Государственного образовательного учреждения

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра менеджмента и маркетинга

Факультет экономический

У Т В Е Р Ж Д Е Н О:

Декан Степанов И.Г.

(ф.и.о. декана)

« 20» января 2009 г.

_________________________

Методические рекомендации

по выбору тем курсовых работ по дисциплине

"Менеджмент"

для студентов экономического факультета

(группы МРЗВ,С-10; ЭГЗВ,С-10; ЭПЗВ,С-10)

Составитель:

ст. преподаватель кафедры МиМ Ершова О.С.

(Ф.И.О., должность и степень)

Новокузнецк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 4

2 ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 5

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 6

3.1 Объект исследования курсовой работы.. 6

3.2 Порядок сбора материалов для выполнения курсовой работы.. 6

3.3 Структура курсовой работы, требования по ее содержанию.. 7

3.4 Требования к оформлению курсовой работы.. 12

4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РБАОТЫ... 19

Приложение 1. 21

Приложение 2. 22

Приложение 3. 23

Приложение 4. 31

Приложение 5. 32

Приложение 6. 33

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент организации, работающей в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный руководитель должен обладать и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области управления отдельными социально-экономическими процессами, протекающими в организации и вне нее. Для современной отечественной экономики проблема низкой квалификации руководителей и собственников хозяйствующих субъектов в сфере управления является особо актуальной. Причем причина кроется не столько в отсутствии знаний о прогрессивных методах и технологиях управления, сколько в недостаточности опыта и навыков практического их применения, а также в неэффективном фрагментарном и некомплексном внедрении научных разработок в области менеджмента.

Выполнение курсовой работы по дисциплинам "Менеджмент" призвано сформировать у студентов более четкое восприятие всей полноты, глубины, сложности и многогранности проблем управления, а также привить определенные навыки практического применения полученных теоретических знаний. Вместе с тем решение конкретной задачи прикладного или теоретического характера в условиях реальных организаций позволяет студентам получить ценный опыт и развить умения самостоятельной творческой деятельности.

Настоящие методические указания по выбору тем курсовых работ предназначены для студентов, а также руководителей и консультантов курсовых работ по дисциплине "Менеджмент".

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется для закрепления и углубления теоретических знаний по дисциплине «Менеджмент», для овладения практическими навыками аналитической работы, необходимыми для будущей деятельности специалиста.

Основными задачами являются:

- изучение нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность организаций и протекание каких-либо социально-экономических процессов, как в организации, так и в ее окружении;

- углубленное изучение передового зарубежного и отечественного опыта управления в разрезе рассматриваемой темы;

- изучение условий деятельности организации;

- изучение основных технико-экономических и финансово-экономических показателей деятельности организаций, их динамики;

- изучение структуры системы управления организацией, выявление ее особенностей и определение факторов, влияющих на изменение системы управления и отдельных ее элементов;

- изучение процесса управления, отдельных стадий процесса управления;

- изучение функций управления, определение степени полноты и достаточности полномочий, власти и ресурсов для эффективного выполнения функций;

- изучение методов управления, а также форм и технологии управления отдельными социально-экономическими процессами в организации и др.

При выполнении курсовой работы основным методологическим инструментом является системно-ситуационный подход.

2 ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студент вправе самостоятельно выбрать тему курсовой работы из предложенного перечня (Приложение 1), либо предложить тему, не входящую в предлагаемый перечень тем, представив развернутое обоснование ее актуальности и целесообразности выполнения.

Выбранная тема должна быть актуальной и иметь практическое значение для экономики РФ, региона, муниципального образования, организации, структурного подразделения организации.

При выборе темы необходимо руководствоваться следующими принципами:

- актуальность выполнение работы, практическая значимость результатов проведенного исследования и предложений по повышению эффективности управления;

- наличие личного интереса студента в отношении какой-либо проблемы управления;

- наличие информации и/или доступа к информации, позволяющей исследовать фактически сложившуюся ситуацию в организации (на рынке, в отрасли и т.п.) и выявить факторы, обусловившие возникновение ситуации;

- возможность продолжения исследования в будущем с последующим выполнением дипломной работы и трудоустройством.

Руководитель курсовой работы выдает задание на курсовую работу установленного образца (Приложение 2) с разработанным планом, включающим основные вопросы темы и необходимые литературные источники.

