Часть i теоретические основы управления социально-экономическими процессами 4 страница

Понятие методов управления
Понятие "метод" происходит от греческого слова methodos и буквально означает "путь исследования", способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.
Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно - в механизм управления. Механизм - это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы - это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).
Методы управления - это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.
Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания (приоритетов) функций управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

Классификация методов управления
Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:
по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;
по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;
по роли на различных этапах жизнедеятельности организации - методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства;
по степени опосредованности воздействия - прямые и косвенные;
по уровню обобщения управленческих знаний - методы теории и практики управления;
по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т.п.;
по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.
В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.
Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента по характеру воздействия: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них в отдельности.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.
Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью Цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.
При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.
Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.
Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.
Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.
Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, "заражение", демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

Методы различных наук в управлении
В управлении, как и во многих других сферах научной деятельности, широко применяются общенаучные методы: наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, дедукции и индукции, сравнения, оценки, диалектики, системного и комплексного подходов, другие методы из арсенала философии, логики и методологии науки.
В управлении применяются методы многих конкретных наук, в том числе как обслуживающие. Среди них прежде всего надо отметить математические методы: сетевая оптимизация, линейное программирование, управление запасами, модель Леонтьева, метод анализа иерархий, методы прогнозирования, методы теории вероятностей, теории игр, теории управления организованными системами и некоторые другие. Активно используются методы самостоятельных наук: экономики, социологии, психологии, статистики и др.
Особого внимания заслуживают методы педагогики, обучения, образования, менеджмента знаний. Среди них выделяются методы поиска, обработки и анализа информации, освоения материала и представления результатов. К этой категории относятся, в частности, методы мозгового штурма (мозговой атаки), фокус-групп, деловых и ситуационных игр, кейс-стади и др.

Выводы
1. В содержание методологии менеджмента включаются подходы, парадигмы, ориентиры, приоритеты, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а так же ограничения. Любой компонент методологии может частично входить в состав других, а границы между ними размыты.
2. Методы управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления. В зависимости от того, насколько глубоко руководитель знаком с конкретными методами и как широко использует в своей управленческой деятельности, можно рассчитывать на успех фирмы или организации на рынке или в системе государственного управления.
Овладение арсеналом современных методов управления и иннотационными технологиями их использования позволяет значительно повысить востребованность менеджеров на рынке труда и обеспечить им высокую конкурентоспособность.
3. Методы можно классифицировать по масштабам, отраслям и сферам применения, по роли на различных этапах жизнедеятельности организации, по степени опосредованности воздействия, по уровню обобщения управленческих знаний, по управленческим функциям и особенно подробно - по конкрет-
ным объектам управления и характеру ситуации.
4. Наряду с собственно методами управления, в его теории и практике активно используются как общенаучные методы, так и методы многих других наук.

Контрольные вопросы и задания
1. Что такое механизм управления, из чего он состоит?
2. По каким критериям классифицируются методы управления?
3. Чем отличаются друг от друга различные методы управления?
4. В каких случаях и органах государственной власти предпочтительно использование сугубо административных методов управления?

Список литературы
Короткое Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. М., 1996.
Уколов В.Ф., Быстряков И.К. Народ, государство, регионы: стабильность развития. М., 2001.
Шикин Е.В., ЧхартишвилиА.Г. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. М., 2000.


Глава VI
Системный подход в управлении
Система: понятие, признаки, компоненты Виды систем Понятие системного подхода Требования к системе управления Синергетический подход в управлении

Система: понятие, признаки, компоненты
Под системой понимается некоторое множество взаимосвязанных частей - компонентов, объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке времени.
Отличительными признаками системы выступают:
наличие взаимосвязанных частей в объекте;
взаимодействие между частями объекта;
упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
К основным компонентам системы относят: элемент системы, взаимоотношения между элементами, подсистему, структуру системы.
Первый компонент системы - минимальная целая часть системы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом. Кроме функциональной характеристики, минимальность определяется самим субъектом исследования как достаточная часть, удовлетворяющая познавательной и преобразовательной потребности.
Вторым компонентом системы выступают взаимоотношения между элементами или связи. Взаимоотношения могут быть нейтральными, когда оба элемента не претерпевают каких-либо структурных или функциональных изменений, или функциональными, когда один элемент, воздействуя на другой, приводит к структурным или функциональным изменениям в этом элементе.
Третьим компонентом системы является подсистема, состоящая из ряда элементов системы, которые возможно объединить по схожим функциональным проявлениям. В системе может быть различное количество подсистем. Это зависит от основных функций подсистемы: внутренних и внешних.
Четвертым компонентом системы выступает структура системы. Под структурой понимается совокупность связей, взаимоотношений между всеми элементами системы, между ее подсистемами, между системой и внешней средой.
Если рассматривать совокупность всех связей внутри системы, то такая структура будет внутренней. Если рассматривать совокупность всех связей как внутри системы, так и системы с внешней средой такая структура называется полной структурой.

