Этап 2: Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируется лицом, принимающим решения).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

Утверждено на заседании кафедры

экономики и управления в строительстве

«21» апреля 2015г.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению практических занятий

для обучающихся по направлению подготовки

080100.62 - Экономика

Профиль - Экономика предприятий и организаций

квалификация выпускника «Бакалавр»

Часть 1

Ростов-на-Дону, 2015

УДК

Управление проектом: Методические указания для проведения практических занятий для обучающихся по направлению подготовки 080100.62 – Экономика

Профиль - Экономика предприятий и организаций квалификация выпускника «Бакалавр» очной формы обучения. - – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2015.–24с.

Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».

Изложены основные вопросы применения на практике методов и инструментов управления проектами.

Электронная версия методических указаний находится в ЭБС.

УДК

Составители:

доц., к.э.н. Н.А. Осадчая

ассист. П.И. Камнева

Редактор М.А. Цыганова

Темплан 2015г., поз. 14___________________________________________

Подписано в печать 24.03.15. Формат 60х84/16 . Бумага писчая. Ризограф.

Уч.-изд.л. _1,0__.Тираж _3__ экз. Заказ______________________________

Редакционно-издательский центр

Ростовского государственного строительного университета

344022, Ростов н/Дону, ул. Социалистическая, 162.

© Ростовский государственный

строительный университет, 2015

1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цель практических занятий по дисциплине «Управление проектом»: практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины, развитие навыков расчетно-аналитической работы.

1.2 Задачи практических занятий: закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач; развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов; выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины; приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения

1.3 Настоящие методические указания содержат примеры решения типовых задач, направленных на практическое управление проектом, а также перечень контрольных вопросов для проверки полученных знаний.

1.4 Результатом выполнения заданий является отчет, который выполняется в письменном печатном виде с соблюдением требований, предъявляемым к научно-исследовательским работам студентов.

Практическое занятие №1.АНАЛИЗ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА

Цель занятия: сформировать у студентов умение анализировать риск при принятии управленческих решений

Риск в контексте рассматривается как воздействие на проект и его элементы непредвиденных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта. Риск проекта характеризуется тремя факторами: событиями, оказывающими негативное влияние на проект; вероятностью появления таких событий; оценкой ущерба, нанесенного проекту такими событиями.

Управление риском – это искусство и формальные методы определения, анализа, оценки, предупреждения возникновения, принятия мер по снижению степени риска на протяжении жизни проекта.

Управление риском применяется в тех случаях, когда степень риска в проекте достаточно высока.

В этом случае пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей.

При этом пользуются:

-известными, типовыми ситуациями (например, вероятность появления герба при бросании монеты равна 0,5);

-предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований при статистически предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);

-субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно, либо с привлечением группы экспертов.

Последовательность действий в этом случае такова:

1.Прогнозируются возможные исходы Аk = 1, 2, …, n;

2. Каждому исходу присваиваются соответствующая вероятность pk

3. Выбирается критерий (например, максимизация математического ожидания прибыли);

4. Выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному решению.

В более сложных случаях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ

Имеются два объекта (проекта) финансирования с одинаковой прогнозной суммой капитальных вложений. Величина планируемого дохода в каждом случае не определена и приведена в виде распределения вероятностей (табл.1).

Таблица 1

Проект А Проект Б
Прибыль, тыс.руб. вероятность Прибыль, тыс.руб. вероятность
0,10 0,10
0,20 0,20
0,40 0,35
0,20 0,25
0,10 0,10

Тогда математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно:

mА = 0,10*3000 + …. + …0,10*5000 = 4000,

mБ = 0,10*2000 + …+0,1*8000 = 4250.

Таким образом, проект Б более предпочтителен. Следует, правда, отметить, что этот проект является и относительно более рискованным, поскольку имеет большую вариацию по сравнению с проектом А (размах вариации проекта А = 5000-3000 = 2000, проект Б = 8000-2000 = 6000).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «риск» и «неопределенность».

2. Какими факторами характеризуется риск?

3. Какие аспекты включает в себя управление риском?

4. В каких случаях применяют управление риском?

5. Что подразумевает вероятностный подход?

6. Опишите алгоритм принятия управленческих решений в условиях риска.

Задания:

1. Определить какой проект является более предпочтительным по имеющимся характеристикам (П- прибыль, тыс.руб.; В – вероятность):

Проект А Проект В Проект С Проект D Проект Е
П В П В П В П В П В
0,10 0,10 0,10 0,10 0,10
0,12 0,20 0,18 0,18 0,18
0,15 0,35 0,25 0,35 0,36
0,14 0,25 0,20 0,25 0,28
0,11 0,10 0,15 0,16 0,16

2. Определить какой проект является более предпочтительным по имеющимся характеристикам (П- прибыль, тыс.руб.; В – вероятность):

Проект А Проект В Проект С Проект D Проект Е
П В П В П В П В П В
0,14 0,10 0,13 0,11 0,10
0,22 0,18 0,28 0,22 0,18
0,45 0,25 0,44 0,38 0,35
0,20 0,20 0,22 0,28 0,25
0,10 0,15 0,10 0,16 0,16

3. Определить какой проект является более предпочтительным по имеющимся характеристикам (П- прибыль, тыс.руб.; В – вероятность):

Проект А Проект В Проект С Проект D Проект Е
П В П В П В П В П В
0,15 0,10 0,10 0,15 0,12
0,25 0,15 0,22 0,20 0,22
0,48 0,30 0,48 0,40 0,45
0,22 0,20 0,20 0,25 0,25
0,14 0,16 0,16 0,10 0,15

Практическое занятие №2 .ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

Цель занятия: сформировать у студентов умение принимать управленческие решения с помощью построения дерева решений.

Современная разработка и принятие правильного решения — главные задачи работы управленческого персонала любой организации. Непродуманное решение может дорого стоить компании.

Когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или исходов испытаний, то применяют схему, называемую деревом решений.

Дерево решений — это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.

Рисуют деревья слева направо. Места, где принимаются решения, обозначают квадратами □, места появления исходов — кругами О, возможные решения — пунктирными линиями _ _ _ _ _, возможные исходы — сплошными линиям __________ .

Для каждой альтернативы следует рассчитать ожидаемую стоимостную оценку (EMV) — максимальную из сумм оценок выигрышей, умноженных на вероятность реализации выигрышей, для всех возможных вариантов.

ПРИМЕР 1:Управляющему нужно принять решение о целесообразности реализации проекта А либо проекта Б (табл. 2).

Таблица 2

Проект Постоянные расходы, тыс.руб. Доход в единицу времени, тыс.руб
А
Б

Первоначально, изучив условия задачи, можно сказать, что Проект Б более экономичен, что обеспечивает больший доход в единицу времени, вместе с тем, он более дорогой и требует относительно больших накладных расходов.

При решении данной задачи с применением метода построения дерева решений, процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:

Этап 1: Определение цели.

В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли.

Этап 2: Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируется лицом, принимающим решения).

Управляющий может выбрать один из двух вариантов:

А1→{реализация проекта А} или А2→{ реализация проекта Б }.

Наши рекомендации