Примерная тематика курсовых работ не исключает права сту­дентам самим предлагать темы и, если они удовлетворяют научно-учебным требованиям, их обычно утверждают. Задача руководителя в этих случаях заключается в том, чтобы помочь студентам с достаточ­ной точностью определить тему и объём работы, установив границы исследования в соответствии с отводимым временем и другими усло­виями (наличие источников, материалов, данных и т.п.).

Примерное содержание курсовых работ по наиболее актуальным темам приведено в приложении 3.

Примерный перечень материалов, необходимых для выполнения курсовой работы представлен в приложении 4.

Во время и после сбора необходимых исходных данных студент приступает к выполнению работы, ясно представляя цель работы и средства ее достижения.

При выполнении курсовой работы студенты могут использовать балансовый метод, метод анализа и обобщения опыта работы передовых организаций, программно-целевой метод, методы экспертных оценок, метод функционально-стоимостного анализа, блочный метод и другие методы. По некоторым темам курсовых работ целесообразно применять методы математической статистики, линейного программирования и другие математические методы.

Примерный перечень литературных источников, необходимый для изучения менеджмента и выполнения курсовой работы, приведен ниже.

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Объект исследования курсовой работы

Курсовая работа выполняется на примере конкретной организа­ции с использованием её материалов, собранных сту­дентами заочного обучения по месту работы.

Выбор объекта исследования (организацию) студент осуществля­ет самостоятельно, руководствуясь своими знаниями, возможностями получения необходимой информации и т.д. В качестве объекта управ­ления может быть выбрана и фирма, с деятельностью которой будут связаны дальнейшие учебные разработки (курсовая работа по менедж­менту может послужить фундаментом выполнения проектов по другим курсам) или деловая карьера автора. Ни отраслевая принадлежность, ни размеры, ни организационно-правовые нормы не должны высту­пать ограничениями при выборе объекта исследования. Им могут быть самые разные организации: промышленные предприятия, банки, стра­ховые компании, учебные заведения, религиозные учреждения, муни­ципальные округа и т.д.

3.2 Порядок сбора материалов для выполнения курсовой работы

Сбор материалов по выбранному объекту анализа осуществляется за определенный анализируемый период времени. Как правило, в качест­ве такого периода принимается год, предшествующий текущему, еще не законченному отчетному году или любой месяц текущего отчетного года (по согласованию с руководителем курсовой работы). Анализ динамики основных технико-экономических показателей производится в зависимости от конкретных условий по одному из сле­дующих вариантов:

- за три последних года, включая и анализируемый год;

- по кварталам анализируемого года;

- по месяцам квартала, включающего анализируемый месяц.

3.3 Структура курсовой работы, требования по ее содержанию

Структура курсовой работы включает следующие элементы:

1. Титульный лист (Приложение 5)

2. Задание на выполнение курсовой работы

3. Реферат (Приложение 6)

4. Содержание

5. Введение

6. Литературный обзор

7. Описание объекта исследования (организации)

8. Аналитическая часть

9. Проектная часть

10. Эффективность проекта

11. Заключение

12. Список использованных источников

13. Приложения

Реферат должен содержать сведения об объеме, количестве иллю­страций, таблиц, использованных источников, приложений; перечень ключевых слов, текст реферата.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание работы, включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных в строку через запятые прописными буквами.

Текст реферата должен отражать объект исследования, цель ра­боты, методы исследования, источники информационного обеспечения работы, полученные результаты, результаты по внедрению, экономи­ческую эффективность.

Объем реферата 1200-2000 знаков (около 1 страницы).

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов с указанием номера страниц, с которых они начинаются.

Введение должно содержать сжатое обоснование актуальности темы, цели и задач исследования, предмета и объекта исследования, информационной базы и методов исследования. Во введении должно быть показано значение решения поставленных задач для развития исследуемого объекта, а также экономики города, региона, России.

Объём введения не более 1, 5-2 страниц.

Литературный обзор представляется в виде об­зора учебно-научной литературы и периодической печати по теме ис­следования. Обзор делается на основании проработки не менее 10 ли­тературных источников.

Объём раздела " Литературный обзор " 15 страниц.

Раздел"Описание объекта исследования (организации)" содержит характеристику исследуемой организации, поэтому здесь рекомендует­ся отразить следующие моменты.

1. Полное название фирмы, её организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ), законодательная основа функционирования.

2. История создания и развития фирмы: время образования, ос­новные этапы развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой фор­мы).

3. Территориальное размещение - указание территории, на кото­рой расположены подразделения фирмы.

4. Вид деятельности организации: производимая продукция, ока­зываемые услуги, отраслевая принадлежность.

