Особенности экономической политики Р. Никсона
Лекция 6.2. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства
В XX - XXI вв. – продолжение лекции 6.1.
Вопросы:
Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70 гг. XX в.
Современный этап развития мирового хозяйства
Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70 гг. XX в.
В экономической литературе 50-е гг. XX в. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста.
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания".
"Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии “навёрстывания”.
1.Стимулирование спроса:
·увеличение уровня потребления населения;
·нехватка квалифицированной рабочей силы;
·принятие социальных программ.
2.Стимулирование предложения:
·резерв рабочей силы в традиционных отраслях;
·структурная перестройка;
·рост вложенных инвестиций;
·увеличение производительности труда.
Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции.
НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.
Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство (диверсификация — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства. Простым объяснением этого термина может являться известная пословица «Не клади все яйца в одну корзину»).
Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте "индустрии знаний".
Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.
Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.
Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.
США. В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.
Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились:
·быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;
·рост структурной безработицы;
·разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;
·снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.
Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе "новых рубежей", предложенной правительством Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т.д. Гибкая в целом политика "новых рубежей" дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20% превысил уровень 1961 г.
С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т.д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40% федерального бюджета.
Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.
Особенности экономической политики Р. Никсона
Этапы политики | Содержание политики |
Август-ноябрь 1971 г. | ·Замораживание цен и зарплаты на 90 дней ·установление дополнительного 10 % налога на импорт ·прекращение обмена долларов на золото |
Ноябрь 1971 г.-январь 1973 г. | ·Контроль над ценами и зарплатой ·девальвация доллара |
Январь-июнь 1973 г. | ·Отмена прямого государственного контроля над ценами и зарплатой ·замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля |
Июль 1973-апрель 1974 г. | ·Снятие ограничений с объемов производства сельхозпродукции ·сокращение социальных расходов |
Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом 1973 г., вызвавшим мировой экономический кризис 1973-1975 гг. Как свидетельствуют цифры, в США этот кризис проявился острее, чем в другим странах, но по своим показателям он уступал "Великой депрессии".
Особенности мирового экономического кризиса 1973-1975 гг. в США:
·свёртывание производства на фоне роста цен и неконтролируемой инфляции;
·рост безработицы;
·переплетение циклического кризиса с сырьевым, структурным и финансовым.
Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию огромного дефицита торгового баланса, что в свою очередь способствовало дальнейшему ослаблению позиции доллара на мировых рынках. В довершение к экономическим проблемам в стране возник политический кризис, связанный с Уотергейтским скандалом. Пришедшая к власти администрация Дж. Картера считала своей главной задачей достижение сбалансированности федерального бюджета к 1981 г. Для этого были предложены антиинфляционная и энергетическая программы. Однако решить поставленные проблемы не удалось.
Реализация "плана Маршалла" позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.
Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях:
·основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая);
·уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);
·широкое использование программирования экономики.
Франция. Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления де Голля.
Основные черты “дирижизма”:
·прямые административные методы вмешательства в экономику;
·активная предпринимательская деятельность государства;
·сильный государственный сектор;
·прямое финансирование капиталовложений;
·индикативное планирование.
Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года.
Основной задачей первого плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к "открытой экономике" был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.).
В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалась политика "промышленной переориентации", предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.
В результате наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств.
Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11% промышленной продукции и охватывали 38% производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27%, то в 1968 г. она снизилась до 15%. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.
Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:
·усилением инфляции;
·увеличением утечки капиталов за границу;
·дефицитом внешнеторгового баланса страны.
Это привело к тому, что Франция за 1973-1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.
Особое значение в развитии французской экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).
Великобритания. 50-е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран:
·влияние НТР;
·гонка вооружений в условиях "холодной войны";
·изменение мирохозяйственных связей.
В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов.
Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10% от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в "Общий рынок", но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.
В 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.
Трудности в стимулировании экономического роста в 60-70-е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. И хотя после прихода к власти в 1974 г. лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер, ухудшение экономического положения под влиянием мирового энергетического кризиса привело к сворачиванию этого курса.
В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась со второго места на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал одного процента. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговли. После того как ЕАСТ оказалась бессильной в конкуренции с ЕЭС, правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в "Общий рынок", но согласие "шестерки" было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки:
·переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;
·существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20 % на каждом;
·признание более высоких цен на сельхозпродукцию;
·отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;
·постепенное увеличение взносов в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.
ФРГ.В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с "экономическим чудом", когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 19).