Виды систем
Системы различаются по степени сложности. К неживым системам относятся:
- системы со стабильной структурой, не подверженные функциональным воздействиям в течение длительного периода времени. Например, залегающие на большой глубине объем га
за или нефти.
- системы с периодически изменяющейся структурой во времени и имеющие несколько функций. Примеры: гейзер, процессы горообразования, извержения вулканов.
К живым системам относят прежде всего:
- системы с самосохраняемой структурой и низким уровнем переработки информации (уровень одно- и многоклеточных организмов, растений);
- системы с относительно развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием (уровень животных);
- системы с развитым самосознанием, мышлением, нетривиальным поведением (человек);
- социальные системы и социальные организации, включающие людей и отношения между ними.
К социальным системам относятся:
- системы государственного управления; определяют качественное состояние общества, его развитости, создаваемые им возможности для людей;
- системы самоуправления; с их помощью местным самоуправлением организуются социально-экономические и культурные процессы на конкретной территории в рамках административного деления;
- системы управления организациями, институтами, групппами, ассоциациями;
- системы управления бизнес-организациями, т.е. хозяйствующими субъектами, реализующими собственные интересы посредством производства и реализации товаров (услуг).
Все эти системы имеют свои особенности.

Понятие системного подхода
Деятельность органов государственного управления связана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения деятельности могут оказывать влияние на будущее целых поколений. В этой связи очень важно, чтобы для решения сложных задач управления социально-экономическими процессами использовались научные методологические подходы, позволяющие предвидеть результаты принятых решений и снижать риск и последствия неудач. Одним из таких подходов является системный подход.
В процессе решения любой конкретной проблемы возникает множество вопросов, среди которых есть и такие:
чем обусловлена постановка задачи?
почему используются те или иные приемы, стиль, язык, методы?
существует ли другая логика решения задачи?
все ли научные средства использованы для решения задачи?
являются ли решения отдельных частей решением целостной задачи?
Ответы на эти вопросы может дать системный подход к управлению.
Система есть целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих благодаря своему единению качественно новыми характеристиками, причем каждая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы - системой более низкого порядка.
Все системы независимо от их природы имеют следующие атрибуты:
интегративные качества;
компоненты и элементы системы;
структуру;
общую цель и комплекс подцелей;
функции системы и ее компонентов;
включенность в более сложную систему в статусе компонента и элемента;
историчность;
внутренние и внешние возмущающие воздействия;
структуру управления системой;
информацию.
Система обладает свойством целостности. Это означает, что если она может быть разделена на элементы, то свойства и функции элементов (поскольку они находятся в системе) определяются их местом в рамках целого, а свойства целого не могут быть созданы и определены без некоторых свойств элементов. Все элементы осуществляют деятельность для достижения единой цели, стоящей перед системой в целом, играют роль фактора, ориентирующего исследователя на выработку исследования.
Целостность системы конкретизируется и осуществляется через связи. Они существуют между элементами системы и несут наибольшую смысловую нагрузку. Типология связей предетавляет собой сложную задачу. К настоящему времени в числе системных связей могут быть названы: связи взаимодействия (кооперативные, корпоративные, конфликтные и др.), связи порождения (вызывающие к жизни), связи преобразования (реализуемые через объект или путем взаимодействия объектов), связи строения (структурные), связи функционирования (обеспечивающие жизнедеятельность объекта), связи развития (модификация функциональных связей), связи управления (строятся на основе программы и представляют собой способ ее реализации).
Одной из важнейших системных характеристик является энтропия, представляющая собой количественную меру беспорядка в системе. Энтропия характеризует соотношение дезорганизованноеT и организованности систем различной природы, предопределяет поведение людей в сложных искусственных системах, в экономике, политике, межнациональных отношениях и других реальных сложных системах.
При прогрессивном развитии социальной системы в ней быстрее уменьшается энтропия. Если энтропия в некоторой системе увеличивается то это означает, что в системе преобладают процессы разрушения, деструкции, движение в сторону неупорядоченности, неопределенности и хаоса1, что в конечном итоге может привести к разрушению и гибели данной системы.
Системный подход в управлении рассматривает управленчес-кvю деятeльнocть как систему, т.e. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели.
Системный подход включает следующие этапы деятельности исследователя:
1. Выделение объекта внимания из общей массы явлений и процессов, очертание контура и пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой. Выявление главных или важных свойств составных элементов и системы в целом. При этом система не обязательно является матери альным объектом; она может быть, например, алгоритмом, программой или моделью.
2. Определение основных критериев целесообразного действия системы, а также основных ограничений и условий существования.
3. Определение вариантов структур и элементов, выявление главных факторов, влияющих на систему.
4. Разработка модели системы.
5. Оптимизация работы системы по достижению цели.
6. Определение оптимальной схемы управления системой.
7. Установление надежной обратной связи по результатам функционирования, определение надежности функционирования системы.
Выделяются три основных принципа системного подхода: целостность (характеристика самой системы не сводится к сумме характеристик составляющих ее элементов); структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений ее элементов); иерархичность (соподчиненность элементов). Основные понятия системного подхода можно представить в виде следующей логической последовательности:
Цель Элементы Связи элементов (в пространстве и во времени) Структура Состояние системы Функционирование Взаимодействие с окружающей средой Организация Управляющее воздействие Результат
Цель - сохранение или достижение желаемого или требуемого состояния системы.
Элементы - части системы.
Связи элементов - взаимоотношения между элементами системы, проявляющиеся в обмене энергией, информацией, веществом.
Структура - внутреннее строение системы, обусловленное устойчивыми связями между ее элементами.
Состояние системы - совокупность параметров, характеризующих систему в целом.
Функционирование - процесс перехода из одного состояния системы в другое или сохранение заданного ее состояния.
Организация - структурно-функциональное состояние системы. Организация описывает главные отношения, которые конституируют систему как целое и определяют ее суть.
Управляющее воздействие - целенаправленное воздействие на систему для коррекции ее состояния путем изменения входных параметров.
Результат - итоговое состояние системы, достигнутое под воздействием управления и функционирования системы.
Управление любым объектом предполагает наличие возможности тем или иным способом воздействовать на этот объект, осуществляя при этом целенаправленный выбор воздействий. Все системы управления имеют сходную структуру (схема 4), характеризующуюся наличием двух каналов связей между субъектом управления и объектом управления: канал прямой связи для передачи управляющего воздействия и канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта.