5. Масштабы деятельности: объёмные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах "крупное", "среднее" или "малое" предприятие), значение и роль фирмы в отрасли, городе, стра­не.

Объём раздела "Описание объекта исследования (организации)" не должен превышать 5 страниц.

Аналитический раздел включает: системно-ситуационное описа­ние исследуемой фирмы (производственная структура, технологические схемы, динамика технико-экономических показателей); анализ факто­ров внешней и внутренней среды, позволяющий определить возможно­сти развития организации и соответствующие угрозы, её сильные и слабые стороны; основные выводы анализа в виде формулировок на­правлений развития объекта исследования.

Анализ факторов внешней среды даёт возможность определить место и роль фирмы в социально-экономической системе города, ре­гиона, т.к. он выявляет особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое и косвенное воздействие на положение фирмы. Он включает, во-первых, короткий, но обстоятельный аналитический обзор экономической ситуации в стране, ре­гионе, городе и отрасли, тенденций развития и состояния рынка про­дукции (услуг), дополненный изучением социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и платёжеспособный спрос населения на товары или услуги, предоставляемые фирмой. Во-вторых, - рассмотрение таких внешних по отношению к объекту факторов, как экономическая политика, система и масштабы государственного регу­лирования, политика местных органов власти. В-третьих, - изучение социально-экономической системы города для определения и установ­ления связей с её элементами и подсистемами (транспорт, строитель­ный комплекс, инженерная инфраструктура, банки, страховые агентст­ва и т.п.), исследуемой организации. В-четвертых, - оценку тенденций развития техники и технологии в изучаемой области; обработку дан­ных об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках, в уровне образования и распределении доходов; характеристику потен­циала и направленности общественных движений по защите окру­жающей среды, потребителей и других.

При анализе внешних факторов прямого воздействия рекоменду­ется обратить внимание на:

a) поставщиков (их количество, качество и регулярность поста­вок, цены и другие условия);

b) потребителей (категории, рынки, ассортимент, предпочтения,

изменение вкусов и мнений);

c) конкурентов (состояние, возможность появления новых кон­курентов или новых стратегий и программ действующих, барьеры на пути выхода на рынки и возможности изменения сложившейся практи­ки конкурентных отношений);

d) акционеров (доля внешних акционеров, их интересы, приори­теты и ожидания).

Факторы внутренней среды рекомендуется анализировать в раз­резе таких её составляющих, как структура, ресурсы и культура орга­низации.

Рассмотрение структуры организации включает характеристику её производственных подразделений (в аспектах организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.п.) и суще­ствующей в ней организационной структуры управления (с позиций построения последней, уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей, технологии процесса принятия решений и т.д.).

Изучение ресурсов организации важно нацелить на выявление возможностей или ограничений её дальнейшего роста. Нужна оценка всех видов используемых организацией ресурсов: трудовых (здесь пер­востепенна оценка её менеджмента - компетентности и способности работников системы управления успешно реализовать стратегию раз­вития); материальных (зданий, сооружений, оборудования, материалов и пр.); финансовых (учитываются не только наличные финансовые ре­сурсы, но и привлекаемые средства, необходимые для стратегического развития); позиционных (определяются позиция, которую фирма зани­мает на соответствующем рынке и её репутация в отрасли, городе, ре­гионе, стране).

Характеристика культуры организации, обязательная для выбора и обоснования стратегии, должна дать представление об организаци­онных ценностях, об участии работающих в принятии решений, об от­ношениях между членами организации и их готовности к переменам.

Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, пред­ставленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат для раскрытия возможностей этого раз­вития и угрозы ему со стороны окружающей среды, выявления силь­ных и слабых сторон данной фирмы. В курсовой работе рекомендуется применять SWOT - это и есть алгоритм изучения сильных (Strength) и слабых (Weakntss) сторон организации, а также возможностей (Opportunisties) и угроз (Threats) со стороны окружения. Соответствую­щий анализ позволяет определить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития фирмы. Задача разработчика стратегии состоит в том, чтобы определить эти альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям. В этом, собственно, и состоит сложность за­дачи выбора и обоснования стратегии развития объекта.

Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять её долгосроч­ную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть на­правленной на воплощение её миссии. Она служит основой для деталь­ной разработки и постановки стратегических целей каждой функцио­нальной сферы управления фирмой: маркетинга, производства, персо­нала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, её практической реализации.

