Интеграционные процессы в рамках СНГ.
Интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких и устойчивых взаимосвязей и разделения труда с целью создания в перспективе единого народно-хозяйственного комплекса. Интеграционные процессы реализуются на микро- и макроуровнях. Микроуровень реализуется в разнообразных формах взаимодействия капитала отдельных хоз. субъектов; на мукроуровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Интеграционные процессы в рамках СНГ обусловлены потребностью в экономическом сближении стран СНГ (хотя и не всех и не на условиях СССР). Государства СНГ объективно заинтересованы в восстановлении и поддержании устойчивых экономических связей. Центром интеграции является Россия. Можно выделить два основных центра интеграции: 1) Российско-Белорусское объединение 2) Центр Азии - Узбекистан, Казахстан, Киргизия. Если 1992-93 имела место только дезинтеграция, то к 1994 г. наметились тенденции к сотрудничеству. В 1993 г. был подписан договор о 39оздании экономического союза СНГ, который провозгласил в качестве перспективной цели добровольное воссоздание единого пространства на рыночных началах, где свободно перемещаются товары, услуги, капитал и рабочая сила.
Существуют три интеграционных направления:
1) Создание экономического союза с координацией различных отраслей в межгосударственном масштабе;
2) Таможенный союз - ядро уже существует (остальные страны - режим беспошлинной торговли);
3) Валютный союз - создание систем многостороннего клиринга и взаимной конвертации валюты.
В их рамках можно выделить:
- Создание в январе 1995 таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в ноябре 1995 к нему присоединились Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Реализация идей таможенного союза проводится поэтапно. Необходима унификация таможенного законодательства, хотя многим государствам это невыгодно, так как грозит потерями части бюджета;
- Создание стабильного платежно-расчетного механизма. В 1994 г. был создан Платежный союз, но эффективная платежно-расчетная система пока отсутствует, проблема особенно обострилась в связи с введением в странах СНГ национальных валют, курс которых нестабилен. Осуществление основной части многосторонних расчетов между участниками должен взять на себя межгосударственный банк; Окт. 1996 -создание Плат. союза - общие правила организации валют. рынков стран СНГ; снятие ограничений на использование валют в качестве платежных средств по текущим операциям, достижение взаимообратимости валют, создание на территории стран СНГ стабилиз. фондов для регулирования курсовых соотношений.
- Проведение согласованной кредитно-денежной политики. Главной проблемой является слабая платежеспособность стран СНГ. Процесс интеграции банковских систем, унификации механизмов валютного контроля и регулирования котировок российского рубля и национальных валют должны несколько опережать все другие интеграционные процессы, создавая для них благоприятные условия. РФ предложила создать межгосударственный валютный комитет, который должен разработать систему взаимных котировок национальных валют, обеспечить выполнения взаимных платежных обязательств;
- Производственное сотрудничество и кооперация в важнейших отраслях экономики, уровень развития который напрямую определяет объем взаимного товарооборота, проблемы обеспечения государств содружества основными видами сырья;
- Разработка различных совместных программ, например, программ формирования единого сырьевого и аграрного рынка СНГ, конверсия оборонной промышленности и пр.
- Сотрудничество в области прогнозирования: обмен результатами прогнозов, разработка совместных прогнозов.
- Научно-техническое сотрудничество;