Технические барьеры нетарифного регулирования
Технические барьеры – это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и т.д.
Применение технических барьеров вызвано объективными требованиями производства и потребления, в то же время они могут выполнять протекционистскую роль. Так, в 1969 году Министерство сельского хозяйства США установило стандарт на продаваемые в стране помидоры, предусматривающий их максимальный размер – 2,5 дюйма. Введение такого технического стандарта было вызвано интересами консервного производства, использующего автоматические устройства для сортировки и расфасовки помидоров, в то же время сделало невозможным поставки на американский рынок более крупных американских помидоров.
Введение санитарно-гигиенических норм и требований здравоохранения применяется в отношении импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и др. Особенно жесткие требования применяются к медикаментам. Санитарно-гигиенические нормы едины как для иностранных товаров, так и для иностранного производства.
К этой же группе ограничений относятся также требования к упаковке и маркировке, которые устанавливаются национальным законодательством страны-импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности.
В Республике Беларусь для реализации сельскохозяйственной продукции на экспорт необходимо оформление документов, подтверждающих ее безопасность и качество. При экспорте продукции растениеводства в соответствии с «Порядком осуществления контроля за показателями безопасности растениеводческой продукции» (утвержден и введен в действие Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 23. 07. 1999 г. № 191) необходимо получение сертификата и протокола испытания растениеводческой продукции. Контролю подлежит вся растениеводческая продукция, производимая и реализуемая сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами и другими землепользователями с различными формами собственности для пищевых целей. Продукция, предназначенная для производства детского питания, а также экспортируемая из республики и импортируемая в республику, проходит контроль на содержание всех указанных в данном Приказе токсичных веществ.
Контроль на договорной основе осуществляют аккредитованные лаборатории, в том числе контрольно-токсикологические лаборатории Республиканской государственной станции защиты растений, Республиканская производственная лаборатория комбикормовой промышленности, областные проектно-изыскательские государственные предприятия агрохимизации (ОПИГПХ), лаборатории заготовительных и перерабатывающих предприятий, районные агрохимические лаборатории, а также лаборатории Госстандарта и центров гигиены и эпидемиологии. Контроль за содержанием радионуклидов осуществляют аккредитованные (аттестованные) лаборатории и имеющие лицензию на право выполнения измерений подразделения радиационного контроля.
В соответствии с Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь «Об утверждении форм бланков удостоверений качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов и инструкции о порядке заполнения удостоверений качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» от 16.03. 2006 г. № 22/12/13/7 при реализации мясной и молочной продукции субъекты хозяйствования обязаны оформлять удостоверения качества.
Вывозимая за пределы страны подкарантинная продукция должны отвечать фитосанитарным требованиям, установленным международными соглашениями и конвенциями в области карантина и защиты растений. Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об утверждении некоторых нормативных правовых актов в области защиты растений» от 27.09. 2006 г. № 57 обязывает участников внешнеторговой деятельности при экспорте подкарантинной продукции получить фитосанитарный сертификат. Выдачу фитосанитарных сертификатов на экспорт (реэкспорт) осуществляют государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» и его территориальные организации.
При экспорте сельскохозяйственной продукции, происхождение товара из Республики Беларусь удостоверяется сертификатом о происхождении товара, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой, которой предоставлено право также давать разъяснения по определению страны происхождения товаров и порядку оформления (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» от 16.12. 2002 г. № 1743). Подтверждение достоверности сертификатов о происхождении товаров, выданных в Республике Беларусь, осуществляется таможенными органами в порядке, определяемым Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
В связи с тем, что реализация продукции за пределы Беларуси осуществляется с учетом нормативов страны-импортера, в республике достаточно целенаправленно совершенствуются методы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с международными требованиями. C 01.01.2001 г. В Беларуси введен в действие СТБ ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пищевых продуктов на основе принципа ХАССП. Общие требования».
В системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на начало 2009 г. сертифицировано 82 системы ХАССП: на предприятиях молочной промышленности – 37, на мясоперерабатывающих – 15, на хлебопекарных – 16. на птицефабриках – 8, в организациях других отраслей – 6. Кроме того, сертифицировано три системы менеджмента качества на соответствие ИСО 22000.
Принят ряд и других нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли, в том числе Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О внесении изменений в закон «О товарных знаках (знаках обслуживания)», «О почтовой связи» и др.
В Беларуси в последние годы введены многие стандарты на качественные характеристики сырья. Например, с 01.01.2008 г. внесены изменения в стандарт СТБ 1598 «Молоко коровье. Требования при закупках». В стандарте ужесточены требования к качеству сырья, сдаваемого на переработку. В частности, введен сорт молока класса «Экстра», который по своим качественным характеристикам соответствует европейским требованиям. Белорусскими национальными стандартами ужесточены также требования к производимым молочным продуктам. Так, например, сливочное масло с растительными добавками уже именуется «спредом», а сметана и сыр с растительными добавками – соответственно «сметанным» и «сырным» продуктами. Вся терминология и точное обозначение молочной продукции уже гармонизированы с российскими. Необходимо отметить, что отечественная молочная продукция традиционно изготавливается из натурального сырья, без консервантов и наполнителей.
В целом анализ действующих в Республике Беларусь законодательных актов в области внешней торговли свидетельствуют о том, что практически все принятые в последние годы нормативно-правовые документы нацелены на приведение их в соответствие с международными требованиями, особенно входящими в компетенцию ВТО, а также на совершенствование норм и правил торговли в рамках региональных торгово-экономических соглашений (СНГ, ЕврАзЭс, ЕЭП, Союз Беларуси и России).
Что касается участия государства во внешнеторговых операциях как метода нетарифного регулирования, то здесь надо отметить, что оно осуществляется разными способами. Благодаря государственным субсидиям субъекты хозяйствования имеют возможность выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые ниже цен конкурентов, кроме того, за счет того, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, внутренний рынок становится более защищенным от иностранной конкуренции.
Субсидирование может быть как прямым (дотации из бюджета, финансирование НИОКР), так и косвенным (льготы по кредитам, освобождение предприятий от уплаты некоторых налогов и т.д.).
Государственные закупки товаров и услуг – это выход государственных организаций развитых стран в роли покупателей товаров на национальный и мировой рынок (в странах ЕС – 15% от ВВП).
Подобные закупки обеспечивают развитие сектора здравоохранения, образования, способствуют модернизации инфраструктуры и организации новой информационной технологии.
Правовые нормы большинства стран предусматривают преимущественную покупку товаров национального производства, если она финансируется государством или проводится государственными организациями.
На практике используются, во-первых, официальные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискриминационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров; во-вторых, негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана закупать товары национального производства, а также когда и на каких условиях заказ может быть выдан иностранному поставщику.
Нетарифные ограничения со стороны государства могут быть заложены и в механизме платежей. Так, манипулируя валютным курсом, правительство страны может воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение курса валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке страны.
Методом нетарифного регулирования, заложенном в механизме платежей, может являться также так называемый импортный депозит. По сути это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты и по истечении нескольких месяцев сумма залога возвращается ему. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают издержки импортера по совершаемой операции и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные депозиты означают предоставление беспроцентного кредита банку. Менее заметно их воздействие на экономику и внешнюю торговлю страны в замораживании и изъятии из обращения на определенный срок значительных денежных средств. В результате происходит «цепная реакция» сокращения спроса на импортные товары, включая и те, которые не затрагиваются импортными депозитами. Таким образом, импортный депозит – это протекционистский барьер двойного действия.
Как следует из вышеизложенного, каждый инструмент нетарифного регулирования обладает собственными отличительными особенностями воздействия на внешнюю торговлю и механизмами их реализации. Особенно это относится к отрасли АПК. Поэтому все принимаемые меры по защите внутреннего рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия Республики Беларусь должны базироваться на всестороннем анализе и учете нормативно-правовых положений, используемых в мировой практике, а также принятых национальных законодательных актов.