Проектный раздел включает следующие разработки:

1) построение "дерева целей" стратегии развития организациив целоми каждой функциональной подсистеме;

2) моделирование процессов принятия решений:

3) обоснование изменений в организационной структуре управ­ления (или принципиально новой организационной структуры управ­ления);

4) подготовку предложений по работе с управленческими кадра­ми в аспекте обеспечения заинтересованности всех работающих в реа­лизации стратегии развития организации.

"Дерево целей" стратегии развития организации, а также её под­систем рекомендуется формировать в виде графа, ветви которого от­ражают основные направления работ по реализации стратегии. На­пример, если стратегия развития нацелена на рост производства и по­вышение качества продукции, то в декомпозиции следует выделить каждое из этих направлений: одна ветвь дерева будет характеризовать мероприятия, обеспечивающие рост, вторая - уровень качества. В ре­зультате такого подхода создаётся довольно полная картина тех кон­кретных и адресных задач, которые необходимо решать в процессе реализации стратегии. Это является хорошей базой для формирования стратегических целей по функциональным подсистемам управления (маркетингу, производству, инновациям и т.д.).

Следующий шаг - моделирование процессов принятия решений. В его основе лежит структурирование задач "дерева целей" по трём классам: сильно структурированные, слабо структурированные и не­структурированные. Для каждогоиз них предлагается своя модель принятия решений, возможности которой иллюстрируются на примере одной задаче, соответствующей теме курсовой работы.

Намеченные изменения в организационной структуре прямо вы­текают из принятых в соответствии с вышесказанным решений, поэто­му разработчик должен чётко сформулировать все факторы, которые вызывают необходимость таких преобразований. Введение новых звеньев, изменение числа уровня и характера связей в организационной структуре управления фирмы необходимо обосновать, показав на­правленность этих мер на достижение целей стратегии. Для вновь вве­дённых звеньев рекомендуется установить те новые функции, которые непосредственно вытекают из стратегических целей фирмы в целом, её подразделений и функциональных подсистем.

Завершающим аккордом является разработка предложений по организации и оплате труда работников системы управления, способ­ствующих реализации намеченных целей развития. Здесь уместно рас­смотреть принципы приёма и расстановки управленческих кадров, ор­ганизации и оплаты их труда, подготовки и переподготовки, демокра­тизации и социализации отношений внутри организации, а также рас­ширения степени участия работников в принятии решений, имеющих стратегическое значение для фирмы.

Объём аналитического и проектного разделов в сумме не должен превышать 20 страниц.

В разделе"Эффективность проекта" необходимо обосновать целе­сообразность предложенной разработки решения, касающегося темы курсовой работы и направления его реализации, которое позволяет повысить эффективность деятельности фирмы. Если решение состоит из нескольких мероприятий, то необходимо сделать интегральный (агрегатный) вывод о воздействии всех мероприятий на эффективное развитие фирмы. Вывод даётся в виде расчётных технико-экономических показателей и показателей эффективности управления.

Эффективность проекта рекомендуется дать не более, чем на 5 страницах.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, предложения по их использованию, а также дальнейшее совершенствование системы управления после реализации проектных мероприятий и достижения стратегических целей.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы, которые следу­ет располагать в алфавитном порядке.

Приложения содержат в основном вспомогательный материал. Например, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных дан­ных, инструкции и методики, описание алгоритмов и программ задач, решаемых с помощью ЭВМ, разработанных в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера.

Общий объём курсовой работы должен быть 40-45 страниц, что обеспечивает возможность чёткого изложения всех разделов работы и соответствует современным требованиям к управленческим докумен­там.

3.4 Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа представляется к защите в виде текста, набран­ного на компьютере, к которому предъявляется ряд требований по оформлению.

1. Общие требования

1.1. Страницы текста и включенные в курсовой проект иллюстра­ции, таблицы и распечатки с ЭВМ должны соответствовать формату А4по ГОСТ 9327.

1.2. Работа должна быть отпечатана машинописным способом, используя шрифт Times New Roman Cyr размером 14 через полтора межстрочных интервала и соблюдая следующие размеры полей: левое -не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, ниж­нее - не менее 20 мм.

1.3. Сокращения русских слов и словосочетаний в курсовой ра­боте следует использовать по ГОСТ 7.12.

1.4. Текст основной части делят на разделы, подразделы, пунк­ты.

2. Заголовки

2.1. Заголовки разделов печатаются симметрично тексту пропис­ными буквами. Заголовки подразделов печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной) вразрядку. Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм. Переносы слов в заголовках не допус­каются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

2.2. Заголовки структурных частей курсовой работы печатаютнаотдельной строке прописными буквами (РЕФЕРАТ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.).