Схема 4. Простейшая структура системы управления
Процесс управления осуществляется на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды. Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой.
Окружающая среда - все, что не входит в систему, но влияет или может повлиять на нее.
Вход - цели, ресурсы.
Выход - результаты; в текущий момент - показатели, характеризующие состояние системы.
Обратная связь - мониторинг состояния системы в целях контроля за происходящими изменениями.
Границы системы - пределы воздействия управления.
Управление с позиции системного подхода есть осуществление совокупности воздействий на объект, выбранных из множества возможных воздействий на основании информации о поведении объекта и состоянии внешней среды для достижения заданной цели. Управление есть функция системы, направленная либо на сохранение ее основного качества (т.е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования и достижение определенной цели.
Управление предполагает измерения выходных параметров системы, сравнение результатов измерения с некоторыми заданными эталонами и последующее воздействие на вход системы (регулирование, корректировка входа) с целью установления необходимого режима работы. Соответственно системой управления называют систему, в которой реализуются функции управления.
В общем виде цикл управления можно записать следующим образом:
...Состояние Информация Выбор алгоритма управления Управляющее воздействие Состояние Обратная связь...
Алгоритм - это описание последовательности действий, приводящих к достижению целей. Алгоритм управления - совокупность правил, по которым на основании переработки информации о цели управления, о состоянии объекта управления, окружающей среды, о возмущающих воздействиях вырабатывается управленческая информация о необходимой совокупности управляющих воздействий.
Решение - некоторое предписание к действию для объекта управления (план, инструкция, приказ, комплекс физических управляющих воздействий и т.д.). Принятие решении - выбор из множества рассматриваемых вариантов с помощью критерия или принципа выбора.
Жизненный цикл системы содержит: возникновение, становление, функционирование, развитие (преобразование) или гибель. Если основной источник изменений организации находится внутри системы, то ее считают самоорганизующейся. Адаптация - реакция системы, направленная на приспособление к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Системный подход к управлению можно применять на разных уровнях научной абстракции, методологического знания (табл. 9).
Таблица 9 Уровни формирования системного подхода


Каждый из четырех выделенных уровней развития методологического знания имеет свое содержание, выполняет особые, только ему свойственные функции и роль в науке и практике управления. При существовании определенной соподчиненноеT уровней вместе они составили основу для становления системного подхода к формированию и развитию организаций.
Понятие системного подхода используется в настоящее время на всех уровнях методологии, в одних случаях оно исчерпывается стратегическими принципами, в других - мировоззренческой позицией, иногда оно используется как набор процедур и приемов, создающих форму и условия реализации соответствующих принципов. Поиск эффективного инструментария, которым можно было бы воспользоваться для определения наилучших путей и решений системных задач, является одной из центральных проблем современной науки управления.

