Этап 2: Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируется лицом, принимающим решения).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный строительный университет»
Утверждено на заседании кафедры
экономики и управления в строительстве
«21» апреля 2015г.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению практических занятий
для обучающихся по направлению подготовки
080100.62 - Экономика
Профиль - Экономика предприятий и организаций
квалификация выпускника «Бакалавр»
Часть 1
Ростов-на-Дону, 2015
УДК
Управление проектом: Методические указания для проведения практических занятий для обучающихся по направлению подготовки 080100.62 – Экономика
Профиль - Экономика предприятий и организаций квалификация выпускника «Бакалавр» очной формы обучения. - – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2015.–24с.
Разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 080100.62 «Экономика».
Изложены основные вопросы применения на практике методов и инструментов управления проектами.
Электронная версия методических указаний находится в ЭБС.
УДК
Составители:
доц., к.э.н. Н.А. Осадчая
ассист. П.И. Камнева
Редактор М.А. Цыганова
Темплан 2015г., поз. 14___________________________________________
Подписано в печать 24.03.15. Формат 60х84/16 . Бумага писчая. Ризограф.
Уч.-изд.л. _1,0__.Тираж _3__ экз. Заказ______________________________
Редакционно-издательский центр
Ростовского государственного строительного университета
344022, Ростов н/Дону, ул. Социалистическая, 162.
© Ростовский государственный
строительный университет, 2015
1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Цель практических занятий по дисциплине «Управление проектом»: практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины, развитие навыков расчетно-аналитической работы.
1.2 Задачи практических занятий: закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач; развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов; выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины; приобретение умений и навыков эксплуатации технических средств и оборудования; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения
1.3 Настоящие методические указания содержат примеры решения типовых задач, направленных на практическое управление проектом, а также перечень контрольных вопросов для проверки полученных знаний.
1.4 Результатом выполнения заданий является отчет, который выполняется в письменном печатном виде с соблюдением требований, предъявляемым к научно-исследовательским работам студентов.
Практическое занятие №1.АНАЛИЗ И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА
Цель занятия: сформировать у студентов умение анализировать риск при принятии управленческих решений
Риск в контексте рассматривается как воздействие на проект и его элементы непредвиденных событий, которые могут нанести определенный ущерб и препятствовать достижению целей проекта. Риск проекта характеризуется тремя факторами: событиями, оказывающими негативное влияние на проект; вероятностью появления таких событий; оценкой ущерба, нанесенного проекту такими событиями.
Управление риском – это искусство и формальные методы определения, анализа, оценки, предупреждения возникновения, принятия мер по снижению степени риска на протяжении жизни проекта.
Управление риском применяется в тех случаях, когда степень риска в проекте достаточно высока.
В этом случае пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей.
При этом пользуются:
-известными, типовыми ситуациями (например, вероятность появления герба при бросании монеты равна 0,5);
-предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных обследований при статистически предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);
-субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно, либо с привлечением группы экспертов.
Последовательность действий в этом случае такова:
1.Прогнозируются возможные исходы Аk = 1, 2, …, n;
2. Каждому исходу присваиваются соответствующая вероятность pk
3. Выбирается критерий (например, максимизация математического ожидания прибыли);
4. Выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному решению.
В более сложных случаях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений.
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ
Имеются два объекта (проекта) финансирования с одинаковой прогнозной суммой капитальных вложений. Величина планируемого дохода в каждом случае не определена и приведена в виде распределения вероятностей (табл.1).
Таблица 1
Проект А | Проект Б | ||
Прибыль, тыс.руб. | вероятность | Прибыль, тыс.руб. | вероятность |
0,10 | 0,10 | ||
0,20 | 0,20 | ||
0,40 | 0,35 | ||
0,20 | 0,25 | ||
0,10 | 0,10 |
Тогда математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно:
mА = 0,10*3000 + …. + …0,10*5000 = 4000,
mБ = 0,10*2000 + …+0,1*8000 = 4250.