2.3. Расстояние между заголовком и текстом должно быть рав­но 3-4 интервалам. Подчеркивать заголовки не допускается.

2.4. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

3. Нумерация

3.1. Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами.

3.2. Титульный лист включают в общую нумерацию курсовой ра­боты. На титульном листе номер не ставят; на последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу.

3.3. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей курсовой работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

3.4. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каж­дого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраз­дела, разделенных точкой. В конце номера подраздела должна быть точка, например: "2.3." (третий подраздел второго раздела).

3.5. Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точками. В конце номера должна быть точка, например: "1.1.2." (второй пункт первого подраздела первого раздела).

3.6. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных лис­тах, и распечатки с ЭВМ включают в общую нумерацию страниц кур­совой работы.

3.7. Иллюстрации, таблицы, распечатки с ЭВМна листе формата A3 учитывают как одну страницу.

3.8. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах всей ра­боты. Номер иллюстрации помещают под иллюстрацией, ниже пояс­няющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.

3.9. Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем уг­лу над заголовком таблицы после слова "Таблица". Если в работе од­на таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.

3.10. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) сло­во "Таблица" и номер ее указывают один раз справа над первой ча­стью таблицы, над другими частями пишут слово "Продолжение". Ес­ли в работе несколько таблиц, то после слова "Продолжение" указы­вают номер таблицы, например: "Продолжение табл. I".

3.11. Формулы (если их более одной) нумеруют арабскими циф­рами в пределах работы. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (3). Если в работе одна формула или уравнение, их не нумеруют.

3.12. Примечания к тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно араб­скими цифрами. Если примечаний несколько, то после слова "Примечания" ставят двоеточие, например:

Примечания:

1) .................

2) .................

З.13. Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова "Примечание" ставят точку. Слово "Примечание" следует печататьс абзацного отступа вразрядку.

3.14. Перечисления,при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать по­рядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д. и печатать строчными буквами с абзацного отступа.

3.15. В пределах одного пункта или подпункта не допускается бо­лее одной группы перечислений. 4. Иллюстрации

4.1. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­снимки) следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей стра­нице.

4.2. Чертежи, графики, диаграммы, схемы, помещаемые в курсо­вой работы, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД.

4.3. Фотографии размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

4.4. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.

4.5. Иллюстрации должны иметь наименование. При необходи­мости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуноч-ный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняю­щие данные - под ней (см. приложение6).

5. Таблицы

5.1. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в ви­де таблиц (см. приложение 5).

5.2. Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово "Таблица" начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают.

5.3. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предло­жение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельные. Делить головки таблицы по диагонали не допускается. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Графу "№ п.п." в таблицу включать не следует.

5.4. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тек­сте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота курсо­вой работы или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При пе­реносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью. Таблицу с большим количеством граф допуска­ется делить на части и помещать одну часть под другой в пределах од­ной страницы. Если строки или графы таблицы выходят за формат таблицы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик.

5.5. Если повторяющийся в графе таблицы текст состоит из одно­го слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или бо­лее слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не при­водят, то в ней ставят прочерк.

6. Формулы

6.1. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последо­вательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую стро­ку объяснения начинают со слова "где" без двоеточия (см. приложение 7).

6.2. Уравнения и формулы следует выделять из текста свободны­ми строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или по­сле знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:).

6.3. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается. Формулы должны быть написаны чертежным шрифтом не менее 2, 5 мм.

7. Ссылки

7.1. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.

7.2. Ссылки в тексте на источники допускается приводить в под­строчном примечании или указывать порядковый номер по списку ис­точников, выделенный двумя косыми чертами.

7.3. Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллю­страции, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указыватьих порядковым номером, например: "... в разд. 4", "... по п. 3.3.4", "... в подпункте 2.3.4.1, перечисление З", "...по форму­ле (3)","... в уравнении (2)","... на рис. 8","... в приложении б".

7.4. Если в курсовой работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылке писать "на рисунке", "в таблице", "по формуле", "в уравнении", "в при­ложении".

8. Содержание

8.1. Содержание включает наименование всех разделов, подраз­делов и пунктов (если имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов). Пример оформления в приложении 3.

9. Список использованных источников

9.1. Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы.

