы развития менеджмента: Классическая (административная) школа в управлении; сущность, основные представители
4. Основные этапы развития менеджмента: Школа человеческих отношений в управлении; сущность, основные представители
5. Основные этапы развития менеджмента: Школа научного управления (рационалистическая школа) в управлении; сущность, основные представители
6. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента: сущность, цели и особенности
7. Современные тенденции развития организационно-управленческих структур
8. Менеджер: функции и задачи, требования, архетипы и роли менеджера
9. Содержательные теории мотивации и их практическое значение
10. Процессуальные теории мотивации и их практическое значение
11. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации
12. Понятие и сущность контроля в менеджменте, его этапы и виды
13. Коммуникации: понятие, роль и место в управлении организацией
14. Конфликт: понятие, роль, виды, методы управления
15. Сущность и основные концепции лидерства. Специфика реализации
лидерских качеств менеджмента
16. Понятие власти: основные типы и формы в организации
17. Стили управления в менеджменте: сущность, особенности и виды
18. Сущность, функции, цель и задачи финансового менеджмента
19. Стратегический менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией
20. Инструментарий менеджмента: SWOT-анализ, STEEP-анализ; сущность и последовательность выполнения
21. Сущность и виды стратегий организации
22. Сущность, функции, цель и задачи инновационного менеджмента
23. Модель "пяти сил" М. Портера. Анализ конкурентных сил.
24. Уровни развития организации. Информация и энтропия.
25. Сущность и содержание оценки персонала организации
26. Подготовка кадрового резерва, оценка и анализ карьеры
27. Внутренняя среда организации: основные компоненты и методы анализа их состояния
28. Бизнес-план предприятия: сущность, структура и краткая характеристика основных разделов.
29. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте: их сущность и отличия.
30. Цель как важнейшая характеристика менеджмента. Классификация целей. Понятие «дерева целей»
Часть 2. Экономическая теория
1. Экономическая теория в системе современного научного знания
2. Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот
3. Собственность и хозяйствование экономических субъектов
4. Виды собственности: сущность и особенности
5. Экономический выбор. Граница производственных возможностей, Альтернативные издержки
6. Закон спроса. Спрос и его величина. Эластичность спроса
7. Закон предложения, Предложение и величина предложения, Эластичность предложения
8. Рыночное равновесие, Излишки потребителя и производителя
9. Общие принципы поведения фирмы на конкурентном рынке: сущность, специфика, проблемы
10. Экономические и социальные проблемы инфляции
11. Безработица – причины и виды. Государственная политика занятости
12. Эффект дохода и эффект замещения: сущность и особенности
13. Валовая выручка и издержки: сущность и особенности
14. Монополистическая конкуренция: сущность и особенности
15. Олигополия: сущность, специфика и особенности
16. Система организации оплаты труда
17. Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики
18. Экономический цикл: причины, типы. Длинные волны
19. Валютный курс: фиксированный и плавающий курсы. Паритет покупательной способности
Логистика
20. Распределительная логистика: основные элементы и их содержание, способы и методы реализации.
21. Основные модели управления запасами.
22. Закупочная логистика: сущность понятия и задачи. Система поставок «Точно в срок».
23. Производственная логистика: выталкивающая и вытягивающая системы управления материальными потоками.
24. Логистические каналы и цепи: сущность, виды, использование
Организационное поведение
25. Группа как объект управления. Формальные и неформальные группы.
26. Многоуровневая модель организационной культуры.
27. Стрессы: причины возникновения, сущность и виды. Принципы и методы психогигиены стресса.
Инновационный менеджмент
28. Этапы инновационного цикла.
29. Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности. Критерии инвестиционной привлекательности.
30. Организационные формы инновационного менеджмента. Бизнес-инкубаторы, парки и технополисы, их роль в создании инноваций.