Тема 1. Статистика как наука
СТАТИСТИКА
Методические указания к изучению курса для обучающихся по направлению 080200
(080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в строительстве,
городское хозяйство, операции с недвижимым имуществом»), 080200.62 «Менеджмент»)
Хабаровск
Издательство ТОГУ
УДК 31:33(076.5)
Статистика :методические указания к изучению курса для обучающихся по направлению 080200 (080502.65 «Экономика и управление на предприятии
(в строительстве, городское хозяйство, операции с недвижимым имуществом»), 080200.62 «Менеджмент») / сост. О. Ф. Аксюк, С. С. Бойкова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. – 44 c.
Методические указаниясоставлены на кафедре «Экономика и менеджмент». Включают цель и задачи изучения курса, задачи по темам курса, вопросы к зачету и экзамену, рекомендательный библиографический список.
Печатается в соответствии с решениями кафедры «Экономика и менеджмент» и методического совета факультета экономики и управления.
-
Главный редактор Л. А. Суевалова
Редактор Е. Н. Ярулина
Подписано в печать 30.11.11. Формат 60 × 841/16. Бумага писчая. Гарнитура «Таймс».
Печать цифровая. Усл. печ. л. 2,6. Тираж 100 экз. Заказ 238.
Издательство Тихоокеанского государственного университета.
680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.
Отдел оперативной полиграфии издательства Тихоокеанского государственного университета.
680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.
© Тихоокеанский государственный университет, 2011
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Статистика – общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности, причем в конкретных условиях места и времени[1].
Цель дисциплины «Статистика» – изучение статистических методов и применение их при исследовании социально-экономических процессов, протекающих в организациях, на предприятиях, фирмах, в отраслях национальной экономики.
Задачи изучения курса:
- уметь собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию;
- уметь при помощи обоснованной системы показателей выявлять имеющиеся резервы роста эффективности производства и прогнозировать тенденции его развития.
По окончании изучения курса студент должен
знать:
- предмет, метод и задачи статистики,
- источники статистической информации,
- статистические методы классификации и группировки, анализа взаимосвязей и динамики социально-экономических явлений,
- статистическую методологию национального счетоводства и макроэкономических расчетов,
- статистические методы исследования экономической конъюнктуры, деловой активности предприятия,
- статистический анализ эффективности функционирования предприятия;
владеть:
- статистическими методами сбора и обработки информации,
- статистическими методами анализа информации о состоянии и тенденций изменения социально-экономических явлений и процессов.
ЗАДАЧИ ПО ТЕМАМ КУРСА
Тема 1. Статистика как наука
Вопросы для обсуждения
1. Статистика как наука (понятие, значение).
2. История статистики.
3. Предмет статистики.
4. Теоретические основы статистики как науки.
5. Метод статистики.
Основные понятия темы. Статистика, предмет статистики, статистическая закономерность, признак, количественные признаки, атрибутивные признаки, результативный признак, факторный признак, дискретный признак, непрерыв-ный признак, детерминированные признаки, стохастические признаки, статис-тическая методология, статистический показатель, статистическая совокуп-ность, единица статистической совокупности.
Задача 1
Какие из перечисленных признаков относятся к количественным, а какие – к атрибутивным:
1) стоимость основных производственных фондов;
2) численность персонала фирмы;
3) средний возраст рабочих;
4) пол работника;
5) балансовая прибыль предприятия;
6) социальный статус родителей абитуриента;
7) организационно-правовая форма предприятия;
8) размер уставного капитала предприятия;
9) направление бакалавриата.
Задача 2
Перечислите признаки (7–10), при помощи которых можно охарактеризо-вать студентов, обучающихся в Вашей группе.
Задача 3
Назовите факторные признаки, определяющие вариацию производитель-ности труда на предприятии.
Задача 4
Приведите перечень показателей, характеризующих:
1) трудовые ресурсы предприятия;
2) предприятия строительства;
3) предприятия промышленности.
Задача 5
Какие из перечисленных признаков являются прерывными, а какие – непре-рывными:
1) численность персонала;
2) производительность труда;
3) этажность здания;
4) процент выполнения плана выпуска продукции;
5) количество комнат в квартире.