9.2. Источники следует располагать в порядке появления ссылок в тексте курсовой работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой,

9.3. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 (см. приложение 6). 10. Приложения

10.1. Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих ее страницах или в виде отдельной части (книги), располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

10.2. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ", напечатан­ного прописными буквами и иметь содержательный заголовок.

10.3. Если в курсовой работе более одного приложения, их нуме­руют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например:

ПРИЛОЖЕНИЕ I, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

10.4. При оформлении приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием курсовой работы печатают прописны­ми буквами слово "ПРИЛОЖЕНИЯ".

10.5. Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы и пункты, нумеруемые араб­скими цифрами в пределах каждого приложения в соответствии с тре­бованиями пунктов 3.3., 3.4., 3.5.

10. Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения в со­ответствии с требованиями пунктов 3.8., 3.9., 3.11.

4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РБАОТЫ

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 2003. - 416с. - (Серия "Теория и практика менеджмента").

2. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.:Экономика, 1989. - 519с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Гардарика, 2003. - 296с.

4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 560с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования / Учебное пособие. – М.:Издательство «Финпресс», 2003. – 192с.

6. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. – 195с.

7. Золотов В. Методика оценки эффективности структур управления / В. Золотов, Н. Федорова // Консультант директора. - 2004. - № 2. - С.2-8.

8. Золотов В. Принципы построения организационных структур управления / В. Золотов, Н. Федорова // Консультант директора. - 2004. - №1. - С.5-12.

9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. -327с.

10. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.:ИНФРА-М, 2002. -256с.

11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - 2-э изд., испр. и доп. - М.: ТОО "Острожье", 2004. - 336с.

12. Классики менеджмента / Под. ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 1168с.: ил. – (Серия «Бизнес-класс»).

13. Кузин Б.И. Методы и модели управления фирмой / Б.И. Кузин, В.Н. Юрьев, Г.М. Шахдинаров. – СПб.: Питер, 2001. – 432с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

14. Майкл Э. Портер Конкуренция: Пер с англ.: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 495с.: ил.

15. Менеджмент организации. Учебное пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. - М.: ИНФРА - М, 1995. - 432с.

16. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: "Дело", 1993. - 702с.

17. Минцберг Г. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского / Г. Минцберг, Б.Альстрэнд, Дж. Лэмпел. – СПб.: Издательство «Питер», 2005. – 336с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).

18. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин, Г.Л. Кононова, В.И. Кочетков и др.; Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высшая школа, 2001. - 383с.: ил.

19. Правила оформления студенческих работ: Методические указания по оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ / Сост.: О.С. Диса, В.Г. Чуркин, Р.Р. Яворская; Под. ред. В.Г. Чуркина; НФИ КемГУ. – Новокузнецк: Изд. центр НФИ КемГУ, 2001. -32с.

20. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 671с.

21. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 608с.

22. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 669с.

23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. М.; ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2003. - 416с.

24. Чуркин В.Г. Менеджмент: Методические указания по выполнению дипломных работ / НФИ КемГУ, - 2-е изд. – Новокузнецк: Изд. центр НФИКемГУ, 2004. – 35с.

25. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 272с.

Приложение 1

Нижеприводимый перечень содержит основные темы курсовых ра­бот, намеченных кафедрой:

1. Формирование организационной структуры управления фир­мы.

2. Совершенствование информационного обеспечения управле­ния фирмой.

3. Управление социальными процессами в фирме.

4. Совершенствование технологий разработки управленческих решений в фирме.

5. Нормирование деятельности в организации управления фир­мой.

6. Пути и средства повышения эффективности управления фир­мой.

7. Разработка стратегии развития фирмы.

8. Оценка и анализ организационной культуры в фирме.

9. Анализ кризисных тенденций в деятельности фирмы.

10. Концепция построения системы управления фирмы.

11. Проектирование диверсификации деятельности фирмы.

12. Проектирование системы управления качеством продукции (услуг, деятельности и пр.) фирмы.

13. Проектирование системы управления персоналом фирмы.

14. Проектирование системы мотивации деятельности в фирме.

15. Пути повышения конкурентоспособности фирмы.

16. Бизнес-план на новый вид продукции (услуги) фирмы.

17. Программа социально-экономического развития фирмы.

18. Формирование структуры капитала фирмы и управление ли­квидностью его активов.

19. Проект создания фирмы малого предпринимательства.

20. Проект создания системы маркетинга в фирме.

21. Проект системы учёта, контроля и анализа в фирме.

Приложение 2

Государственного образовательного учреждения - student2.ru Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

Наши рекомендации