Тема 7. совершенная конкуренция
ЗАНЯТИЕ 1
1. Понятие конкуренции. Роль конкуренции в становлении разных типов рынка.
2. Рынок совершенной конкуренции, условия его формирования. Теоретическое и практическое значение совершенной конкуренции.
3. Малый бизнес в истории России и в современной российской экономике.
4. Принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Критические точки. Использование анализа критических точек в практической деятельности предприятия.
2. Максимизация прибыли и правило равенства предельных издержек и предельных доходов (MC = MR).
3. Кривая предложения и краткосрочное рыночное равновесие в конкурентной отрасли.
4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Принцип нулевой прибыли и его значение для предпринимателя (менеджера).
5. Совершенная конкуренция и эффективность экономики.
ЗАНЯТИЕ 3
1. Модель чистой конкуренции. Инфрамаржинальные, маржинальные и экстрамаржинальные фирмы.
2. Позитивный и негативный отбор на рынке. Получение прибыли при чистой конкуренции в долгосрочном периоде.
3. Многопродуктовая фирма: совместный выпуск продукции.
4.Многопродуктовая фирма: альтернативный выпуск продукции.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 5.
2. [2] Гл. 7.
3. [3] Тема 5.
4. [4] Тема 7, видеоматериалы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 6.
2. [6]
3. [5] Гл. 6 §2; 7 § 1.
4. [9] / Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс.
5.Дьячкина Л. Малый и средний бизнес Великобритании // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 5.
6. Колодня. Г. Как сделать шоколад еще слаще для потребителя // Финансовый бизнес. – 2008. – № 6.
7. Кондратьев В. Средний бизнес в мире и в России / В. Кондратьев, Г. Рамазанов // Мировая экономика и международные отношения.– 2008. – № 6.
8. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 год.
9. Никитина Л., Худилайнен М. Становление малого бизнеса в России // Инновации. – № 9. – 2006. – С. 63 – 67.
10. Рубин Ю. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – M.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010.
11. Степанов Л. Моделирование совершенной конкуенции на основе нейросетевых технологий // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/Stepanov1.pdf
12. Яковлев А. Российские «челноки» – от предпринимателей поневоле к интеграции в рыночное хозяйство // Мир России. – 2007. – № 2.
ТЕМА 8. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Три типа рынков несовершенной конкуренции. Общие черты несовершенной конкуренции.
2. Универсальный характер правила равенства предельных издержек и предельных доходов. Принципы применения правила MR = MC.
3. Инкрементальный анализ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 6.
2. [2] Гл. 8 § 1.
3. [3] Тема 6.
4.[4] Тема 8.1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [3] Т. 2. – Гл.12.
2. [6] Гл. 10.
3. [5] Гл. 7 § 3.
4. [11] Гл.12 § 4.
5. Дейли Д. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества = Pricing for Profitability: Activity-Based Pricing for Competitive Advantage. – М.: Вильямс, 2003.
6. Осадчук Е. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
7. Портер М. Конкуренция = Michael E. Porter on Competition. – М.: «Вильямс», 2006.
8. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986. – Гл. 15–16.
9. Степанов Л. Конкуренция предприятий в условиях рыночной экономики и модель рынка // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/Stepanov.pdf
ТЕМА 9. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Основные черты рынка монополистической конкуренции.
2. Дифференциация продукта как способ рыночной адаптации российской промышленности.
3. Поведение и равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде (статический аспект).
4. Последствия монополистической конкуренции. Теорема «избыточной мощности». Динамический аспект проблемы: возможность постоянного получения экономических прибылей путем повторных дифференциаций продукта.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Продукт как экономическая переменная. Оптимизации качества товара и степени дифференциации ассортимента. Кривая качества. Качество как многомерная переменная.
2. Оптимизации качества товара и степени дифференциации ассортимента.
3. Общеэкономическое значение рекламы. Реклама в современной России.
4. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы. Динамический аспект рыночного равновесия.
5. Цикл жизни продукта.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 7.
2. [2] Гл. 8.
3. [3] Тема 5.
4. [4] Тема 8.2-8.4, видеоматериалы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [4] Гл. 17.
2. [5] Гл. 7 § 3.
3. [6] Гл. 10.
4. [10] / Самуэльсон П. Монополистическая конкуренция – революция в теории.
5. Градов А. Проблемы эффективности стратегии фирмы / А. Градов, А. Атавина // Экономическая наука современной России. – 2008. – № 1.
6. Иванов Е. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/ Ivanov.pdf
7. Кирцнер И. Конкуренция и Предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
8. Косой А. Свет и тени рекламы // Деловая Жизнь. – 2008. – № 11.