Таким образом, проект Б более предпочтителен. Следует, правда, отметить, что этот проект является и относительно более рискованным, поскольку имеет большую вариацию по сравнению с проектом А (размах вариации проекта А = 5000-3000 = 2000, проект Б = 8000-2000 = 6000).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятиям «риск» и «неопределенность».
2. Какими факторами характеризуется риск?
3. Какие аспекты включает в себя управление риском?
4. В каких случаях применяют управление риском?
5. Что подразумевает вероятностный подход?
6. Опишите алгоритм принятия управленческих решений в условиях риска.
Задания:
1. Определить какой проект является более предпочтительным по имеющимся характеристикам (П- прибыль, тыс.руб.; В – вероятность):
Проект А | Проект В | Проект С | Проект D | Проект Е | |||||
П | В | П | В | П | В | П | В | П | В |
0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | |||||
0,12 | 0,20 | 0,18 | 0,18 | 0,18 | |||||
0,15 | 0,35 | 0,25 | 0,35 | 0,36 | |||||
0,14 | 0,25 | 0,20 | 0,25 | 0,28 | |||||
0,11 | 0,10 | 0,15 | 0,16 | 0,16 |
2. Определить какой проект является более предпочтительным по имеющимся характеристикам (П- прибыль, тыс.руб.; В – вероятность):
Проект А | Проект В | Проект С | Проект D | Проект Е | |||||
П | В | П | В | П | В | П | В | П | В |
0,14 | 0,10 | 0,13 | 0,11 | 0,10 | |||||
0,22 | 0,18 | 0,28 | 0,22 | 0,18 | |||||
0,45 | 0,25 | 0,44 | 0,38 | 0,35 | |||||
0,20 | 0,20 | 0,22 | 0,28 | 0,25 | |||||
0,10 | 0,15 | 0,10 | 0,16 | 0,16 |
3. Определить какой проект является более предпочтительным по имеющимся характеристикам (П- прибыль, тыс.руб.; В – вероятность):
Проект А | Проект В | Проект С | Проект D | Проект Е | |||||
П | В | П | В | П | В | П | В | П | В |
0,15 | 0,10 | 0,10 | 0,15 | 0,12 | |||||
0,25 | 0,15 | 0,22 | 0,20 | 0,22 | |||||
0,48 | 0,30 | 0,48 | 0,40 | 0,45 | |||||
0,22 | 0,20 | 0,20 | 0,25 | 0,25 | |||||
0,14 | 0,16 | 0,16 | 0,10 | 0,15 |
Практическое занятие №2 .ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Цель занятия: сформировать у студентов умение принимать управленческие решения с помощью построения дерева решений.
Современная разработка и принятие правильного решения — главные задачи работы управленческого персонала любой организации. Непродуманное решение может дорого стоить компании.
Когда нужно принять несколько решений в условиях неопределенности, когда каждое решение зависит от исхода предыдущего решения или исходов испытаний, то применяют схему, называемую деревом решений.
Дерево решений — это графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды.
Рисуют деревья слева направо. Места, где принимаются решения, обозначают квадратами □, места появления исходов — кругами О, возможные решения — пунктирными линиями _ _ _ _ _, возможные исходы — сплошными линиям __________ .
Для каждой альтернативы следует рассчитать ожидаемую стоимостную оценку (EMV) — максимальную из сумм оценок выигрышей, умноженных на вероятность реализации выигрышей, для всех возможных вариантов.
ПРИМЕР 1:Управляющему нужно принять решение о целесообразности реализации проекта А либо проекта Б (табл. 2).
Таблица 2
Проект | Постоянные расходы, тыс.руб. | Доход в единицу времени, тыс.руб |
А | ||
Б |
Первоначально, изучив условия задачи, можно сказать, что Проект Б более экономичен, что обеспечивает больший доход в единицу времени, вместе с тем, он более дорогой и требует относительно больших накладных расходов.
При решении данной задачи с применением метода построения дерева решений, процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:
Этап 1: Определение цели.
В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли.
Этап 2: Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируется лицом, принимающим решения).
Управляющий может выбрать один из двух вариантов:
А1→{реализация проекта А} или А2→{ реализация проекта Б }.