Требования к системе управления
Как показывает опыт, сам по себе системный подход не решает содержательных научных задач и само по себе употребление системных понятий еще не дает гарантию успеха исследования. Однако системная постановка проблемы влечет за собой целый ряд последствий. Во-первых, системная постановка проблемы позволяет по-новому увидеть объект управления и провести границы, подлежащие изучению. Во-вторых, для проведения системного исследования необходимо выполнить ряд методологических условий: постановку проблемы целостности или связности объекта, исследование связей объекта; выделение системообразующих связей; выявление структурных характеристик объекта и др.
Из реальной практики решения системных задач управления можно выделить проблему конструирования сложных организационных систем, имеющих собственное "поведение", способных к функционированию, смене и перераспределению функций.
К этому типу системных задач относятся задачи построения функционирования и развития органов государственной власти, задачи управления предприятием, организацией, отраслью, народным хозяйством, а также управление на уровне отдельных производств и цехов. Принципиальной особенностью этих задач является то, что неотъемлемой частью их функционирования является человек. Это приводит к появлению у системы особых свойств, принципиально отличающих организационную систему от технической.
Системный подход помогает раскрыть сущность и содержание механизма управления. В основе принципов управления любой системы лежат два основных системных свойства:
обеспечение заданной цели функционирования;
обеспечение стабильности существования в меняющемся мире и защищенность от несанкционированного внешнего воздействия.
Эти принципы управления в различных (организационных, технических и др.) системах действуют либо раздельно, либо одновременно, но в разных пропорциях.
Управление сложными современными социально-экономическими, экологическими и техническими структурами должно быть:
всеситуационным, что означает возможность управления во всех возникающих ситуациях, включая чрезвычайные, когда связь с объектами управления может на некоторое время теряться;
гибким, что подразумевает смену форм управления в зависимости от обстановки и изменения долгосрочных тенденций;
непрерывным, что означает осуществление управляющих воздействий с целесообразной периодичностью;
оперативным, т.е. способным своевременно реагировать на изменения обстановки;
эффективным, что означает экономичность выбираемых управленческих решений и всего процесса, а также минимальный расход ресурсов, используемых в ходе управления.
В современных условиях совершенствование системы управления обычно происходит на основе использования информационных технологий, регулярного пополнения баз данных, обновления способов анализа и представления информации. Важнейшими критериями оценки результатов управленческих Функций должны быть положительные изменения конечных показателей деятельности объекта управления при сохранении устойчивости системы.
Устойчивость - способность системы противостоять процессу разрушения и поддерживать в течение определенного времени выбранный режим функционирования. Устойчивость социальной системы в общем виде можно раскрыть через следующие характеристики: высокая жизнеспособность, гибкость, адаптивность к быстро меняющимся условиям современного мира.
Эффективность социальных систем оценивается, как правило, по совокупности критериев. К наиболее часто применяемым критериям относятся:
продуктивность (оценка степени достижения системой поставленных перед ней целей);
экономичность (оценка степени использования (экономии) системой необходимых ресурсов);
эффективность (соотношение между уровнями продуктивности и расходов по их достижению);
качество (степень соответствия системы определенным требованиям, глубина удовлетворения потребности, полнота решения проблемы).
Общей характеристикой сложных систем является конструирование и использование многокритериальных образований или многокомпонентных критериев.