9. Кулова Р. Понятие конкуренции и детерминанты конкурентоспособности // Экономика и управление. 2010. № 20(155). С. 38-43.
10.Основы рекламы: учебное пособие / А. Костина, Э. Макаревич, О. Карпухин. – 2-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2009.
11.Практика рекламы от ведущих мировых экспертов / под ред. Эдриана Макэя / пер. с англ. В. Кузина /под ред. и с предисл. А. Андреевой. – М.: Эксмо, 2009.
12.Ривс Р. Реальность в рекламе / Пер. с англ. – М.: Северо, 2007.
ТЕМА 10. ОЛИГОПОЛИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Основные черты олигополистического рынка.
2. Описание олигополистического рынка в дуополистических моделях.
3. Поведение изолированной фирмы в модели Курно. Взаимосвязь поведения олигополистов в модели Курно, кривые реакции. Равновесие Курно.
4. Олигополия и эффективность экономики.
5. Роль крупных предприятий в экономике России.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Три основных разновидности олигополии. Нескоординированная олигополия. Модель ломаной кривой спроса.
2. Картели, механизмы их деятельности, роль в истории и современности. Российские синдикаты.
3. Картелеподобная структура рынка. Механизм координации действий олигополистов: лидерство в ценах (барометрическое, на основе низких издержек, доминирующей фирмы); схема «издержки плюс»; фокальные точки.
4. Ценообразование в практическом бизнесе.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 8.
2. [2] Гл. 9, 15.
3. [3] Тема 6.
4. [4] Тема 9, видеоматериалы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [8] Гл. 16.
2. [10] / Стиглер Дж. Дж. Ломаная кривая олигополиста и жесткие цены / Стиглер Дж. Дж. Теория олигополии.
3. Геворкян П., Малыхин В. Современные продвижения в модели Курно сотрудничества и конкуренции // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/Gevorkyan_Malykhin1.pdf
4. Цветков В. Особенности формирования и развития крупного российского бизнеса // ЭКО. – 2005. – № 8.
5. Эдель Г. Формирование олигополии в цементной отрасли России в период 1990 – 2008 гг. // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1. // elibrary.ru/download/51657082.pdf
6. Яковлев А. Российская корпорация / А. Яковлев, Ю. Данилов // Экономика и жизнь. – 2007. – № 15 (Апрель).
ТЕМА 11. МОНОПОЛИЯ
ЗАНЯТИЕ 1
1. Основные черты монопольного рынка. Характер барьеров, ограничивающих доступ в отрасль. Поведение фирмы-монополиста и последствия монополизации.
2. Монополия ex ante и ex post. Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия).
3. Ценовая дискриминация, ее предпосылки и разновидности.
4. Ценовая дискриминация в России.
5. Долгосрочная кривая издержек на монополизированном рынке.
ЗАНЯТИЕ 2
1. Сущность антимонопольной политики. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Два целевых уровня цен.
2. Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.). Реформирование российских естественных монополий.
3. Антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий.
4. Антимонопольные меры по отношению к существующим и формируемым монополиям. Контроль захватов и слияний. Антикартельные меры.
5. Проблема монополизации российского рынка.
а) Социалистический монополизм и его трансформация при переходе к рынку.
б) Особенности антимонопольной политики в России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [1] Гл. 9.
2.[2] Гл. 10, 15.
3. [3] Гл. 6.
4. [4] Тема 10, видеоматериалы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. [3] Т. 2. – Гл. 10.
2. [5] Гл. 8.
3. Болочев С. Изменение совокупного выпуска фирмы-монополиста как критерий допустимости ценовой дискриминации третьей степени // Российский экономический Интернет-журнал. – http//www.e-rej.ru/Articles/2009/Bolochev.pdf
4. Гусев К., Гурин А. Российская экономика: от монополизации к модернизации // Банковское дело. – 2010. – № 4. – С. 14-18.
5. Осадчая И. Становление крупных бизнес-структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. – 2007. – № 2.
6. Поляков Г. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вестив электроэнергетике. – 2007. – № 1.
7. Прыганов С. Монополизация стала барьером для российской экономики // Экономист. – 2007. – № 6.
8. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // Эксперт. – 2007. – № 36.
9. Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция // Право и Защита. – 2008. – № 8.
10. Смирнов К. Монополистов ограничат // Экономика и жизнь. – 2008. – № 5.
11.Хорунжая С. Финансовый механизм регулирования деятельности естественной монополии (на примере электроэнергетики России) // Финансы. – 2009. – С. 38-44.
12. Хмелев M. России зарождается страховой монополист // Финансовые известия. – 2008. – № 19.
13.Щербина М. Особенности государственного регулирования естествен-ных монополий в России // Бизнес Академия. – 2002. – № 10(20).