Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Программа учебной практики
Направление подготовки
080200 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
«Бакалавр»
Москва
Авторы-составители– зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, доцент, к.филос.н, Аверин А.В.
– доцент кафедры менеджмента и маркетинга, к.э.н. Бурыкин Е.С..
– доцент кафедры менеджмента и маркетинга, к.э.н. Елисеева Т.В.
– доцент кафедры менеджмента и маркетинга, к.э.н. Рязанов А.А.
Методические рекомендации по организации и прохождению учебной практики студентов факультета управления по направлению подготовки бакалавров 080200.62 «Менеджмент».
Цели учебной практики
Являясь обязательной частью подготовки бакалавров менеджмента, учебная практика предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранному направлению на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.
Основнымицелями учебной практики являются:
· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в Университете;
· выработка умений применять полученные практические навыки решения конкретных вопросов возникающих при осуществлении организационно-управленческой деятельности;
· приобретение практических навыков самостоятельной работы.
Задачи учебной практики
Задачии содержаниеучебной практики заключаются в следующем:
· приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;
· ознакомление с историей деятельности, видом собственности, организационно-правовой формой (общество с ограниченной ответственностью, закрытое или открытое акционерное общество, фонд и пр.), системой управления и структурными подразделениями предприятия/учреждения/организации в которой бакалавр проходит учебную практику;
· изучение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (видов выполняемых работ и оказываемых услуг), ее основных потребителей, финансово-экономических показателей деятельности, положения на рынке и направлений развития предприятия/учреждения/организации;
· знакомство с работой функциональных служб предприятия/учреждения/организации (либо конкретной службы, в которой студент проходит практику) и должностными обязанностями их специалистов;
· получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки управленческой информации;
· формирование умений и навыков выполнения анализа экономических и управленческих расчетов;
· получение представлений об экологической деятельности предприятия/учреждения/организации, о санитарно-гигиенических условиях и охране труда, противопожарных и иных мероприятиях, обеспечивающих безопасность работы персонала предприятия / учреждения / организации;
· приобретение практикантами умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности по избранному направлению профессиональной деятельности на предприятии / учреждении / организации.
Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата
Учебно-ознакомительная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент».
Программа ознакомительной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (ред. от 20.05.2011 №544).
Учебная практика бакалавра в соответствии с ООП базируется на основе полученных ранее знаний обучающихся по таким предметам как «Институциональная экономика», «Деловая корреспонденция», «Экономика и социология труда», «Информационные технологии в управлении», «Методы принятия управленческих решений», «Теория менеджмента (История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)».
Содержание учебной практики логически и содержательно-методически тесно взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.
«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения учебной практики и приобретенные в результате освоения этих дисциплин включают:
- комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования фирмы как хозяйственной системы в условиях рыночной экономики, ее располагаемых ресурсах; умение их использовать при характеристике организационно-правовой формы, производственной и управленческой структуры, основных условий обеспечения экономической устойчивости, отдельных составляющих и параметров деятельности конкретного предприятия (организации);
- знание и понимание статистической методологии учета и анализа, умение и готовность применять её при изучении основных параметров, тенденций развития и экономической эффективности предприятия (организации);
- знание основ бухгалтерского учета и анализа, умение и готовность применять их при проведении учетных операций и анализа текущего состояния экономики предприятия (организации);
- знание принципов и методов стратегического и тактического планирования и управления, умение и готовность применять их в практике планирования на предприятии (организации) для повышения его эффективности;
- знание основ управления инновационной деятельностью фирмы, содержания и основных видов инновационной деятельности, методов оценки экономической эффективности инновационных проектов; умение и готовность применять эти знания при разработке и внедрении конкретных инновационных мероприятий;
- знание основ маркетинга предприятия (организации), умение и готовность применять их при комплексном изучении рынка, ценообразовании, обосновании ассортиментной политики и т.д.
Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе учебной практики, необходимы также для успешного освоения дисциплин, которые будут изучаться после ее прохождения (в седьмом и восьмом семестрах).
В процессе прохождения учебной практики бакалавр должен получить первичные навыки решения следующих профессиональных задач:
· поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
· подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
· обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
· построение стандартных теоретических, эконометрических и управленческих моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
· подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
· проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
· организация выполнения порученного этапа работы.