Тема 3. Понятие рынка в маркетинге.
Сущность спроса и предложения.
Классификация рынков.
Конъюнктура и емкость рынка.
Методика проведения конъюнктурного анализа.
Сущность спроса и предложения.
Основными элементами, определяющими рынок, являются спрос и предложение. Вместе с динамикой цен они включают в себя экономическое понимание рынка.
Спрос – потребности общества. Состоит из 2 частей: производственное и личное потребление.
Предложение– результат производственной деятельности, представленный в виде товарной массы и предоставленный к реализации. Состоит из текущего производства и запасов товаров у продавцов.
Классификация рынков.
Рынок – совокупность реальных и потенциальных потребителей товаров. Именно на рынке происходит удовлетворение потребностей.
Способы удовлетворения потребностей:
- попрошайничество
- самообеспечение
- децентрализованный – каждый производит то, что может, а затем обменивает на то, что нужно
- централизованный (рыночный).
Классификация рынков.
I. В зависимости от обслуживаемой клиентуры:
- потребительский рынок – совокупность физических лиц, приобретающих товар с целью личного некоммерческого использования;
- рынок промежуточных продавцов – приобретают товар с целью дальнейшей купли-продажи;
- рынок производственных потребителей – приобретают товар с целью использования в процессе производства;
- рынок государственных учреждений – приобретают товар с целью некоммерческого использования либо безвозмездной передачи нуждающимся;
- международный рынок.
II. В зависимости от объекта:
- рынок товаров
- рынок услуг
- рынок ценных бумаг
- рынок капитала
- рынок информации
- рынок рабочей силы
III. В зависимости от отраслевой принадлежности:
- рынок конкретного товара (автомобиль «Таврия»)
- рынок товарной группы (рынок легковых автомобилей)
- отраслевой рынок (автомобильный рынок)
IV. В зависимости территориального охвата:
- сублокальный рынок (рынок Алексеевского жилмассива)
- локальный рынок ( рынок г.Харькова)
- региональный рынок (рынок Восточной Украины)
- национальный рынок (рынок Украины)
- субглобальный (рынок Восточной Европы)
- глобальный или мировой.
V. В зависимости от соотношения спроса и предложения:
- рынок продавца – продавец диктует свои условия, так как спрос больше предложения. Сейчас этот тип рынка характерен для административного режима (Куба, КНДР)
- рынок покупателя – предложение больше спроса, каждый продавец вынужден бороться за каждого конкретного покупателя
VI. В зависимости от срока использования товаров:
- рынок товаров длительного использования (недвижимость, бытовая техника, мебель)
- рынок товаров кратковременного использования (продукты)
- рынок товаров одноразового использования (одноразовая посуда, салфетки)
3. Конъюнктура и ёмкость рынка.
Конъюнктура и ёмкость рынка – основные показатели, характеризующие состояние рынка.
Конъюнктура –в переводе с латинского слова, означает совокупность условий, взятых в их взаимосвязи. Конъюнктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, выражающаяся в определенном состоянии спроса, предложения, динамике цен и их соотношении.
Конъюнктура бывает 3 видов:
- народно – хозяйственная конъюнктура;
- торговая конъюнктура (товарного);
- конъюнктура конкретного товара.
К факторам, определяющим народно – хозяйственную конъюнктуру относят:
1) фаза цикла воспроизводства;
2) объём валового продукта;
3) динамика цен;
4) уровень инфляции;
5) состояние финансовой системы и экономики в целом;
6) состояние НТП;
7) государственная политика в области общественного производства (капиталовложения, инвестиции, амортизационные отчисления, налоги) и распределения (система подоходного налога, средняя минимальная заработная плата, социальное обеспечение).
Факторы, воздействующие на народно – хозяйственную конъюнктуру, по своему характеру и длительности неоднородны. Их принято классифицировать.
Классификационный признак | Группа факторов |
1. Связь с экономическим циклом | - циклические - нециклические |
2. Продолжительность действия | - долговременные (8 – 10 лет) - среднесрочные (3 – 8 лет) - краткосрочные (1,5 – 2 года) |
Принадлежность к изучаемому объекту | - эндогенные (внутренние) - экзогенные (внешние) |
Принадлежность к различным сторонам рыночного механизма | - факторы спроса - факторы предложения - факторы цены |
Предсказуемость | - прогнозируемые - непрогнозируемые |
Управляемость | - регулируемые - нерегулируемые |
Направленность воздействия | - стимулирующие - сдерживающие |
Теснота связи | - непосредственно влияющие - косвенно влияющие |
Сфера происхождения формирования | - экономические - социальные - политические - природные |
Ёмкость рынка – объем реализованной на рынке продукции в единицу времени.