Первым из иерархов решил открыть духовное училище в своей епархии.

Произвёл преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской.

Все три школы стали называться духовными семинариями. Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ.

С 21 июля 1730 года — член Святейшего Синода.

Почему время, когда епископом Нижегородским был Питирим вошло в историю как «питиримово разорение»

В 1719 году Питирим становится епископом Нижегородским и Арзамасским, фактически "подвинув" с этой должности прошлого епископа-консерватора, Филарета. С этих самых пор начинаются наиболее грандиозные в то время гонения на старообрядцев. До сих пор остается загадкой, почему же сам Питирим, будучи выходцем из традиционной старообрядческой семьи, а также видным деятелем старообрядчества на Ветке (один из религиозных центров, граница с Польшей), практически "сменил" веру.

Деятельность Питирима в должности епископа и послужила поводом для ненависти со стороны старообрядчества. Будучи близок с сестрами Петра, он поддерживал сообщение с самим Императором. Именно Питирим предложил Петру проект реформ по устранению раскола, причем этот проект пришелся ко времени и к месту, так как Россия была истощена войнами и нуждалась в пополнении казны. Основным, и наиболее важным аспектом реформ стало введение двойного налога по отношению к старообрядцам (Указ от 8 января 1716 года).

Проводником этой политики в Нижегородском Поволжье и стал Питирим, активно использовавший светскую власть в лице нижегородского вице-губернатора Ю.А. Ржевского для искоренения «раскола».

Методы нового епископа были довольно интересны. Поочередно он вызывал к себе всех священнослужителей области и просил их написать списки "раскольников", состоящих в их приходах, для последующего обложения их двойным налогом. Священники, само собой, отказывались. Тогда Питирим сажал их в камеру при монастыре и держал там до того, пока они не напишут необходимые списки. Причем, бывало, Питирим пускал в ход не только молитву и доброе слово для убеждение попов, но и собственные кулаки. Зачастую настоящих раскольников в приходах не было, тогда священники "закладывали" обычных прихожан, внося из в списки как "раскольников". Тех, конечно, облагали двойной податью, за что прихожане не были благодарны своему священнику. Но самое интересно заключалось в том, что Питирим обещал оставлять на своих местах "покаявшихся" священников, а на деле сразу после написания признательной их отправляли в ссылку. Потому что по действующему тогда законодательству укрывание раскольников каралось весьма жестко.

Такая политика Питирима имела несколько важных последствий.

1) Уже через 3 года служить в храмах было просто некому. Сослано было большинство служителей, а выпускники семинарий других городов и весей не спешили в нижегородчину.

2) Соответственно, Питирим предпринимает весьма грамотные шаги в разрешении сложившейся проблемы дефицита кадров: он открывает Нижегородскую семинарию и ряд приходских школ для подготовки собственных кадров. И это внесло определенный вклад в развитие образования Нижегородской области.

3) Под страхом разорения от двойного налога все большее число крестьян переходит в официальное православие, а самые принципиальные старообрядцы бегут в соседние области и даже за Урал.

4) Активность Питирима укрепляет позиции нижегородской епархии, которая в начале своего существования считалась беднейшей в России.

ВОССТАНИЕ КОНДРАТИЯ БУЛАВИНА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Атаман Кондратий Булавин рассылал «прелестные грамоты» с призывом «побить бояр, прибыльщиков и немцев» («немцами» тогда называли иностранцев, некоторые из них занимали важные государственные посты). Такие грамоты попали и в Нижний Новгород.

А 27 мая 1708 года на Дмитриевской башне кремля, на заборах домов Приказа монастырских дел и стрелецкого головы появились «воровские» надписи: «Быть бунту, что и в Астрахани!».

Воевода Никита Кутузов не знал, что делать. Послал донесение царю и поставил возле каждой надписи по стрельцу – чтобы охраняли «вещественное доказательство».

Узнав о том, что призывы к бунту стали известны всем – от мала до велика, Петр I пришел в ярость. «Никита Кутузов, человек ты недалекого ума, - писал он, - допустил в сем деле немалую оплошку». И прислал в Нижний другого градоначальника - Ивана Леонтьева.

Но и тот ничего не мог противопоставить мятежникам. В десяти верстах от Нижнего они напали на казенный струг, убили целовальника и приказчика, разбойничали и под Балахной.

Отряд Булавина под началом Ганьки Старчонка грабил помещиков, грозился пойти в Нижний, чтобы «распустить тюрьму».

Для того чтобы искоренить крамолу, Петр послал нижегородских драгунов. И те выполнили возложенную на них задачу. Гаврюша Старчонок, хотя и занял Балахну, был оттуда с позором изгнан.

Драгуны –кавалеристы, способные действовать в пешем строю. Такие воинские формирования были созданы Петром I. В том числе и Нижегородский 44-й драгунский полк.Он был одним из лучших в российской армии, побеждал во многих сражениях. Особенно отличился в войнах с Персией и Турцией.

Наши рекомендации