Синергетический подход в управлении
Изучение самоорганизующихся процессов различной природы привело к появлению и развитию синергетического подхода, вобравшего в себя идеи и подходы различных наук. Идеи самоорганизации имеют чрезвычайно широкое поле применения и в биологии, и в астрономии, и в физике, и в физической химии, и в общественных науках. Синергетический подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности. Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с ее свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др.
Синергетические исследования выделяют три типа самоорганизующих процессов:
самозарождение организации;
поддержание оптимального уровня;
совершенствование и воспроизводство организации.
механизм самоорганизации напрямую связан с такими условиями существования системы, как открытость, нелинейность, множественность, внешние факторы влияния, неравновесность. Неравновеаюстъ системы обусловливается накоплением флуктуации (отклонений значений величин от их средних значений). Неравновесные системы характеризуются особыми состояниями, так называемыми точками бифуркации, в которых невозможно определить пути дальнейшей эволюции системы. Главной характеристикой точки бифуркации является принципиальная непредсказуемость дальнейшего поведения системы.
Функциональной сутью самоорганизованных процессов является самосоздание, самосохранение, самосовершенствова-ние и самовоспроизведение порядка в сруктуре и функционирование системы. В качестве примера может выступать производственная подсистема, экономическое развитие в которой обусловливает разноуровневое и вместе с тем параллельное, непротиворечивое существование процессов качественных изменений и изменений количественных (независимое изменение размеров отдельных экономических единиц и общих пропорций экономики).
Одной из существенных характеристик эволюции системы является необратимость. Необратимость заключается в невоз-можности изменения направленности процессов в каждый Данный момент времени. При значительном участии обратимых процессов они составляют лишь часть сложного и в целом необратимого процесса системного развития, который носит Циклический характер. Комплексная схема Н.Д. Кондратьева отражает волнообразные колебания системной динамики трех видов: короткие, средние и большие. Периодические колебания (подъем - спад - кризис - оживление - подъем и т.д.) характеризуются тем, что начало подъема каждого цикла связано с внутрисистемными изменениями, а каждый спад сопровождается затяжными депрессиями наиболее значимых системных компонентов.
Волнообразные процессы сочетаются с непрерывными эволюционными изменениями. Возникновение больших, средних и коротких циклов является внутренней закономерностью системной динамики, имманентно присущей многим социальным системам.
Каждый элемент и компонент социальной системы (человек подразделение учреждение, регион, отрасль) - это самос-тоятельный, саморазвивающийся и саморегулирующийся организм, содержащии внутренние факторы поддержания собственного равновёсия, предохраняющего его от саморазрущения как сложной системы. Строгая повторяемость и предопределенность способствуют поддержанию равновесного состояния.
Социальная система исторична, постоянно испытывает внешние и внутренние возмущающие воздействия, но благодаря своим системообразующим, системосохраняющим ин-тегративным факторам, независимо от того, объективны они или субъективны, сохраняет свою целостность. Источником порядка и развития социальных систем является их самоорга-низация.
Устойчивость, стабильность зависят от характера и способа комбинирования методов управления, характера взаимодействия социальных институтов, ценностных представлений людей, норм их поведения, обеспечивается связью интересов и потребностей людей с общими процессами организационного развития.
Возможные типы социодинамики раскрывают противоречивый характер состояния стабильности.
I тип. Стабильный процесс подъема, системного оздоровления - расцвет.
II тип. Стабильный процесс функционирования общественной системы, эволюционное развитие - устойчивый рост.
III тип. Стабилизация в одной точке жизненного процесса - застой.
IV тип. Стабильный процесс упадка, разрушения общественных связей во время глубоких деформаций, другими словами - упадок, кризис.
Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления (согласно которым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий, т.е. чем больше усилий, тем выше эффект) на следующие положения:
Сложноорганизованным системам нельзя навязывать их пути развития. Необходимо понять, как можно способствовать их собственным тенденциям развития.
Всегда существуют альтернативные пути развития, есть возможности выбора, нет жесткой предопределенности.
В момент неустойчивости малые возмущения могут существенно влиять на развитие всей системы в целом.
Чрезвычайно эффективны бывают малые, но правильно организованные резонансные управляющие воздействия на сложную систему
Закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов обусловлены действием механизма положительной обратной связи. Таким образом, управление сложноор-ганизованными системами начинает основываться на построении управляющего воздействия, согласованного с существом внутренних тенденций развивающихся систем.
Так, например, власти могут управлять обществом, исходя из синергетического подхода к управлению развитием общества и обеспечивая консолидацию общества или его отдельной части и ориентируя общество на выживание, стабильность или некие привлекательные или, наоборот, непопулярные для общества цели, следуя при этом одному из следующих трех принципов:
управления обществом на основе технологии достижения важной и привлекательной для общества цели, когда консолидация общества осуществляется для достижения некой открыто объявленной цели (политической, социальной, экономической, духовной, национальной, религиозной и др.);
управления обществом на основе технологии противодействия или борьбы с неким образом противника, виновника или врага, когда общество консолидируется на противодействие или борьбу с неким образом противника-врага;
управления обществом на основе смешанной технологии, когда в разной пропорции используется первая и вторая технологии.

Наши рекомендации